Елена Мартьянова
Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР «Маленькие мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
Ручной труд является средством коррекции умственного развития дошкольников с проблемами в развитии.
Проблема трудового воспитания и обучения детей с задержкой психического развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной психологией и педагогикой. Научное обоснование данной проблемы связано с именем Л. С. Выготского. Рассматривая ее как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с ЗПР, Выготский Л. С. подчеркивал, что труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание. Труд раскрывает для такого ребенка мир духовный и мир материальный.
Публикация «Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР „Маленькие мастера“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Особое внимание уделяется ручному труду, поскольку ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка». Процесс развития ребёнка, в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А. Н. Граборова «при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен сам найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь». У детей старшего дошкольного возраста формируются личностные качества, проявляющихся в положительном отношении к труду, желании сотрудничать с взрослыми.
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами (природными, бросовыми и т. д., дети получают представления об их качестве и возможностях. Работа с различными материалами является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Это позволяет детям в дальнейшем свободно выполнять различные действия руками (играть, работать, заниматься физическими упражнениями и т. д., овладевать самыми необходимыми навыками (письмо, рисование) и использовать их в практической повседневной деятельности. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи. В ходе занятий ручным трудом удовлетворяется актуальная потребность обучающегося воспитанника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности.
Занимаясь ручным трудом, дети знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, овладевают умениями работать с разнообразным материалом, моделировать будущую поделку. В процессе творческого труда они приобретают навыки и умения, которые будут востребованы при обучении в школе. Дети учатся оценивать свою работу и работу всего коллектива. У них появится потребность в коллективном труде. В результате занятий ручным трудом у детей развивается мелкая моторика пальцев, готовность руки к письму, глазомер. Формируется положительное отношение к труду, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Дети усваивают необходимые правила техники безопасности при пользовании ножницами, проволокой, иголкой.
Работа в мастерской по изготовлению поделок и сувениров из различных материалов позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с ОВЗ, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с ОВЗ получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы.
Принципы построения программы :
-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)
-принцип практико-ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)
-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)
-принцип согласованности (совместное решение задач в группе, в коллективе)
-принцип самоопределения (осознание своих возможностей в достижении цели, успеха в деле).
Цель работы:
-Развитие творческих, конструктивных и интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ.
Задачи программы :
-образовательные
1)познакомить детей с различными материалами, из которых можно изготавливать поделки и сувениры, их свойствами и возможностями;
2) научить детей изготавливать поделки и сувениры из различных материалов по образцу, схемам, выкройкам, шаблонам и др. ;
3) обучить практическим навыкам работы с различными материалами, учить прочно соединять части поделок;
4) закреплять умения пользоваться ножницами, кисточкой, клеем, гуашью;
5)закреплять навыки работы с пластилином;
6)побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.
-коррекционно-развивающие
1)развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук
2) способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения
3)способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей
4)развивать связную речь.
-воспитательные
1)воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца
2)воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (толерантность, доброжелательность, чувство товарищества)
3)воспитывать ответственность при выполнении работ, при подготовке к выставкам.
Методы и приемы, используемые в работе:
- словесные (беседы, рассказывания, указания, поощрения)
- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, показ образца педагога и показ поэтапного изготовления поделок)
- практические (конструирование, аппликация, лепка, рисование и др.)
-частично – поисковые (участие детей в коллективной работе)
-исследовательские (овладение детьми самостоятельной творческой работой)
Ожидаемые результаты:
-развитие точности движений пальцев и кистей рук
-улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия
-развитие краткосрочной и долговременной памяти
-развитие связной речи (использование глаголов, местоимений)
-должны уметь изготавливать различные поделки из различных материалов, используя различные инструменты и дополнительные материалы
-соблюдение техники безопасности
-уметь работать в коллективе.
Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ЗПР – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия или подгрупповые, занятия по желанию детей.
Роль педагога на разных этапах деятельности:
-основной источник знаний
-консультант
-помощник
-внимательный слушатель («незнающий взрослый»).
