ВАРЕНОВА МАРИНА
Программа по выявлению и развитию детей 4–5 лет с высоким уровнем изобразительных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Проблема работы с детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Раскрытие потенциала ребенка актуально для системы художественного воспитания.
Волна возрастной одарённости в течении нескольких лет несёт нас своём гребне маленьких ху-дожников. Но она уйдёт, и большинство взрослеющих детей найдёт другие предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт ху-дожественного творчества останется их личностным достоянием и возможно, поможет творче-ски проявить себя в той или иной сфере деятельности.
Публикация «Программа по выявлению и развитию детей 4–5 лет с высоким уровнем изобразительных способностей» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Программа «Юный художник» предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет, ода-рённых в области изобразительного искусства.
Цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование, разви-тие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изо-бразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.
Основные задачи:
Художественно – эстетические:
• развивать художественное восприятие жизни;
• уточнять представления об окружающем мире;
• развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства :
• развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной то-нальности; разные пропорции предметов;
• развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
• упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вер-тикальных линий (широких и тонких);
• закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксогра-фия;
• обучать технике рисования «по сырому»,пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разны-ми материалами;
• помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами : гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фло-мастеры.
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
• вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
• замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
• знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
• научить различать жанры живописи;
• развивать художественно – эстетический вкус.
Воспитательные:
• развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
• учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
• радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
Принципы построения программы :
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ре-бенка;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
1.2. Планируемые результаты освоения программы :
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего ориги-нального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость ребенка, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного ре-зультата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - на-стоящему желающий этого ребенок.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на один год обучения, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использовани-ем нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисова-ние, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями раз-вития ребенка, представленными в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы. Становление эстетиче-ского отношения к окружающему миру.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
2. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
3. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
4. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, модельной. и др.)
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.
Реализация программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов
и средств, представленных в образовательной программе дошкольного образования МКДОУ «ЦРР – д/с №1», методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и вы-бираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов де-тей, запросов родителей (законных представителей).
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону
ближайшего развития каждого ребёнка, через:
• создание условий для овладения художественными средствами деятельности
• организацию видов деятельности, способствующих развитию воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно – эстетического развития детей.
Игровые: Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
Практические: Практические задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
Словесные: Беседы с детьми о жанрах, видах изобразительного искусства.
Технология сотрудничества: Сотворчество с педагогом, сверстником, народным мастером.
Программа опирается на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивиду-ального подхода к каждому.
Для реализации программы сопровождения художественно одаренных детей предусмот-рено создание «уголка творчества», где должны быть в наличии самые разнообразные материа-лы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик.
При сопровождении культурных практик ребенка педагогу необходимо придерживаться следующих правил:
• Забудьте о лидерстве взрослого.
• Необходимо равноправие в заинтересованности.
• Будьте готовы к собственным промахам.
• Не разжевывайте смысл задания.
• Обращайте внимание на интересные неожиданности и используйте их развиваю-щий потенциал во взаимодействии с детьми.
• Рассматривайте детские отказы как ценные подсказки направлений и способов взаимодействия с детьми в деятельности.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Направления поддержки детской инициативы:
• позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления.
• психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
• фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положитель-ный эмоциональный фон для проведения обучения.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через :
создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
2.5. Средства обучения.
Художественные средства:
• Художественные инструменты и различный художественный материал.
• Бросовый и природный материал.
Наглядные средства:
• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
• Образцы работ, фотографии.
• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений ис-кусств и расширения знаний и впечатлений. (слайд-шоу, презентации.
Технические средства:
• музыка,
• видеофильм,
• слайд – шоу, презентации.
