марина грушина
Программа по здоровьесбережению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,
Темочки:
развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом
Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
2. Цели и задачи программы
Цель программы : Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
• Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
• Внедрение современных здоровьесберегающихтехнологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
• Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
• Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий : формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
• Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
Ожидаемый результат:
1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей :
оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.
5. Снижение уровня заболеваемости детей.
6. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
7. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-
личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
3. Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников :
Принцип активности и сознательности — определяется через участиевсего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию
валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение
содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической
технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и
методов работы;
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П. К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.
4. Организация двигательного режима детей.
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Модель режима двигательной активности детей
Виды занятий Варианты содержания Особенности
организации
Утренняя • Традиционная
гимнастика гимнастика Ежедневно утром, на
• Аэробика открытом воздухе или в
• Ритмическая гимнастика зале.
• Корригирующая Длительность 10-12
гимнастика мин.
Физкультурные • Традиционные занятия
занятия • Игровые и сюжетные
• занятия Два занятия в неделю в
Тематические занятия
• Занятия на свежем физкультурном зале.
воздухе Длительность 20-35
мин.
Физкультминутки • Упражнение для снятия
общего и локального
• утомления Ежедневно проводятся
Упражнения для кистей
Музыкальные рук во время занятий по
минутки • Гимнастика для глаз развитию речи, ИЗО,
• Гимнастика для формированию
улучшения слуха математических
• представлений.
Дыхательная гимнастика
• Упражнения для Длительность 3-5 мин.
профилактики
плоскостопия
Корригирующая • Разминка в постели – Ежедневно, при
гимнастика после корригирующие открытых фрамугах в
сна упражнения и спальне или группе.
• самомассаж Длительность 7-10 мин.
Оздоровительная ходьба
по массажным и
• ребристым дорожкам
Развитие мелкой
моторики
Подвижные игры • Подвижные игры средней Ежедневно, на
и физические и низкой интенсивности утренней прогулке.
упражнения на • Народные игры Длительность 20-25
прогулке • Эстафеты мин.
• Спортивные упражнения
(катание на санках)
• Игры с элементами
спорта (футбол,
бадминтон, хоккей)
• Музыкальные игры На прогулке во второй
• Школа мяча половине дня
Длительность 15-
20мин.
«Недели • Занятия по валеологии
здоровья» • Самостоятельная
двигательная
• деятельность
Спортивные игры и 4 раза в год (в октябре,
упражнения
• Совместная трудовая январе, марте, июле)
деятельность детей,
педагогов и родителей
• Развлечения.
Спортивные • Игровые Праздники проводятся
• Соревновательные
праздники и • Сюжетные 2 раза в год.
физкультурные • Творческие Длительность не более
досуги • Комбинированные часа.
• Формирующие здоровый Досуги - один раз в
квартал.
образ жизни
Длительность не более
30 мин.
Самостоятельная • Самостоятельный выбор Ежедневно, во время
двигательная движений с пособиями, с прогулки, под
деятельность использованием руководством
самодельного или воспитателя.
приспособленного Продолжительность
инвентаря. зависит от
индивидуальных
особенностей.
Участие Подготовка и
родителей в проведение
физкультурно- физкультурных
оздоровительных, досугов, праздников,
массовых дней здоровья.
мероприятиях,
занятиях
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю. Ф. Змановского).
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме. Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных
упражнений (различные виды ходьбы и бег, комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т. д.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия
В ходепроведенияиспользуютсяритмические,музыкально-
дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные,
пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной
нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения
функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на
кожу и подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках,
движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Оздоровительно - развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников