Елена Тяпкова
Программа по ОБЖ в средней группе «Безопасное детство»
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Программа по ОБЖ в средней группе „Безопасное детство“» размещена в разделах
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.
Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять, как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют
поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», примерной основной общеобразовательной программе ДОУ Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», образовательной программы ДОУ и собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы :– воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи программы :
1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
2) раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы :
- Мониторинг знаний, умений и навыков детей в начале и конце учебного года
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов
Правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Результаты диагностической работы используются в следующих видах деятельности:
- планировании непосредственно образовательной и воспитательной работе с детьми;
- отборе и постановке программных образовательных и воспитательных задач;
- в создании предметно-развивающей пространственной среды группы;
- в организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
Диагностическое обследование проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций; в результате анализа детских работ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа предлагает :
- регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасности поведения на дороге (не менее 2 раз в месяц, бесед (не менее 1 раза в неделю);
- разработка безопасного маршрута дошкольниками «Дом- детский сад»;
- ежегодное проведение «Недели безопасности»
- консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ОБЖ;
- рекомендации к использованию на занятиях по изучению ОБЖ метода ситуационного обучения;
- рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого- возрастным особенностям детей;
- проведение мониторинга знаний по ОБЖ (в начале и в конце учебного года);
-систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т. д.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Профилактическое:
• Обеспечение знаний об основах безопасности;
• Предупреждение попаданий детей в различные «ловушки»;
• Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
• Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (ОБЖ);
• Определение уровней сформированности умений и навыков ОБЖ методами мониторинга;
• Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
• Пропаганда знаний ОБЖ с использованием разнообразных методов и приемов.
Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
Коммуникация (развитие речи) — использование во время занятий художественного слова, рисование иллюстраций к рассказам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании иллюстраций и картин, просмотр диафильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихов, чтение рассказов.
Познание (Ознакомление с окружающим, ФЭМП, Конструирование) —расширение представлений о различных видах транспорта, развитие ориентировки в окружающем пространстве; привлечение детей к составлению планов, схем участка, дороги; формирование интереса к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома).
Чтение художественной литературы - чтение авторских стихов, загадок, сказок, рассказов, помогающих детям запомнить и понять предлагаемый материал.
Социализация (Игра)- закрепление и расширение знаний ОБЖ посредством дидактических, сюжетно-ролевых и других игр.
Физическая культура (Физическое развитие)- развитие координации движений и ориентировки в пространстве.
Музыка (Музыкальное развитие) — побуждение к активному участию в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях согласно тематики.
Художественное творчество (Рисование, Лепка, Аппликация) — использование детских работ для оформления тематических выставок, конкурсов, интерьера детского сада.
Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города (села, поселка, наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных игр и непосредственно образовательной деятельности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:
ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения в МДОУ созданы специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды, которая представлена следующими компонентами:
Уголок безопасности
Дидактические игры
Настольно-печатные игры
Иллюстративный материал
Познавательная литература для детей в книжном уголке
Оформление уголка изобразительной деятельности
Наглядная информация для родителей
Перспективный план работы по обучению детей правилам
безопасного образа жизни
Я
и
другие люди
1. Внешность человека может быть обманчива Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Расска-зать о работе сотрудников милиции
2. Контакты с не-знакомыми людьми беседа в совместной деятельности Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях
3. Беседа о послушании и доверии близким людям Довести до сознания детей о необходимости и важности послушания в своей семье; объяснить, как важно доверять своей семье: близким, родным и надежным людям.
4. Если чужой приходит в дом
Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома
Я и природа
5. Сигналы опасности природы «Прогулка в сказочный лес» Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости со-блюдения мер предосторожности
6. Съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения
Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи
7. Контакты с животными Познакомить детей, чем опасны контакты с большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами
8. Будем беречь и охранять природу Воспитывать природохранное поведение,бережное отношение к своей земле.
Мой дом
9. Предметы,требующие осторожного обращения Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться,
чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими
10. Пожароопасные предметы
Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы.
11. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности Расширить представление детей об источниках опасности, особенно таких, как открытое окно, балкон
Азбука здоровья 12. Ценности здорового образа жизни. Личная гигиена Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним
13. Здоровье и болезнь
Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях, их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний
14. Изучаем свой организм. Как работает сердце человека
Продолжать изучать с детьми Устроение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем
15. Прислушиваемся к своему организму. Микробы и вирусы Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания.
