Нина Мясникова
Программа по самообразованию «Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»
▼ Скачать +Заказ
«Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре на основе духовно нравственных ценностей»
старшая группа
Актуальность
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Пояснительная записка
Публикация «Программа по самообразованию „Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Народная кукла была и остаётся незаменимым спутником ребёнка с первых дней его жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции (помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения; представления о красоте, правде, нравственных идеалах).
С древности назначение куклы было многообразно : развлекательное, магическое, исцеляющее. Куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. Куклы, сделанные в семье и передаваемые из поколения в поколение, содержали сокровенную родовую информацию, информацию любви и защиты от болезней, злых людей. Современный ребёнок, общаясь с народной куклой, изготавливая её своими руками, играя в неё, «незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа».
Являясь частью культуры человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.
Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус.
Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.
Цель программы :
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с тряпичной народной куклой.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
2. Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.
3. Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.
Этапы реализации программы
1 этап - подготовительный.
Изучение и анализ литературы по теме, определение объема материала, сроков и направлений по программе. Анкетирование детей и родителей. Составление плана по теме. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, картотеки, подборка художественной литературы, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.
2 этап - основной.
Второй этап включает в себя беседы, игры, совместную творческую деятельность по изготовлению народных тряпичных кукол, народные праздники.
3 этап - заключительный.
- Создание в группе мини-музея «Народная кукла».
- Развлечение «Обережье» (экскурсия по мини-музею «Народная кукла», экскурсоводы- дети)
• Анкетирование
• беседы
• рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
• показ;
• объяснение;
• наблюдение;
• импровизации;
• чтение художественных произведений;
• рассказ педагога и рассказы детей;
• сочинение историй;
• анализ и самоанализ.