2.6. Календарно-тематическое планирование
Перспективное планирование
№ п/п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содер-жание Оборудование
СЕНТЯБРЬ
1. «Летний луг» Восковые мелки+
акварель, печать по трафарету Закрепить раннее усво-енные умения и навыки в данных техниках. Со-действовать наиболее выразительному отра-жению впечатлений о лете. Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, тра-фареты цветов, гуашь, по-ролон. тампоны, кисти
2. «Украсим вазу для цветов» Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ» Закрепить умение со-ставлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисо-вания формы вазы. Раз-вивать чувство компо-зиции. Предметы кругл. и овальн. формы ( например: поднос,блюдце, печатки и трафареты, пороло-нов. тампоны, гуашь, каран-даш.
3. «Бабочки, кото-рых я видел ле-том»
Монотипия, обведе-ние ладошки и кула-ка Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение ис-пользовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальца-ми – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на приме-ре бабочки). Развивать пространственное мышление. Силуэты симметричных и несимметричных предме-тов, лист бумаги, гуашь, карандаш.
4. По замыслу Различные Совершенствовать уме-ния и навыки в свобод-ном экспериментирова-нии с материалами, не-обходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных тех-никах. Учить самостоя-тельно выбирать техни-ку и тему. Всё имеющееся в наличии.
ОКТЯБРЬ
1. «Лесные колюч-ки» Тычок жёсткой по-лусухой кистью, от-тиск смятой бумагой Закрепить умение поль-зоваться техниками «тычок жёсткой полу-сухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рису-нок тела ёжика (овал) тычками без предвари-тельной работы (прори-совки) карандашом. Учить дополнять изо-бражение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. Иллюстрации с изображе-ниями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуа-ши, кисть, сухие листья, клей.
2. «Осенние листья»,
I занятие Тиснение Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шабло-ны листьев простой формы, делать на них тиснение. Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм. с разл. фктур. ,гуашь.
3. «Осенний пей-заж»,
II занятие Тычкование Закрепить умение вы-резать листья и при-клеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Раз-вивать чувство компо-зиции. Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газет-ной бумаги, красная, ко-ричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред. занятии.
4. «Я шагаю по ков-ру из осенних ли-стьев» Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету Познакомить с техни-кой печатания листья-ми. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовос-приятие. Учить смеши-вать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Листы формата А3 чёрн. цвета, опавшие ли-стья,гуашь, кисти, пороло-нов. тампоны, трафареты.
НОЯБРЬ
1. «Я люблю пуши-стое, я люблю ко-лючее» Тычок жёсткой ки-стью, оттиск ском-канной бумагой, по-ролоном Совершенствовать уме-ние детей в различных изобразительных тех-никах. Учить отобра-жать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Разви-вать чувство компози-ции. Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гу-ашь (для графики – только чёрная, скомканная бума-га,поролон. тампоны, эски-зы, фото, тарелка, для печа-ти.
2. «Первый снег» Монотипия. Рисова-ние пальчиками Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисова-ние пальчиками. Разви-вать чувство компози-ции. Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюст-рации.
3. «Узор на разде-лочной доске» (городецкая рос-пись)
___ Закреплять знания де-тей о городецкой рос-писи, её колорите и элементах. Учить ук-рашать разделочную доску простым узором. Развивать чувство ком-позиции. Изделия с городецкой рос-писью, раздел. доски разн. формы из бумаги, гуашь, кисти.
4. «Узор на тарелоч-ке»
(городецкая рос-пись)
___ Продолжать закреплять знания детей об эле-ментах и колорите Го-родецкой росписи. Учить составлять про-стой узор в круге. Раз-вивать чувство компо-зиции. Изделия с городецкой рос-писью, тарелочки, вырезан-ные из бумаги, гуашь, кис-ти.
ДЕКАБРЬ
1. «Волшебные сне-жинки»
___ Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кис-ти. Закрепить умение смешивать белую гу-ашь с синей, фиолето-вой. Развивать вообра-жение, чувство компо-зиции. Тарелочки и подносы, вы-резанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эски-зы.
2. «Зимняя ночь»,
I занятие Чёрно – белый грат-таж Познакомить детей с нетрадиционной изо-бразительной техникой чёрно – белого гратта-жа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. Лист полукартона, све-ча,тушь+жидкое мыло, кисть.
