С Ф
Программа по сопровождению молодых специалистов — учителей-дефектологов и учителей-логопедов
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по сопровождению молодых специалистов
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности.
Новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление.
Публикация «Программа по сопровождению молодых специалистов — учителей-дефектологов и учителей-логопедов» размещена в разделах
Взаимодействие семьи и педагога требует специальной подготовки молодых учителей – дефектологов и учителей – логопедов к работе с детьми с ОВЗ и их родителями.
Становление молодого учителя, его активной профессиональной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях процесса становления:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство;
2. профессиональное самоопределение;
3. творческая самореализация;
4. проектирование профессиональной карьеры;
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры;
Цель. Оказание помощи молодым специалистам, учителям –дефектологам, учителям - логопедам в их профессиональном становлении.
Задачи:
1. Активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть педагогом.
2. Организация методической работы с молодым педагогом в рамках образовательного учреждения.
3. Организация наставничества по различным направлениям с молодым педагогом.
4. Ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Молодой специалист в результате освоения данной программы должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК) :
ПК 1. Нормативно-правовой компетенцией
- знать и использовать в педагогической деятельности законодательные, нормативно – правовые документы в контексте идей модернизации, которые определяют его служебную деятельность, структуру и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- использовать в своей деятельности нормативно – правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
- понимать сущность государственной политики в области образования.
ПК 2. Аналитико-прогностической компетенцией
- анализировать результаты своей профессиональной деятельности, вязанные с организацией обучения и воспитания детей с ОВЗ, с учетом специфики их образовательных потребностей;
- разработать методы анализа, оценки динамики коррекционного процесса;
- проводить анализ необходимых для конкретного образовательного процесса технологий, методик.
ПК 3. Информационной компетенцией
- овладеть системой информационно-образовательных, электронно -образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР, методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение.
- уметь использовать источники информации различных типов и видов для обеспечения педагогической деятельности;
- владеть современными техническими средствами обучения;
- готовить различные виды методической продукции для обеспечения продуктивного коррекционно – развивающего процесса.
ПК 4. Коммуникативной компетенцией
- уметь принимать во внимание, выслушивать взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде;
- давать социально–психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общение;
- программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации в коррекционно - образовательной среде;
- ПК 5. Профессионально-методической компетенцией
- чётко формулировать основные цели коррекционной работы;
- выделять круг задач, которые должны конкретизировать основную цель коррекционно– развивающего процесса ;
- определять содержание коррекционно – развивающих мероприятий с учётом структуры дефекта и индивидуально- типологических особенностей детей с ОВЗ;
- использовать методы, приемы и техники с учётом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей детей с ОВЗ;
- выбирать форму участия родителей и других лиц в коррекционно- развивающем процессе;