Марина Титкова
Программа по выявлению и развитию природных способностей дошкольников средствами различных видов искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.
Публикация «Программа по выявлению и развитию природных способностей дошкольников средствами различных видов искусств» размещена в разделах
Цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Во главу эта школа ставит не передачу знаний, а воспитание.
Задачи: Освоение народной культуры
Освоение разнообразных видов художественной деятельности:
Живопись акварельными красками
Живопись на основе подражания
Рисование цветными восковыми мелками
Музыка и пение
Пластицирование
Эвритмия
Театрализованные представления
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях: интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Занятия различными видами искусства
В детстве человек обладает особенной способностью ярко и цельно воспринимать окружающий его мир. При этом маленький ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и переживать их нравственное влияние, откликаться душевно на их воздействие. Этот дар теряется позднее в процессе взросления, однако его можно удержать и развить, если предоставить человеку возможность как можно раньше жить и действовать в мире цветов, звуков, запахов.
Живопись акварельными красками.
Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своем особом языке, проявляется в только ей присущем действии, обладает индивидуальным качеством. Дети хорошо чувствуют этот язык и с удовольствием вступают в игру с красками. Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка и поэтому проводится не чаще одного раза в неделю в технике «мокрым по мокрому».
Если со стороны взрослого не будет апелляции к сознательному содержанию, к представлению ребенка, если не будет поставлена тема, то дети погрузят кисточки в стаканчики с краской лишь затем, чтобы потом понаблюдать за каплей, стекающей с них на бумагу. Ограничение тремя основными цветами – красный, желтый, голубой – предоставляет ребенку невероятно богатую по нюансам цветовую палитру, которую они создают сами.
Наряду с игрой цвета на бумаге, о которой дети многократно выскажут удивление или радостную неожиданность, большую роль играет также постоянно меняющийся цвет воды, в которой хорошо промывается кисточка. Когда весь лист уже занят рисунком и краски хорошо светятся и блестят, так как в них присутствует элемент воды, у детей наступает момент высшего удовлетворения, который часто затмевает бессознательно сопутствующий рисованию момент свободной игры.
Занятия живописью на основе подражания
Как практически любая способность, умение рисовать приобретается ребенком дошкольного возраста лучше всего через подражание взрослым. Поэтому особенно благоприятно, когда ребенок может наблюдать за рисованием свою мать, воспитательницу в детском саду или старших братьев и сестер. Если с этим не связано никакого поучения, он схватывает все так, как увидел, в соответствии со своим возрастом. Ему захочется либо сразу рисовать, если взрослый тоже рисует, либо попробовать самостоятельно в другое время.
Тому, кого в раннем возрасте с любовью и отзывчивостью научили обращать внимание на силу и нежность красок, то есть на градации цветов, выражающих утверждение или, наоборот, сдержанность, будет легче проявить соответствующие способности души в социальной сфере, в общении с другими людьми.
Вновь и вновь дается импульс к таким проявлениям, как тщательность, внимание, способность подождать, осмысленная последовательность процесса работы, непосредственное чувственное постижение законов смешения красок, взвешенное использование интенсивности цвета (например, интенсивный нежный, - все это означает, что телесность, которую надо освоить и подчинить, становится все более послушной, постепенно просыпающейся душе ребенка.
Рисование цветными восковыми мелками
Рисование восковыми мелками и занятия музыкой не являются такими же формами отдельных занятий, как живопись. Детское рисование подобно свободной игре и является выражением спонтанной детской активности. В вальдорфской педагогике развитие детского рисунка понимается как отражение фаз телесно-психологического формирования. Тем не менее восковые мелки (взамен карандашей) не являются какой-то вальдорфской догмой. Просто в процессе практической работы были созданы специальные карандаши и блоки из воска, более удобные для детского рисования, для детской руки, нежели цветные карандаши. В последнее время появилось много разновидностей мягких цветных карандашей, приближающихся по свойствам к вальдорфским цветным восковым мелкам. Восковые блоки позволяют создавать красивые цветные поверхности, пересекающиеся и накладывающиеся друг на друга. Рисуя такими блоками, ребенок может придумывать в процессе рисования разнообразнейшие сказочные сюжеты.