3. «Зимняя ночь»,
II занятие Чёрно – белый грат-таж Учить детей передавать настроение тихой зим-ней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выра-зительности, как линия, штрих. Заострённая палочка, эски-зы, иллюстрации.
4. «Ёлочка наряд-ная» Рисование пальчи-ками, аква-рель+восковые мел-ки Учить детей изготавли-вать плоскостные ёлоч-ные игрушки (в технике акварель+восковой ме-лок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закре-пить умение украшать различные геометриче-ские формы узорами, как на ёлочных игруш-ках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, ак-варель, восковые мелки, гу-ашь в мисочках, ёлочные игрушки.
ЯНВАРЬ
1. «Зимний лес» Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью Учить детей изобра-жать хвойный лес ме-тодом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печа-тью поролоном, прида-вать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, наре-занные блёстки.
2. «Лесной сторож»
(филин) Тычок мятой бума-гой, ватные палочки Учить детей создавать выразительный образ филина, используя тех-нику тычка мятой бу-магой. Развивать уме-ние пользоваться выра-зительными средствами графики. Закрепить на-выки работы с данными материалами. Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, ил-люстрации, эскизы.
3. «Пингвины на льдинах», I заня-тие (снег, лёд и полярная ночь) Печать поролоном Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь раз-личных цветов, смеши-вая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Уп-ражнять в аккуратном закрашивании всей по-верхности листа, изо-бражать пористые об-лака с помощью печати поролоном. Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампо-ны.
4. «Пингвины на льдинах», II заня-тие (пингвины)
___ Совершенствовать уме-ние в смешивании бе-лой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. Подготовленные ранее пей-зажи, гуашь, кисти, иллю-страции
ФЕВРАЛЬ
1. «Я слепил снего-вика» Обрывание и скаты-вание бумаги Упражнять детей в комбинировании двух различных при объём-ном изображении выра-зительных образов сне-говиков. Развивать во-ображение, чувство композиции. Плотная бумага серого, го-лубого цвета, салфетки бе-лого цвета, клей, пуговицы, нос, шапочка из картона.
2. «Лодочка» Рисование акварель-ными мелками по сырому фону Закрепить умение поль-зоваться техниками ри-сования по сырой бума-ге. Развивать простран-ственное мышление, закреплять знания о разнообразной цвето-вой гамме. Картон, акварельные мел-ки, губка, вода в блюдечке.
3. «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой, I заня-тие
___ Познакомить детей с семёновскими матрёш-ками. Учить определять колорит, элементы рос-писи и украшения. Уп-ражнять в рисунке си-луэтов матрёшек раз-ной величины. Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и аква-рель.
4. «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой, II заня-тие Рисование пальчи-ками Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упраж-нять в рисунке неслож-ной композиции на фартуках ранее нарисо-ванных матрёшек. Раз-вивать цветовосприя-тие. Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь.
МАРТ
1. «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» Печать по трафаре-ту, объёмное изо-бражение с исполь-зованием опилок, рисование ватными палочками Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (сме-шать клей ПВА и опил-ки, нанести на трафа-рет). Закреплять умение пользоваться знакомы-ми техниками.
Учить располагать изо-бражение на листе по – разному. Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллю-страции, открытки.
2. «Моя мама» Рисуем жидким тес-том, пальчиками Продолжать знакомить детей с жанром портре-та. Закреплять умение изображать лицо чело-века, пользуясь различ-ными приёмами рисо-вания (жидкое краше-ное тесто). Развивать чувство композиции. Лист формата А3 (плот-ный, мука, тюбики для жидкого крашеного теста.
3. «Рамка для фото-графии» Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого зо-лота» с помощью акриловой краски и крема для обуви Учить детей украшать узором рамки для фото-графий; рисовать тон-кие линии клеем по за-ранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко от-рывать флакон от ри-сунка, чтобы клей не капал); добавлять в ри-сунок различные точки, завитушки, линии. Раз-вивать творчество. Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обу-ви, золотая акриловая крас-ка, тряпочка.
