Татьяна Петрова
«Три девицы под окном». Занятие по ручному труду для подготовительной к школе группы
▼ Скачать +Заказ
«ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД окном***
Занятие по ручному труду
для подготовительной к школе группы
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. На примере русских народных сказок учить трудолюбию, ува жению к традициям.
2. Познакомить с пословицами, загадками, поговорками о труде, мастерстве.
3. Рассказать об истории русской вышивки.
4. Показать красоту вышитых изделий.
5. Развивать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость к музыке, формировать певческие умения.
Публикация «„Три девицы под окном“, Занятие по ручному труду для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
6. Расширять знания о народном искусстве.
7. Закреплять навыки хохломской, филимоновской и узелковой росписи.
ПОДГОТОВКА
1. Потребуются краски гуашевые, акварельные и акриловые; салфетки; деревянные яйца, деревянные ложки; нитки, пяльцы, иглы; вышитые изделия.
2. Прочитываются русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.
3. Проводятся занятия по декоративному рисованию с элементами филимоновской и хохломской росписи.
4. Изготавливаются салфетки для росписи «узелковым батиком».
Участвуют воспитатель, дети, три рукодельницы.
* * *
Дети и воспитатель входят в зал. У воспитателя в руках клубок ниток.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путь-дорогу дальнюю, к Рукодельнице. Путь нелегкий, дальний. А найти дорогу нам поможет один волшебный предмет. Загадаю вам загадку, отгадаете — так и предмет узнаете. «Легко, кругло, а за хвост не поднять».
Дети. Клубок.
Воспитатель. За этим клубком мы с вами и пойдем, там, где он остановится, встретятся нам разные диковинки. (Катит клубок.)
Посмотрите, да послушайте.
Хлеб давно готов, и такой славный, что «и вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Изукрашен он раз-ыми хитростями, по бокам видны города царские и с заставками, оспитатель. Из какой сказки к нам хлеб пришел, чьих РУК это дело?
Дети. Из сказки «Царевна-лягушка». Хлеб испекла заколдованная царевна
Воспитатель. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Издавна хлеб делат/своими руками, каждая хозяйка умела его выпекать. Дальше Покатился клубок. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (Катит клубок.) Прикатился клубок к куколке самодельной.
Ребенок с куколкой. На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Научи ты меня, как мне быть и жить, что делать?
Воспитатель. Ребята, из какой сказки куколка пришла к нам? Дети. «Василиса Прекрасная».
Воспитатель. Чему научила куколка Василису Прекрасную? Дети. Полотно ткать, такое тонкое, что его сквозь иглу вместо нитки можно продеть.
Воспитатель. Что помогло Василисе стать счастливой? Дети. Трудолюбие, доброта и красота. В ее руках всякая работа спорилась.
Воспитатель (катит клубок). Клубок покатился дальше, возле короба остановился. Короб дорожный, плетеный, в нем лежит золотой венец дочери старшей с каменьями самоцветными, туалет хрусталя восточного — дочери средней, и кувшин с. Что еще в коробе? Из какой сказки эти вещи редкие, диковинные? Дети. «Аленький цветочек».
Воспитатель. Чему научилась дочь меньшая, любимая? Дети. Стала она рукоделиями заниматься, вышивать ширинки серебром и золотом.
Воспитатель. А что такое ширинка?
Дети. Широкое полотенце.
Воспитатель. Покатился клубок дальше, прикатился к ру-
кодельницам-вышивальщицам.
Три рукодельницы-вышивалышшы сидят и поют песню «Уж мы шили ковер.»
Здравствуйте, рукодельницы-вышивальщицы, как звать вас?
I - я ру код ел ьница. Зовут меня Татьяной, а по батюшке Тимофеевной, а помощниц моих Ларьюшкой и Марьюшкой.
Воспитатель. А что вы делаете, девицы-мастсрицы?
1 - я ру код ел ьница. Шьем да вышиваем. Вышивка — один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками (крестиками, квадратами, прямыми и волнистыми линиями). Вышивки-обереги у славян были на вороте, подоле рубахи, груди. Лебедь — красна девица, уточка — трудолюбивая хозяйка, конь с всадником — мужество. Крестьянские дома украшались вышивкой. Для нее нужны несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы. Женщин учили вышивать с пяти-шести лет. Например, вышитыми полотенцами одаривали родных и близких, чтобы ими украшали дома.
Загадаем мы вам загадки, а если отгадаете, то получите лепесток от цветочка аленького.
* * *
Догадайтесь, кто такая. Остроноса и пряма, Всех на свете одевает, Не одета лишь сама.
(Игла.)
* * *
У бабушки старой один только глаз, Да хвостик — вьюнок,
Что пускается в пляс.
Когда она пляшет Под снегом холста,
Всегда в нем оставит Кусочек хвоста.
Одежонку всем дала,
А сама голым-гола.
(Игла.)
За ваши ответы аленький цветочек кивает вам головой, на каждом лепестке он приготовил вам задание.
Дети выбирают лепестки и читают задание. Потом рассаживаются за столы и начинают работать.
1. «Распишите ложки золоченые, узоры крученые».
2. «Дуетъ-будст расписное яичкога на-ием. птичка»,
3. «Посадите цветы луговые на салфетки расписные».
* ерпенье и труд все перетрут. Маленькое дело лучше большого безделья.
Звучит народная мелодия. Закончив работу, дети подходят к рукодельнице Татьяне и показывают ей, что у них получилось.
Давайте и мы вашими работами украсим мою избу к празднику. Ложки хохломские на кухню просятся, яйца расписные — на стол к Пасхе, на тарелочки да подставочки, а салфеточки цветастые к любому празднику пригодятся. Вот она красота, руками людскими сделана. Каковы мастера — такова и работа. Давайте заглянем в наш короб и достанем из него то, что лежит на самом дне.
Дети достают картины.
Вышивала я эти картины, чтобы в избе повесить, да и сама работа сердце радует, душу успокаивает. Понравились вам они? Давайте повесим их на стену.
Дети вывешивают картины.
Сделали дело — гуляйте смело.
Пусть бу-дет рас-пис-но-е я-ич-ко,
А на нём птич-ка.
Рас-пи-ши-те лож-ки зо-ло-чё-ны-е,
У-зо-ры кру-чё-ны-е.
По-са-ди-те цве-ты лу-го-вы-е На сал-фет-ки рас-пис-ны-е.