Козырева Виолетта
Программа по подготовке детей к обучению грамоте «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к условиям обучения в школе. От степени развития навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе, именно поэтому создание программы дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий по подготовке детей к обучению грамоте «Грамотейка» в детском саду является актуальным.
Темочки:
Развитие речи ребенка – это важная задача педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста. Программа дополнительной платной образовательной услуги для проведения занятий по подготовке детей к обучению грамоте «Грамотейка» разработана для оказании помощи педагогу в организации образовательной деятельности для обучения детей чтению, и развития графо моторных навыков
Новизна и оригинальность в обучении чтению вносится через элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность понимания ребенком предлагаемого материала, через данный образ – куклы, у детей повысится уровень восприятия материала.
В Каждое занятие введен сказочный персонаж попугай «Говоруша». Его функции различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.
Программа «Грмотейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности и игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. С этой целью во всю деятельность включены всевозможные игры, артикуляция звука (по методике И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре», занимательные упражнения, необычная моторика для быстрого запоминанию букв (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой»). Речь детей напрямую зависит от развития мелкой моторики. Дети учатся изображать буквы пальцами.
Основной целью является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие :
- учить чтению поэтапно
- учить детей составлять предложения с заданным колличеством слов
- учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога
Развивающие
- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи
- Воспитывать культуру речи.
Принципы построения программы :
Доступность – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому с подробным пояснением.
Занимательность – смена видов деятельности, разнообразие заданий, обучающие игры, приковывающие неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия.
Наглядность – на занятия к детям приходят сказочные герои, любимые игрушки.
Используются картинки и иллюстрации, разнообразные таблицы, игры, упражнения.
Опора на жизненный опыт ребенка – при составлении предложений, описании картинок, чтении новых слов дети могут использовать для объяснения свои личные знания.
Методические рекомендации по организации и проведения
Реализация программы предусматривает использование следующих методов обучения :
- словесных (загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, словесные игры,
- наглядных (применение различных символов и схем, карточек и картинок, игрушек, практических (составление схем звуко-слогового анализа слов, чтение слогов, слов,,
- игровых (во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой», фонетические, лексические, грамматические игры, физкультминутки, персонажи.
Программа опирается на такие дидактические принципы: как развивающее
обучение (ориентируется на потенциальные возможности ребенка, на «зону ближайшего развития»,
системность и последовательность при изучении материала (к следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения предыдущего материала, а также умения применять его на практике,
индивидуально - дифференцированный подход (учет психических и индивидуальных особенностей ребенка, а также учет ведущей деятельности дошкольника - игры.
Ожидаемые результаты
Разделы Иметь представления Умения
Овладение -о речевых звуках; -выделять первый звук в слове;
звукобуквенными -звуки поизносим и слышим, -находить в слове место
обозначениями буквы пишем и читаем; определённого звука;
-при произнесении гласного -определять последовательность
звука воздушная струя не звуков в односложных словах;
встречает преграду, звук -выделять первый ударный гласный
поется; в словах;
-при произнесении согласных -выделять начальный и конечный
звуков воздушная струя согласный звук в словах;
встречает преграду (язык, зубы, -различать гласные и согласные
небо, губы, звук не поется; звуки;
согласные звуки бывают -различать согласные звуки по
твердые, мягкие; звонкие, твердости, мягкости; глухости,
глухие звонкости;
-знать символы обозначения звуков.
Образ буквы -звуку соответствует буква; -соотносить звук с буквой;
-о заглавных и строчных буквах -помнить целостный образ букв,
находить букву среди других букв,
писать буквы в печатном виде
Первоначальное -об основном механизме чтения -уметь ориентироваться на гласную
чтение слогов в слоге при чтении, определять, как
читать впередистоящую согласную
(твёрдо или мягко);
-читать слова по слогам;
-объединять слоги в слова;
Предложение. Слово. -слова состоят из слогов; -уметь слышать отдельные
предложения состоят из слов предложения в потоке речи;
-членить предложения на слова,
последовательно выделять их из
предложений;
-определять количество слов.
Итоги: Представление детей на интеллектуальных конкурсах, викторинах, конкурсов чтецов в дошкольном учреждении.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, предусмотрена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Программа реализуется во второй половине дня 2 раза в неделю.
Одно из главных условий успеха обучения детей чтению – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Содержание программы
Технология проведения: Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, (по методике И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре») словами, (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой», которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения
- Здоровье сберегающие технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии
В программу включены три неразрывно связанных между собой блока:
1. Блок. Развитие речи и подготовка к обучению чтению (включены звуковой анализ и синтез);
2. Блок. Обучению чтению (звукобуквенный анализ);
3. Блок. Подготовка руки к письму (печатание).
При реализации программы достаточно много времени уделяется усвоению детьми понятий:
звук, слог, слово, предложение, текст.
1. Звуки:
- понятие «звук»;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Буквы:
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.
- Знакомство с буквами А О У И Ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р.
- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;
- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
Обведение буквы по трафарету;
Обведение буквы по контуру;
Запись буквы в воздухе;
Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, пособие «Буква»
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
3. Слоги:
- подбор слов на заданный слог;
- составление.
- чтение прямых и обратных слогов
-
4. Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.
5. Предложение.
-Составление предложений с заданным словом; - Подсчет слов в предложении;
- Чтение простых предложений.