4. По замыслу Различные Совершенствовать уме-ния и навыки детей в свободном эксперимен-тировании с материа-лами, необходимыми для работы в нетради-ционных изобразитель-ных техниках. Закре-пить умение самостоя-тельно выбирать техни-ку и тему.
АПРЕЛЬ
1. «Фантастическая планета» Пастельные мелки, рисование ватными палочками Учить детей при помо-щи пастельных мелков создавать фантастиче-ский рисунок необыч-ной планеты. Развивать воображение, творчест-во. Плотная бумага с шерша-вой поверхностью, пас-тельные мелки, ватные па-лочки.
2. «Звёздное небо» Набрызг, печать по-ролоном по трафаре-ту Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и пе-чать по трафарету. Раз-вивать цветовосприя-тие. Упражнять в рисо-вании с помощью дан-ных техник. Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, пороло-новые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстра-ции.
3. «Старинная кар-тина» Работа с краской, стекающей с рисун-ка, сделанного вос-ковыми мелками Учить детей новой тех-нике – эффект потре-скавшегося воска. Учить заполнять ри-сунком весь лист. Со-вершенствовать техни-ческие навыки при ра-боте в нетрадиционной технике.
Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости)
4. «Расцвели цветы» Рисуем контуры цветов по папирос-ной бумаге флома-стером Упражнять детей в по-лучении новых оттен-ков цветов путём нало-жения папиросной бу-маги друг на друга. Уп-ражнять в технике об-рывания, закреплять навыки работы с клеем.
Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3
МАЙ
1. «Краски моря»,
I занятие Изготовление силу-этов из папиросной бумаги Совершенствовать уме-ние детей создавать ри-сунок при помощи па-пиросной бумаги. Учить детей изготавли-вать трафарет из образ-ца. Папиросная бумага, флома-стер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллю-страции обитателей моря.
2. «Краски моря»,
II занятие Использование цел-лофана, обведение контуров чёрным фломастером Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. Чёрный картон, фломастер.
3. «Как я люблю одуванчики» Восковой мелок+
акварель, обрывание, тычкование Совершенствовать уме-ние детей в данных техниках. Учить ото-бражать облик одуван-чиков наиболее вырази-тельно, использовать необычные материалы для создания вырази-тельного образа. Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, аква-рель, кисти, жёлтые сал-фетки (2*2, зелёная бума-га, синтепон, клей.
4. По замыслу Различные Совершенствовать уме-ния и навыки детей в свободном экспериментировании с материа-лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразитель-ных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. Всё имеется в наличии.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. График проведения занятий по программе «Юный художник».
В рамках реализации программы проводится 1 занятие в неделю в 16:10 в пятницу. Продолжи-тельность 20 минут.
3.2. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
При организации РППС педагог должен учитывать следующее. Обстановка в группе создается прежде всего как комфортная и безопасная для ребенка. Малыши (особенно третьего года жизни) плохо реагируют на пространственные изменения обстановки - они предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство необходимо еще до их прихода в детский сад. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в сотрудничестве с взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.
Дети проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целе-сообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски. В группе должен быть обязательно организован уголок ряженья, который позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
3.3. Материально-техническое сопровождение
В группе имеется уголок изодеятельности, в нем есть все необходимое для творчества де-тей: различные виды карандашей и краски, цветные ручки,пластилин,глина,различные трафаре-ты.
Материал для нетрадиционных способов рисования (губки, печатки,и. т. д.) Расскраски, образцы поэтапного рисования, книга «Школа рисования». Альбомы с разными видами изобра-зительного искусства. Ящик с песком для рисования.
Инструменты и материалы, необходимые в работе:
бумага формата А4 и А3;
гуашевые, акварельные, акриловые краски;
пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
соль, мука, клей ПВА;
штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейль-ные, целлофановые пакеты;
поролоновые губки, пенопластовые трафареты.