Сысуева Наталья Юрьевна
Программа по развитию мелкой моторики для детей «Наши ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Программа по развитию мелкой моторики для детей „Наши ладошки“» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Направленность образовательной программы.
Образовательный процесс в работе с детьми младшего дошкольного возраста направлен на решение задач развития у детей мелкой моторики пальцев и рук, тактильно-двигательного восприятия;
В основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения.
Педагогическая целесообразность.
Программа содержит систему занятий, которые включают игры и упражнения на развитие мелкой моторики, координацию движений всех пальцев рук, на формирование деятельностно-двигательного опыта детей от 2-3 лет. Конечным результатом здесь является улучшение развития мелкой моторики пальцев и рук и познавательных психических процессов. Программа обеспечена примерным планом-содержанием, приложением, включающим перечень игр с предметами и без них на развитие мелкой моторики и осязательного аппарата в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Значение развития мелкой моторики, формирования всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки.
В данной программе соблюдены следующие принципы:
Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. И главной задачей является - знание личностных особенностей каждого ребенка. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности.
К. Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.»
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Далее учитывается систематичность.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цели и задачи образовательной программы
Целью программы является способствовать формированию у детей 2-3 лет произвольных координированных движений пальцев и рук, глаз, гибкости рук, ритмичности и развитию тактильно-двигательного восприятия.
Основными задачами по развитию мелкой моторики является :
1. Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
2. Развивающие : развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук;
3. Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
4. Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
5. Воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.
1.2. Отличительные особенности программы.
Программа может быть предназначена для работы с детьми от 1,6 лет до 3-4 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. Программа направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя как упражнения по методу Марии Монтессори и её последователей, так и другие упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развития мелкой моторики и речи - музыкотерапия, игротерапия, элементы театрализованной деятельности.
Раннее развитие - интенсивное развитие способностей ребёнка до 3-4 лет. Получение информации для ребёнка является необходимостью. Методика раннего развития существует как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелёгкой задачей.
Почему в основу Программы положены идеи Марии Монтессори?
Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана в некоторых странах (Италии, Японии, Германии, но и является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое в том объёме, который ребёнок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъёма. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определённых умений и навыков, а заложенные в нём способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды проходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать подходяшие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Упражнения по Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей ребёнка.
Основной девиз методики: «Помоги мне сделать самому».
Основные принципы:
- создавать условия развивающей среды с предоставлением различных объектов для изучения;
- не мешать ребёнку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребёнок сам вас об этом просит;
-помогать ребёнку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;
-поддерживать детский интерес.
1.3. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы у детей :
Появится интерес к самостоятельному выполнению заданий по образцу педагога, появится познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются умения и навыки, связанные с обобщением, сравнением и классификацией.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.
Дети смогут:
Показывать, пропевать и проговаривать пальчиковые игры совместно с педагогом
Выполнять задания самостоятельно и с помощью педагога
Приветствовать новую игрушку и говорить о своём настроении
Правильно использовать игровой материал.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Все виды работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста разделены на 4 блока:
Блок 1. Пальчиковые игры с использованием кинестетического праксиса (предусматривает выполнение упражнений, направленных на формирование ощущений и представлений о составе движений).
«Зайчик». Пальцы собрать в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны.
Складываем пальчики –
Получились зайчики.
«Коза». Внутреннюю сторону ладони опустить вниз. Указательный и мизинец выставить вперед. Средний и безымянный прижать к ладони и обхватить большим.
У козы торчат рога,
Может забодать она.
«Курочка». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.
«Цветок». Ладони поднять вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижать друг к другу.
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
«Замок». Ладошки прижать друг к другу. Пальцы переплести.
Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.
«Елка». Пальцы обеих рук скрестить под углом друг к другу.
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
«Лодочка». Обе ладони поставить на ребро и соединить «ковшиком», большие пальцы прижать к ладоням.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
«Пароход». Обе ладони соединить «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направить в сторону «от себя», а большие пальцы поднять вверх и соединить – это «труба».
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
«Дом». Создать «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном».
Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем.
В нашем домике – окошко.
Загляни туда, Антошка!
«Ворота». Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.
Ворота мы закроем на замок,
Чтоб волк зубастый в дом войти не смог.
«Зайчик и барабан». Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.
Дали зайцу барабан.