16. Здоровая пища Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Эмоциональное
благополучие
17. Конфликты между детьми
Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие
18. Добро и зло
Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих
19. Детские страхи
Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать
20. Помоги себе сам «Скорая помощь»
Формирование представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни
Дорожная азбука 21. Устройство проезжей части
Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом
безопасности»
22. В городском транспорте
Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, научить безопасному поведению.
23. Безопасное поведение на улице Научить детей поведению на улице; объяснить, где можно играть, а где нет, закрепить изученный материал.
24. Дорожные знаки
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т. п., их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам
РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ
Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если сами родители этого не делают.) Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявленные детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызывать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Для того чтобы приобщить родителей к осуществлению требований данной программы я использовала следующие направления работы с родителями:
• Организации собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; («Доврачебная помощь пострадавшему», «Безопасность детей дошкольного возраста»)
• Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые консультации «Здоровье – всему голова», «Не допусти беды»)
• Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, педагога – психолога «Ушибы, укусы, кровотечения. Первая помощь», «Агрессивный ребенок»)
• Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках родителей, папках – передвижках: «Здоровый образ жизни - стиль жизни каждой семьи», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Здоровье с детства»).
Перспективный план работы с родителями
МЕСЯЦ ТЕМА ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ
УГОЛКИ
СЕНТЯБРЬ «Отравление ядовитыми грибами»
«Ребенок на даче» Папка - передвижка
Уголок родителей
ОКТЯБРЬ «Родителям о правилах дорожного движения».
«Здоровье – всему голова». Уголок родителей
Консультация
НОЯБРЬ «Профилактика травматизма»
«Закаливание детей в домашних условий» Уголок родителей
Памятка
ДЕКАБРЬ «Предотвращение несчастных случаев»
«Безопасность детей дошкольного возраста» Индивидуальное собеседование
Родительское собрание
ЯНВАРЬ «Обучение детей наблюдательности на улице»
«Берегите нервную систему детей» Памятка
Уголок родителей
ФЕВРАЛЬ «Кишечные инфекции»
«Зимние травмы»
Консультация медицинского работника.
Консультация
МАРТ «Доврачебная помощь пострадавшему»
«Безопасность в вашем доме» Родительское собрание
Памятка
АПРЕЛЬ «Не допусти беды»
«Береги детей от ожога» Анкетирование
Уголок родителей
МАЙ «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Причины детского дорожно – транспортного травматизма».
«Здоровый образ жизни – стиль жизни каждой семьи» Папка - передвижка
Памятка
Открытое занятие
ИЮНЬ «Пусть всегда будет солнце»
«Природа и нравственное воспитание детей» Индивидуальное
собеседование
Уголок родителей
ИЮЛЬ «Ой! Меня укусила оса!»
«Солнечный и тепловой удар. Что делать?» Уголок родителей
Папка –передвижка
АВГУСТ «Ушибы, укусы, кровотечения. Первая помощь»
«О летнем отдыхе детей».
«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта» Консультация мед. работника
Консультация
Памятка
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Безопасность в быту и природе;
Личная безопасность;
Пожарная безопасность;
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
Развернуто отвечает на все вопросы.
Самостоятельно выполняет предложенные задания, обосновывает свое мнение.
Отвечает на большинство вопросов с небольшой помощью взрослого.
Выполняет предложенные задания после пояснения и дополнительных инструкций.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
Затрудняется в ответе на большинство вопросов.
Не справляется с заданиями.
Не может найти выход из предложенных проблемных ситуаций.
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баринова Е. В. «Безопасность малышей» Пособие для детских садов. - «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013.
2. Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.
3. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.
4. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
5. Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир /Дошкольное воспитание 2000 №1. –С 91.
6. Мельникова Н., Захарова П., Шакурова Р. Один дома // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. – С. 44-52.
7. Поддубная Л. Б. «Правила дорожного движения» Занимательные материалы младшая и средняя группы. Волгоград «Корифей» 2010.
8. Полыванова В. К. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Планирование работы, беседы, игры. –СПб ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010.
9. Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Москва- «Мозаика-Синтез», 2016.
10. Черепанова С. Жизнь и здоровье детей: Спецкурс «Методика обучения правилам безопасного поведения на улице» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6.- С. 111 – 113.
11. Шаламова Е. И. «Правила и безопасность дорожного движения»-Москва «Скрипторий» 2013.
14.https://ddd-gazeta.ru – газета «Добрая дорога детства»