Зарема
Программа по внеурочной деятельности «Домовенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по внеурочной деятельности "Домовенок"
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Публикация «Программа по внеурочной деятельности „Домовенок“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Домовой, домовенок
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
- Примерной программы внеурочной деятельности
- Учебный план ГБОУРК «Керченская специальная школа – интернат» на 2021/2022 учебный год.
Цель: формирование трудовых умений и навыков, обучающихся для успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Совершенствовать трудовые умения и навыки по уходу за собой и своим жилищем.
2. Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.
3. Коррегировать ВПФ учащихся с учётом их возрастных особенностей.
4. Развивать эмоциональную сферу (ответственность, целеустремлённость, решительность, самостоятельность).
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа «Домовенок» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в группе. Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников специальных коррекционных школ приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Как и учащиеся массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребёнка с ограниченными возможностями здоровья труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственно развития. Коррекционное значение занятия трудом школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.
Обучая детей, педагог корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим и т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка. У них воспитываются определённые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещений, что создаёт условия для здорового образа жизни. Включение школьников в общественно - полезную деятельность позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Содержание рабочей программы внеурочной деятельности
Программа состоит из 4 разделов:
1. «Общественно-полезный труд» практическая работа по уборке и озеленению двора; волонтёрская помощь взрослым, акции милосердия; операции, трудовые десанты.
2. «Хозяйственно-бытовая деятельность» самообслуживающий труд; уход за сезонной одеждой (чистка, стирка, глажка, пришивание пуговиц, ремонт); навыки уборки помещений (школы, класса, комнаты, рабочего места); правила ухода за комнатными растениями; общая ориентировка в мире профессий и профессиональное самоопределение.
3. «Хранители природы» основы экологических проблем, разнообразие растительного и животного мира края, станицы, пришкольного участка; знакомство с заповедниками, музеями охраны природы; изучение пагубного влияния предприятий на экологию и здоровье людей; создание экологической тропы; проведение исследования пришкольного участка.
4. «Творческая мастерская» активная творческая работа, выпуск листовок, охранных грамот, информационных листов, выставки творческих работ, поделок, конкурсы, праздники труда, написание сочинений; проведение литературных вечеров.
Тематическое планирование
Месяц Тема занятия Всего часов
сентябрь Перебирание крупы
Картины из крупы 2
2
октябрь Влажная уборка комнаты
Уборка территории школы
Личная гигиена
Сбор семян на клумбах 2
1
1
1
ноябрь Уход за комнатными растениями
Уход за одеждой
Уход за обувью
Учимся завязывать шнурки и верёвочки на шапке. 1
1
1
1
декабрь Влажная уборка комнаты
Изготовление новогодних украшений 1
1
Январь Ремонт учебно-наглядных пособий
Этикет: правила поведения за столом.
Салфетки –их применение 1
1
1
февраль Складывание салфеток
Уход за комнатными растениями
Сувениры для детского сада
1
1
1
март Влажная уборка комнаты
Посев семян цветов 1
1
апрель Уход за комнатными растениями
Пересадка рассады
Уборка территории
2
2
2
май Влажная уборка комнаты
Посадка рассады на клумбе 2
2
Литература
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М. : Педагогика, 1995
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М. ,1980
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1967
7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М. : Просвещение. 1990