Елизавета
Программа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
«ГРАМОТЕЙКА»
ЗАНЯТИЕ №1
1. Приветствие.
• Игра «Хлоп – привет». Ведущий прохлопывает свой привет каким-нибудь ритмом и просит ребенка, стоящего слева от него (или справа) передать «хлоп-привет» следующему ребенку. И так по кругу.
2. Развитие памяти и самоконтроля.
Публикация «Программа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Грамотейка“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• Игра «Птичка». С помощью считалки выбирается водящий. Он садится в средину круга и всем участникам раздает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название. Водящий говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб отвечает: «На дубу не была, улетела на елку». Елка называет другое дерево и т. д. кто ошибается, становится ведущим.
• Игра «Бывает – не бывает». Дети встают лицом к ведущему (на первых занятиях ведущим является психолог». Ведущий кидает мяч ребенку, предлагая ситуацию. Если такое бывает в жизни, ребенок мяч ловит. Если не бывает – откидывает. Ведущий переходит к следующему ребенку. Ошибившийся выбывает. Примеры ситуаций:
Мама идет на работу
Кошка летает
Солнце светит
Корова мяукает
Рыба ходит
Папа носит шляпу
Мышь ловит кошку
Малина соленая
4. Развитие внимания и произвольности.
• Упражнение «Нос – пол – потолок». Ведущий объясняет правила: когда он говорит «нос», дети должны прикоснуться пальцем к кончику носа, «пол» – указать пальцем на пол, «потолок» – указать на потолок. Психолог в произвольном порядке и нарастающем темпе называет слова «нос», «пол» или «потолок».
5. Развитие тонкой моторики и произвольности (работа за столом).
• Графический диктант. Перед началом выполнения рекомендуется вспомнить с детьми, где правая сторона, где левая, а также верх и низ. На первом занятии психолог совместно с детьми выполняет задание на доске (разбитой на квадраты) – демонстрация и проговаривание действий.
1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх.
1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх.
• Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог
(складывают руки «в замок», переплетая пальцы?
Постучали (постукивают основаниями ладоней, не расцепляя пальцев,
Покрутили (крутят кистями, не расцепляя пальцев,
Потянули (тянут руки в разные стороны, не расцепляя пальцев)
И открыли! (резко расцепляют пальцы, разводят руки в стороны).
6. Рефлексия. На этом этапе дети вспоминают, что делали на занятии, делятся впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ №2
1. Приветствие. Развитие фонематического слуха, точности слухового восприятия.
• Игра «Эхо». Ведущий: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. Увидеть его вам не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете «Эхо, привет!» оно вам ответит «Эхо, привет», потому что всегда в точности повторяет все, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначается ведущий, который должен повторять все, что вы ему скажете. На первых занятиях называются простые слова, например: «здравствуйте!», «добро пожаловать!», «рады вас видеть».
2. Развитие памяти.
• Игра «Бабушка». Дети встают (или садятся) в круг. Ведущий (психолог) начинает игру словами: «Бабушка кладет в свой чемодан платок» и передает мешочек из ткани ребенку, стоящему справа. Тот, в свою очередь, говорит: «Бабушка кладет в свой чемодан платок и …расческу» и передает мешочек следующему, и так до тех пор, пока ряд слов невозможно будет воспроизвести.
3. Развитие воображения.
• Сочиняем сказку. Дети сидят в кругу. Ведущий начинает сказку словами: «Жил да был медведь…» и передает маленький мячик следующему ребенку. Тот должен продолжить сказку еще одним предложением и передать мячик дальше. Психолог сказку записывает. Затем проводится обсуждение. Если сказка всем нравится, ее сохраняют. Впоследствии формируется целая коллекция сказок.
4. Развитие внимания и произвольности
• Упражнение «Нос – пол - потолок».
5. Развитие тонкой моторики и глазомера
• Графический диктант. Продолжаем выполнять простые фигуры. Вначале вспоминаем стороны (право, лево, верх, низ). Психолог уже не проводит демонстрацию, дети стараются выполнять диктант на слух.
1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 2 вправо,2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо.
1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 2 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 2 влево, 2 вниз, 1 влево.
• Физкультминутка «Дом».
Я хочу построить дом (руки «домиком» над головой,
Чтоб окошко было в нем (пальцы «колечками» ставим перед глазами,
Чтоб у дома дверь была (соединяем ладони ребрами друг с другом,
Рядом чтоб сосна росла (тянемся руками вверх).
Чтоб вокруг забор стоял (руки «кольцом» перед собой,
Пес ворота охранял (изображаем ладонью открывающуюся и закрывающуюся пасть собаки,
Солнце было (растопыриваем пальцы, дождик шел (стряхиваем руки,
А в саду тюльпан расцвел (ладони «ковшиком», постепенно раскрываются).
6. Рефлексия
ЗАНЯТИЕ №3
1. Приветствие. Развитие слухового восприятия
• Игра «Чей голос». С помощью считалки выбирается водящий. Он встает спиной к остальным детям и закрывает глаза. Психолог дотрагивается до кого-нибудь из детей, и тот, до кого дотронулись, должен позвать водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал. Дети могут сознательно менять голоса.
2. Развитие внимания
• Игра «Отгадай-ка». Ребенка просят по памяти выразительно описать предмет, который находится в комнате так, чтобы остальные угадали его. При этом нельзя смотреть на предмет и называть его. Водящий дает ребенку камешек или другой предмет как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ребенок передает камешек следующему игроку.
3. Развитие произвольности.
• Игра «Сосед, подними руку». Дети сидя или стоя образуют круг. С помощью считалки выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!». Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает сидеть или стоять без движения. А оба его соседа должны поднять руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, то есть ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Ошибившийся становится на место ведущего.
4. Развитие тонкой моторики и мышления
• Графический диктант. На этом занятии детям предлагаются тетради. В них проставлены точки-ориентиры для выполнения рисунка. Психолог так же выполняет с детьми задание на доске (демонстрация). Рисунки становятся тематическими. Сначала детям предлагается угадать загадку, а затем вместе нарисовать ответ.
• Загадка:
1) Не барашек, и не кот,
Носит шубку круглый год.
Голубая, серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
2) Заберется в огород
И давай над грядкою
Забивать капустой рот,
Грызть морковь украдкою:
Погрызет часок – другой
И стрелой летит домой.
• «Заяц» : 5 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх.
• Физкультминутка «Зайчик» :
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (садятся, ладони над головой, как ушки у зайца, шевелим ладонями,
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (трем ладошки друг об друга).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыгаем, как зайцы – руки перед собой согнуты).
Кто-то зайку напугал (закрываем ладонями глаза,
Зайка прыг – и ускакал (резкий прыжок вверх).
5. Рефлексия