Структура занятий
1. Организационный момент. (Дидактическое упражнение на развитие внимания, памяти,
динамического праксиса рук, на формирование пространственно-временных представлений)
2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ звука) (по методике И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре»,
3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.
4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия. (Выделение данного звука из ряда других звуков, слогов, слов)
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с буквой. (Название, графическое изображение, игры с буквой) (по методике И. Н. Реутиной Учим буквы в игре,
7. Звуко-слоговой анализ слов. (Выкладывание схемы слов с помощью цветовых символов).
8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. (Составление слогов, слов из букв,
чтение, (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой»).
9. Итог занятия. (''С чем мы сегодня познакомились на занятии?'','' Что больше всего понравилось?''. Отмечать работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны.
Сотрудничество педагога с семьёй.
Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
Познакомить родителей с программой «Грамотейка» на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем ребёнок занимается, предложить материал для домашних занятий.
Предложить список рекомендуемой литературы для дошкольников.
Целесообразно два раз в год проводить открытые занятия, с тем, чтобы родители могли увидеть своего ребёнка в коллективе сверстников, понять какие у него проблемы.
Методическое обеспечение
Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки, пособие «Буквы» (Большой комплект магнитных материалов для детей 4-8 лет).
Методическое оснащение: буквари Н. С. Жуковой для индивидуальной работы детей, «Алфавитная рисовалка», «Учим буквы», «Азбучные раскраски».
Дидактические пособия (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой»).
Учебно-тематический план.
Неделя Тема
3 Понятие «звук», «слово». Слово. Предложение.
4 Звук и буква А. Звук и буква У.
5 Звук и буква О. Звук и буква И.
6 Звук и Буква Ы. Гласные звуки и буквы: А, О, У, И.
7 Гласные звуки АУОИЫ. Звук и буква М.
8 Звук и буква П. Звук и Буква К.
9 Звук и буква Т. Звуки и буквы П Т К.
10 Звуки Х-Хь, буква Х. Деление слов на слоги. Дифференциация К-Х,
буквы К-Х.
11 Звуки Н НЬ. Звуки Н НЬ, буква Н.
12 Дифференциация М-Н. Звук Б БЬ.
13 Звук Б –БЬ буква Б. Дифференциация Б- П, буквы Б –П.
14 Звук Д ДЬ. Звук Д –ДЬ буква Д.
15 Дифференциация Д -Т, буквы Д -Т. Звуки Г-Гь.
16 Звуки Г-Гь Буква Г. Дифференциация Г - К, буквы Г - К.
17 Звуки В-Вь. Звуки В- Вь, буква В.
18 Звуки Ф- Фь, буква Ф. Дифференциация звуков В- Ф.
19 Звуки С-СЬ. Звуки С,-Сь, буква С.
20 Звуки З- Зь. Звуки З-ЗЬ, буква З.
21 Дифференциация звуков С – З, букв С-З. Звуки Л, Ль.
22 Звуки Л- Ль, буква Л. Звук и буква Й.
23 Звуки И-Й, буквы Й-И. Звуки Ц.
24 Звук Ц, буква Ц. Дифференциация Ц –С.
25 Дифференциация С-З-Ц. Звук Е, буква Е.
26 Звук Ш. Звук Ш, буква Ш.
27 Дифференциация звуков С-Ш. Звук Ж.
28 Звук Ж, буква Ж. Дифференциация Ш -Ж, буквы Ш- Ж.
29 Звук Я, буква Я. Буква Ь.
30 Буква Ъ. Звук Ч.
31 Звук Ч, буква Ч. Дифференциация звуков Ц-Ч, букв Ц- Ч.
32 Звук Щ. Звук Щ и буква Щ.
33 Дифференциация звуков Щ -Ч, букв Ч- Щ.
Дифференциация звуков С- Сь – Щ.
34 Звук Ё, буква Ё. Звук и буква Э.
35 Звуки Р-Рь. Звуки Р-Рь, буква Р.
36 Дифференциация звуков Р-Л, букв Р- Л. Звук Ю, буква Ю.
36 недель
Заключение
Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте является первоначальным этапом системы обучения. Знакомясь с буквами, звуками дошкольники познают окружающий мир самостоятельно. Данная программа даёт возможность не только обучать детей чтению в дошкольном учреждении, но и закреплять материал в домашних условиях.
В обучении чтению различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения чтению определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение печатания букв идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Важную роль в программе «Буквария» играет целенаправленная работа по формированию у дошкольников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с книгой.
Список литературы
1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4). М. 2014
2. Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для воспитателей,
учителей и родителей. М. 2010
3. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Письмо. (Вся дошкольная программа).М. 2013
4. З. И. Курцева. Ты – словечко, я – словечко. М. 2015
5. Пособие по риторике для детей 5-6 лет/Под ред. Т. А. Ладыженской; З. И. Курцева. Ты –
словечко, я – словечко… : Методические рекомендации. М. 2012
6. О. М. Ельцова Риторика для дошкольников: учебно-методическое пособие для воспитателей ОУ. М. 2013
7. Н,В,Нищева. Четыре времени года. М. 2014
8. Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет.
Сада. М. 2010
9. Ю. Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя дет. Сада.
М. 2013
10. Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М. - 2010
11. И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре». Практическое пособие.