Музыка и пение.
Занятия музыкой и пением исходят из той же основной подражающе-впитывающей позиции ребенка. Нет необходимости в отдельных специальных занятиях пением и музыкой. Дети легко и естественно выучивают песни и запоминают мелодии, которые исполняют в их присутствии взрослые. В ходе дня, а также в процессе выполнения различного рода занятий, как и во время многочисленных игр-хороводов, есть много поводов и возможностей включить в них подходящую песенку или мелодию, исполняемую на лире, флейте или ксилофоне. Общая песня перед едой, песни к дню рождения и праздникам года (вспомним многочисленные рождественские колядки – утренние, вечерние, колыбельные, осенние, весенние, летние песни) – музыкально-песенный элемент должен так же естественно пронизывать жизнь группы, как и другие повседневные виды деятельности. Принципиальным является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие шумовые и музыкальные технические средства исключаются.
Ребята также могут играть на простых, специально разработанных для детского сада инструментах: детской лире, колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах. Рекомендуется музыкальный лад, построенный на квинтовом интервале. В этом случае любые сочетания звуков и мелодии будут гармоничными, потому что основной тон отсутствует. На протяжении тысячелетий квинтовый строй был ведущим музыкальным строем, отражая определенный этап развития сознания человечества. Он созвучен мироощущениям ребенка, у которого еще не развито сильное чувство самосознания и отдельности от мира. Поэтому музыкальное квинтовое настроение благотворно, гармонирующее действует на душу ребенка.
Пластицирование (лепка)
Пластицирование, как и живопись, может являться отдельным занятием. При этом важна не выразительность пластических форм, а сам процесс. Потребность из чего-то неоформленного, из хаоса создать форму и порядок является глубочайшей человеческой потребностью. Поэтому дети так любят возиться с песком или строить замки на берегу реки или моря. Вальдорфскими педагогами был разработан особый пластический материал – восковой пластилин, оптимальный для занятий лепкой с детьми дошкольного возраста. Детям не задается никакой определенной темы. Пластицируя вместе с детьми, взрослый дает лишь побуждение для развертывания творческой фантазии ребенка. Когда фигурка готова, ребенок может показать ее воспитателю и назвать то, что хотел изобразить. Все, что делают дети, хорошо и достойно и принимается таким, каково оно есть.
Эвритмия.
Эритмия – это искусство движения, означает благой, правильный ритм. Эвритмия пытается выразить посредством жеста и движения тела звуковую сторону речи, а также мелодичный и гармонический строй музыкального произведения. При этом для каждого отдельного звука или интервала ищется определенный жест. Гласные звуки выражают внутренние, душевные движения. Например, звук А – удивление, восхищение. Ему соответствует жест раскрытых рук. Напротив, звук Э может выражать отстранение, защиту (например, в слове «нет»). Ему соответствует жест перекрещивающихся рук. В согласных звуках выражается связь человека с миром. Эритмию называют зримой речью, зримым пением. Особое место в эритмии занимает способность гармоничного движения в пространстве. Движение вперед, назад, вправо, влево, по кругу, лемнискате и другим геометрическим формам создает богатую возможность развития гармоничного, изящного движения у детей.
Театрализованные представления.
Это прежде всего кукольный театр., в котором дети могут разыгрывать сюжеты народных сказок или других историй. Такая театрализация и драматизация могут в какой-либо из дней занять место свободной игры, тем более что данный вид деятельности находится посредине между игрой и занятием искусствами. Регулярное рассказывание сказки также время от времени заменяется простым кукольным спектаклем, который показывают детям взрослые.