На протяжении длительного времени (примерно один-два месяца) обучаю навыкам работы с одним видом материала – либо с бумагой, либо с природным материалом, либо с бросовым материалом – для того, чтобы закреплять и совершенствовать полученные навыки и постепенно усложнять содержание работы.
Перспективный план работы мастерской «Маленькие мастера»
План работы мастерской был составлен с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. За основу были использованы:
- Куцакова Л. В., «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки»,
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала»,
- Риттерхофф А. «Посмотри, что я умею»,
-Милан К. «Удивительные прищепки».
Весь этот методический материал помог разнообразить программный материал, познакомить детей с различными техниками, мотивировать детей на создание новых персонажей из подручных материалов, обогатить знания воспитанников об окружающих предметах.
Сентябрь
2 и 3 неделя Изготовление поделок из овощей и фруктов «Веселый зоопарк»
«Ежата» (яблоки, иголки ели)
«Крокодил и жираф» (огурец, морковь, веточки)
«Поросята» (кабачки, проволока)
Задачи: учить детей изготавливать животных из овощей и фруктов, используя при этом дополнительные материалы (пластилин, проволоку, веточки и др., определять назначение частей предметов, их пространственное расположение, закреплять умение работать по плану, развивать творческие способности.
Октябрь
Изготовление картин из сухих листьев и цветов
«Кораблик» «Веселый котенок»
«Декоративный букет» «Осенний парк»
Задачи: познакомить детей с флористикой, закреплять умения детей работать с хрупкими природными материалами, развивать творческие способности, воспитывать умение работать в коллективе.
Ноябрь
Картины из семян деревьев, овощей
«Грибы» «Ежик» «Чудо-дерево» «Цветочная поляна»
Задачи: продолжать учить детей изготавливать картины из семян, используя при этом дополнительные материалы (сухие листья, пластилин, крупы, совершенствовать умения детей работать с клеем и пластилином, развивать творчество и воображение, умение работать в коллективе.
Декабрь
Изготовление поделок из бельевых прищепок
«Бабочка» «Рыбка» «Самолетик» «Елочные игрушки»
Задачи: учить детей мастерить игрушки из прищепок, используя при этом дополнительные материалы (картон, пластилин, проволоку и др., развивать творческое воображение, при изготовлении елочной игрушки в подарок к празднику – воспитывать любовь к близким и желание сделать приятное родным.
Январь
Изготовление поделок из природного материала
«Три медведя» «Вертолет» «Веселые собачки» «Зоопарк»
Задачи: продолжать учить детей изготавливать поделки из природного материала (шишек, веточек, скорлупок, семян растений и овощей, т. д., закреплять умение в прочном соединении частей поделки с помощью пластилина и веточек, развивать фантазию и творчество, воспитывать умение работать в коллективе («Зоопарк»)
Февраль
Изготовление поделок и сувениров из одноразовой посуды
«Солнышко» «Подарок для мамы» «Герои сказок»
Задачи: учить детей мастерить поделки из одноразовой посуды (стаканчиков, тарелок, ложек и вилок, совершенствовать умения детей работать клеем, продолжать учить для украшения использовать дополнительный материал по желанию детей (пластилин, картон, семена, крупы и др., развивать творчество и воображение, воспитывать любовь к близким.
Март
Изготовление поделок из картона
«На улицах города» «Мебель для домика гномов»
Задачи: продолжать учить детей изготавливать транспорт, мебель, дома (из втулок туалетной бумаги, спичечных коробков, коробочек из-под сока и молока, используя при этом дополнительные материалы (проволоку, спички, катушки и т. д., продолжать учить мастерить по схемам, развивать творческие способности.
Апрель и Май
Работа с иголкой и тканью
Задачи: познакомить детей с новым видом рукоделия, с техникой безопасности при работе с иглой, учить детей шить швом «вперед иголку», пришивать пуговицы с двумя отверстиями, завязывать узелок, продолжать развивать мелкую моторику рук.
«Волшебная иголочка» «Рисунок на картоне»
«Ягоды на тарелочке» (пришивание пуговиц)
«Почим одежку для кукол» «Модное платье»