Он ударил: там-там-там!
«Ножницы». Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Следить, чтобы пальцы были прямыми.
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!
«Кошка». Руки располагаются на столе. Менять положение рук на счет «раз-два». «Раз» : левая рука – кулачок, правая рука – ладошка. «Два» : левая рука – ладошка, правая рука – кулачок. Повторить несколько раз.
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
«Шарик». Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«Стул». Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье». Затем менять положения рук попеременно на счет «раз-два». «Раз» : левая рука – «спинка», правая рука – «сиденье». «Два» : правая рука – «спинка», левая рука – «сиденье».
Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!
«Стол». Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола. На счет «раз-два» поочередно менять положение рук.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
При выполнении фигур дети должны сохранять пальцы в нужном положении.
Блок 2. Самомассаж пальцев и кистей рук.
Дети выполняют игровые упражнения: «Моем руки», «Покатаем шишку, орех», «Катаем между ладонями карандаш», «Играем с массажным мячиком».
Массаж рук карандашом:
Взрослый дает ребенку карандаш и говорит:
- Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха.
- Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянным пальцами правой руки и левой рук, покрути его вперед и назад.
- Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук.
- Поставь локти на стол, зажми два карандаша (или две палочки) между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой – средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы рук, имитируя движение ножниц.
Массаж рук массажным мячом:
- Покатать мячик (8-10 см) между ладонями продольными движениями.
- Покатать мячик между ладонями круговыми движениями.
- Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой руками- Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Выполнить аналогичное действие левой рукой.
При выполнении фигур обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти руки, умение удержать предмет.
Блок 3. Упражнения с предметами.
Используются самые простые и доступные предметы: мозаика, шнуровка, счетные палочки, бусинки, геометрические фигуры, строительный материал, персонажи пальчикового кукольного театра, природный материал: семена растений, зернышки, шишки, орехи.
Игра «Бусы для куклы». Ребенок нанизывает на леску или нитку пуговицы, бусины, макаронины. Взрослый помогает завязать бусы и надеть их на куклу.
В гости собиралась
Куколка к матрешке –
В платье наряжалась,
Примеряла брошки,
Бусы, перстенечки,
Ленты да сережки.
Игра «Зернышки» Для игры используются разные крупы: гречка, рис, пшено. Ребенку предлагается: сжать зерна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты
С 3 лет можно учить детей вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закругленными концами, т. е. безопасными.
Блок 4. Развитие тактильных ощущений.
Предусматривает проведение игр: «Пересыпаем крупу, зернышки», «Пальчиковый бассейн», «Чудесный мешочек» и др.
Ручная терапия – игры в зоне песка и воды, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Это ощущения, которые ребенок получает через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, колючее-гладкое, мягкое-твердое. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мышлением, с их помощью ребенок познает мир. Особая роль в развитии этого вида чувствительности отводится играм с песком или «песочной терапии» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори).
Игры в зоне песка: «Отпечатки наших рук», «Рисуем на песке», «Что же спрятано в песке?», «Построим город из песка».
Пальчиковые игры являются неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми. Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Манипуляции с пальчиками имеют положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулируют мыслительные функции ребенка. Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовим руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Движения рук помогают снять умственную усталость, убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В процессе игр малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым, что очень важно для формирования у него чувства уверенности.
Занятия я провожу в определенной последовательности. Детей всегда приветствую с новой игрушкой. Говорю сначала ей о своём настроении и отмечаю, что мне в ней нравится, а затем игрушка передаётся деткам по кругу. Если сначала дети плохо могут выражать мысли и эмоции, то к концу программы многие уже самостоятельно всё объясняют.
Затем проводится пальчиковая гимнастика с шариком су-джок, шишкой, карандашом, либо просто посредством пальчиков.
Следующим разделом выступает основная часть с применением различного оборудования, что больше всего нравится детям.
В конце занятия мы проводим музыкальную разминку с элементами повторения под музыку Железновых.
Затем мы садимся на ковер и каждый ребенок, держа игрушку в руках, говорит ей о своём настроении. Обычно настроение у детей поднимается к концу занятия.
Таким образом, занятия по развитию мелкой моторики проходят эффективно. Дети с удовольствием выполняют упражнения с различным оборудованием, получают много положительных эмоций, что в итоге приводит к более эффективному развитию речи.