Наталья Яшина
Программа по самообразованию «Использование универсальных дидактических игр для развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование универсальных дидактических игр для развития детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Темочки:
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. По содержанию дидактические игры можно разделить на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим, по изобразительной деятельности.
Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Для этой возрастной группы характерно проявление сосредоточенности и целенаправленности, стремление провести деятельность наиболее точно. Возрастает желание преодолеть препятствия, справится с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.
С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группами, индивидуально. В старшем возрасте, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей данного возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным.
Цель: активизировать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста путем использования универсальных дидактических игр.
Задачи:
• Создать условия для познавательной активности детей шестого года жизни.
• Составить картотеку универсальных многофункциональных игр для детей старшего дошкольного возраста.
• Изготовление и использование универсальных дидактических игр в образовательной деятельности с детьми.
Этапы работы:
I. Теоретический: изучение литературы, интернет-источников, составление плана работы, создание картотеки.
II. Практический: изготовление дидактических игр и использование их в совместной деятельности с детьми.
III. Аналитический: подведение итогов проделанной работы, выводы.
План работы:
Месяц Метод. литература Оснащение пед. процесса Практическая работа с детьми Взаимодействие с родителями Метод. помощь
Сентябрь Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, И. А. Васильевой
Бармашова, Е. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей. / А. П. Усова. ; Под ред. А. В. Запорожца. -- М. : «Просвещение», 1976.
maam.ru›detskijsad…didakticheskoe…vozrasta.html
ped-kopilka.ru›Блоги›Блог›didakticheskie-igry…
kladraz.ru›Блоги›…-volshebnye-ruchki-dlja…
Изучение литературы, интернет источников. Подбор материала по теме.
Создать картотеку универсаль-ных дидактичес-ких игр. Использование словесных дидактических игр в работе с детьми. Консульта-
ция по теме «Использо-вание дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольно-го возраста»
Консультация со ст. воспитателем по вопросу.
Октябрь ped-kopilka.ru›Блоги›Блог›didakticheskie-igry…
kladraz.ru›Блоги›…-volshebnye-ruchki-dlja…
vk.com›club85683268
portal2011.com Изготовле-
ние д/и «Огород» Внедрение д/и В образовательную деятельность.
Ноябрь maam.ru›detskijsad…volshebnye-prischepki.html
Изготовле-ние д/и «Веселые прищепки» Внесение д/и в образовательную среду. Привлече-ние родителей к изготовлению дид. пособия.
Декабрь maam.ru›detskijsad…posobie-zvukovoi-parovozik.html
Изготовле-ние д/и «Поезд» Внедрение д/и в образовательную деятельность. Изготовление, подбор картинок для дид. пособия (животные, сказочные герои, цыфры, буквы).
Январь maam.ru›detskijsad/didakticheskaja-igra-rybalka…
Изготовле-
ние д/и «Рыбалка». Внесение д/и в образователь-ную среду дошкольников. Изготовле-ние рыбок для д/и совместно с родителями.
Февраль Изготовле-
ние д/и «Веселый волчок».
Внесение дид. пособия в игровое пространство.
Март
Изготовление д/и «Цветок» Внедрение д/и в образователь-ную деятельность. Показ открытого занятия с использова-нием универсальных дидактичес-ких игр. Консультация со ст. воспитателем по поводу презентации по теме.
Апрель Подготовка к выступлению на пед. олимпе. Презента-ция по теме. Использование универсальных дидактических игр в свободной деятельности детей. Презентация на род. собрании «Использова-ние универсаль-ных дидактических игр в работе с детьми».
Май https://vk.com/fetrologoped Изготовле-
ние д/и «Ежик». Использование дид. пособия в игровой и познавательной деятельности с детьми. Выставка универсальных д/и, используемых в работе с детьми.
Ожидаемые результаты:
- Повышение собственного уровня знаний по данной теме.
- Внедрение универсальных д/и в свою профессиональную деятельность с целью повышения познавательной активности детей, позволяющей трансформировать усвоенные знания в игру.
- Активизировать познавательный интерес у детей у детей.