Новикова Людмила
Программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 8 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочного курса «Математика вокруг нас» для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).
Публикация «Программа по внеурочной деятельности „Математика вокруг нас“ для 8 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Математика. Конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа «Математика вокруг нас» для 8 класса относится к «Общеинтеллектуальному»
направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
• Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была предназначена данная программа «Математика вокруг нас», для учащихся 8 классов.
Цель и задачи программы :
Цель: формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Задачи:
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• расширять математические знания в области многозначных чисел;
• содействовать умелому использованию символики;
• учить правильно применять математическую терминологию;
• развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
• сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
• уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 8-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
• создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
• познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
• осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
1. Содержание программы
I. История возникновения чисел (7 часов)
История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятеричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.
II. Математика вокруг нас (8 часов)
Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.
Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.
III. Дробные числа (4 часа)
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.
IV. Геометрия в нашей жизни (5 часов).
Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».
V. Математика на каждый день (6 часов)
Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.
VI. Математические чудеса и тайны (5 часов)
Математические игры. Геометрические головоломки. Математические софизмы. Числовые ребусы. Математические фокусы.
2. Тематическое планирование.
№ Название темы Количество часов
1. История возникновения чисел. 7
2. Математика вокруг нас. 8
3. Дробные числа. 4
4. Геометрия в нашей жизни. 5
5. Математика на каждый день. 6
6. Математические чудеса и тайны. 5
Итого
35
3. Календарно - тематический план 8 класс
№ урока Темы урока Программное
содержание Дата проведения по плану Дата проведения фактически
I. История возникновения чисел
1 История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Участвовать в игре «Как возникли числа», подбор из разных источников материал
измерять шагами длину предмета, и переводит их в другие единицы измерения
подбирать из разных источников интересный материал и выступать перед одноклассниками/
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование воображения
2 Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа:
«Измерение расстояния линейкой»
3 Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа:
«Измерение расстояния шагами»
4 Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная
5 Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная
6 Действия в двоичной системе счисления
7 Действия в двоичной системе счисления
II. Математика вокруг нас
8 Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Знакомство вопросами истории математики.
9 Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание
10 Математические софизмы
11 Секреты некоторых математических фокусов
12 Секреты некоторых математических фокусов
13 Решение задач с помощью максимального предположения
14 Решение задач методом с «конца»
15 Решение задач методом ложного положения
III. Дробные числа
16 Обыкновенные дроби Решать числовые и алгебраические выражения; использовать различные приёмы при решении выражений.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование воображения
17 Десятичные дроби
18 Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость
19 Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость
IV. Геометрия в нашей жизни
20 Угол Решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование воображения
21 Треугольник
22 Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов
23 Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки»
24 Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам»
V. Математика на каждый день
25 Сравнение понятий. Установление сходства и различий Сравнивать, устанавливать сходства и различия в окружающих предметах.
Строить таблицы по предложенному тексту.
Находить применение графов в жизненных ситуациях.
Выполнять расчеты затрат своей семьи на электроэнергию.
Составлять задания из практической жизни.
26 Решение сюжетных задач
27 Решение логических задач с помощью таблиц
28 Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач
29 Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»
30 Перестановки. Размещения. Сочетания.
VI. Математические чудеса и тайны
31 Магические квадраты Решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Знакомство вопросами истории математики.
32 Математические фокусы
33 Математические «Ребусы и головоломки»
34 Решение занимательных задач в стихах
35 Решение задач повышенной трудности