Юлия Ларькина
Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
"Чтобы ребёнка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении"
Жан Жак Руссо
1. Пояснительная записка
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Публикация «Программа по здоровьесбережению „Здоровый ребёнок“» размещена в разделах
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься".
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся : гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
Программа "Ступени здоровья" разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ :
• анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);
• научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
• материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование);
• финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
• комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);
• анализ результатов физической подготовленности детей;
• характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу "Ступени здоровья", мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа "Ступени здоровья" – это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Эта программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
2. Цель программы
Программа «Ступени здоровья» : ориентирована на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.
3. Задачи базовой оздоровительной программы
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям спорта (баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).
3. Развитие основных физических качеств (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
4. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
5. Сохранять и укреплять здоровье детей.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ-273);
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.10 2013г. № 1155 "Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 25 комбинированного вида "Снегурочка" (далее – Учреждение);
Конвенция ООН "О правах ребёнка";
"Семейный кодекс РФ";
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"
5. Объекты программы
• Дети ДОУ;
• Педагоги.
• Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
6. Основные принципы программы
• научность (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
• доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
• активность (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
• сознательность (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
• систематичность (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
• целенаправленность (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);
• оптимальность (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
7. Основные направления программы
Профилактическое:
• обеспечение благоприятного течения адаптации;
• выполнение санитарно-гигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организаиионное:
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
• пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей (законных представителей).
8. Временные рамки и основные этапы реализации программы
2018-2019гг.
I этап. Сентябрь-октябрь. Организационно-мотивационный этап
Координация деятельности педагогов и родителей (законных представителей).
ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы
повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в
условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
II этап. Ноябрь-апрель. Основной.
Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
III этап. Май. Итогово-аналитический.
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.
Диагностические данные будут оформляться в "Паспорта здоровья групп".
9. Разделы программы
Программа реализуется через следующие разделы:
Укрепление материально-технической базы ДОУ.
Работа с детьми.
Работа педагогов.
Работа с родителями (законными представителями).
9.1. Укрепление материально-технической базы
1. Приобретение необходимого оборудования: Заведующий ДОУ
• ростомер;
• увлажнитель воздуха;
• соляная лампа;
• эфирные масла (эвкалипт, кедр);
• морская соль;
• коврик из микрофибры;
• резиновые, массажные следы;
• круглые большие массажные коврики;
• ионизирующая лампа "Сферион";
• спортивный инвентарь (мячи, наклонные доски, ребристые доски, массажные дорожки, лесенки, гимнастические скамейки, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, мешочки с песком);
• детская площадка (гимнастическая стенка с турниками и бумами, скакалки, кегли, игровое оборудование: горки, домики, лесенки, песочницы, качалки);
• футбольные ворота, скамейки для болельщиков, табло;
• баскетбольное кольцо;
• волейбольная сетка;
• кольцеброс;