Лабуткина
Программа по развитию творческих способностей у детей 6–11 лет «По ступенькам творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По ступенькам творчества»
(Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)
Автор - составитель: А. А. Лабуткина
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Публикация «Программа по развитию творческих способностей у детей 6–11 лет „По ступенькам творчества“» размещена в разделах
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Данный курс развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель программы:
- развитие творческих способностей у школьников.
Задачи:
-познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-обучить различным приемам работы с бумагой;
- повысить уровень внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- повысить уровень развития мелкой моторики рук и глазомера;
-развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
-развить коммуникативные способности детей.
Организационно-педагогические условия
Форма проведения занятий: групповая.
Роль педагога-психолога: ведущий.
Контингент: дети возраста 6 - 11 лет.
Количество занятий: 14.
Частота проведения:1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 1 кл — 30 мин; 2 - 4 кл - 45 минут.
Количество учащихся: Данная программа может проводиться с группой учащихся от 6 человек. В условиях общеобразовательной школы может проводиться с целым классом (до 30 человек).
Программа состоит из 2-х блоков: первый блок рассчитан на учащихся 1 – 2 классов (количество занятий - 14, второй блок на учащихся 3-4 классов (количество занятий - 14).
Для реализации данной программы необходимо помещение, оборудованное партами (столами) и стульями. Это может быть учебный класс.
Оборудование
Для эффективной реализации программы необходимы следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши. Так же необходима школьная доска.
Методы диагностики
Для учащихся 1 – 2 классов:
- Методика «Склонность к творчеству»;
-Методика «Езда по дорожкам»;
- Методика «Домик»;
- Методика «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В. Ф. Ряховского.
Для учащихся 3 – 4 классов:
- Методика «Ваш творческий потенциал»;
- Опросник Г. Дэвиса;
- Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления
- Методика «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В. Ф. Ряховского.
Диагностика проводится в начале реализации программы и по её завершению.
Программа состоит:
1. Основная структура занятий
2. Ожидаемые результаты
3. Перспективное планирование для учащихся 1-2 классов
4. Перспективное планированиедля учащихся 3-4 классов
5. Библиография
Основная структура занятий
Вводная часть.
Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Эмоциональный настрой на работу: психологические игры.
Основная часть.
Знакомство детей с темой занятия. Создание творческой атмосферы. Вовлечение детей в игровую деятельность, с целью расширения кругозора и коммуникативных способностей.
Непосредственное выполнение творчского задания, с целью развития творческих способностейи мелкой моторики рук.
Завершающий этап.
Отслеживание настроения детей в конце занятий. Анализ группового взаимодействия через высказывание детей.
Условия эффективности работы:
- Создание атмосферы доброжелательности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех у каждого ребенка.
- Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.
- Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
- Поощрение и поддержка каждого ребенка. Помощь в выполнении задания при необходимости.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий ожидается:
- Повышение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста;
- Повышение уровня развития творческих способностей;
- Приобретение умений работать с бумагой в различных техниках;
- Повышение уровня развития мелкой моторики рук;
- Повышение уровня развития коммуникативных способностей детей.
Перспективное планированиедля учащихся 1 – 2 классов.
1. Знакомство. Диагностика.
Цель: Изучение уровня развития внимания, творческих способностей, мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.
(Бумага, ручка, раздаточный материал с тестовыми заданиями).
2. «Точка к точке»
Цель: Развитие воображения. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и развитие коммуникативных способностей детей.
(Раздаточный материал с шаблонами, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
3. Пальчиковая кукла «Свинка»
Цель: Развитие воображения. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и развитие коммуникативных способностей детей.
(Раздаточный материал с шаблонами, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
4. «Лиса»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Лиса». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, клей, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
5.«Рисуем по - точкам»
Цель: Развитие воображения. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и развитие коммуникативных способностей детей.
(Раздаточный материал, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
6.«Бабочка»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Бабочка». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, клей, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
7. «Красочные картинки»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
( Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
8.«Зайчик»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Зайчик». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
9.«Путаница»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
10.«Штрихи»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Дракончик». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
11. «Жар - птица»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Жар - птица». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
12. «Кошка»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
13. «Лягушка»
Цель: Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Прыгающая лягушка». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
14. Диагностика.
Цель: Изучение уровня развития внимания, творческих способностей, мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.
(Бумага, ручка, раздаточный материал с тестовыми заданиями).
Перспективное планирование для учащихся 3 – 4 классов.
1. Знакомство. Диагностика.
Цель: Изучение уровня развития внимания, творческих способностей, мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.
(Бумага, ручка, раздаточный материал с тестовыми заданиями).
2.«Точка к точке»
Цель: Развитие воображения. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и развитие коммуникативных способностей детей.
(Раздаточный материал, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
3. Пальчиковая кукла «Лошадка»
Цель: Развитие воображения. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и развитие коммуникативных способностей детей.
(Раздаточный материал с шаблонами, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
4. Рисунок по клеточкам
Цель:Повышение уровня развития мелкой моторики рук, творческих способностей и воображения.
(Тетрадный лист в клеточку, фломастеры, демонстрационные материалы).
5.«Лиса»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Лиса». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, клей, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
6.«А если вообразить…»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Бумага, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
7.«Рисуем по - точкам»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Бумага, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
8.«Лягушка»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Лягушка». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
9.«Необычные фигурки»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Бумага, карандаши, демонстрационные материалы).
10.«Красочные картинки»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Бумага, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
11.«Поиски необычного»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Бумага, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
12.«Сова»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Оригами «Сова». Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Цв. бумага, ножницы, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
13.«Сказочная страна»
Цель:Развитие воображения, кругозора и творческих способностей. Повышение уровня развития мелкой моторики рук и коммуникатиных навыков.
(Бумага, цв. карандаши, демонстрационные материалы).
14. Диагностика.
Цель: Изучение уровня развития внимания, творческих способностей, мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.
(Бумага, ручка, раздаточный материал с тестовыми заданиями).
Библиография
1. Аванесов В. С. Социологические тесты. М., 1982.
2. Долженко Г. И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
3. Изучение личности школьника учителем (Под ред. З. И. Васильевой и др. М., 1991.)
4. Крутецкий В. А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. М. : Просвещение, 1986.
5. Макарова Т. Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.
6. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.
7. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
8. Психологическая готовность к школе. — 4-е изд., перераб. и дополн. — Спб. : Питер, Серия «Учебное пособие», 2004.
9. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М. : Дидакт, 1992 .
10. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Академия, 1996.
11. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты С. - Пб. 2002.
12. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. С. – Пб. 2002.
13. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М. : Академический Проект, 2004.