Светлана Демишева
Программа по нравственному воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Сказки — добрые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружковой работы по воспитанию у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья духовно-нравственных ценностей посредством сказки
«Сказки - добрые друзья»
Пояснительная записка
«
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В. Г. Белинский.
Публикация «Программа по нравственному воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья „Сказки — добрые друзья“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Сказки и стихи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Дошкольник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя дошкольника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Сказки обогащают внутренний мир ребенка, способствуют развитию его нравственных качеств. Они полны чудес и приключений, это волшебный мир, в котором возможно всё!
О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчёркивал К. Д. Ушинский: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».
Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Рассказывая ребенку сказку, мы развиваем его внутренний мир. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и инсценировки позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Именно доступный язык сказки дети понимают легче, чем пресную речь взрослого.
Цель программы – воспитание духовно-нравственных ценностей личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развитие познавательных, речевых, театрализованных, художественно - эстетических, творческих и двигательных умений на материале любимых сказок.
Основные задачи:
1. Формирование у детей опыта социальных навыков поведения, создание условий для развития творческой активности, художественно-творческих способностей.
2. Воспитание любви и интереса к чтению; развитие литературных способностей; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием сюжета.
2. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
3. Ознакомление детей с различными видами театра; развитие интереса к театральной игровой деятельности; формирование желания выступать перед родителями, детьми других групп.
4. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи; активизация словаря, совершенствование связной речи - диалогической и монологической форм; воспитание звуковой культуры речи.
5. Формирование потребности в двигательной деятельности, развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх, формирование грациозности, выразительности движений.
6. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
• Развитие личностных качеств (доброта, дружба, отзывчивость, милосердие, уважение, готовность прийти на помощь)
• Развитие творческих способностей детей
Программа кружка «Сказки – добрые друзья» разработана для занятий с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы во второй половине дня, 2 раза в месяц, в соответствии требованиями ФГОС.
Виды деятельности:
• чтение, слушание, рассказывание сказок;
• рассматривание иллюстраций;
• просмотр презентаций по сказкам;
• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
• просмотр спектаклей;
• прослушивание аудиозаписей;
• инсценировка сказок;
• викторины, конкурсы.
Основные принципы работы:
- интеграция;
- системность;
- наглядность;
- индивидуальный подход;
- деятельностный подход.
Планируемые результаты освоения программы :
К концу обучения дети научатся:
- осознанно слушать, отвечать на вопросы;
- илллюстрировать услышанное или прочитанное;
- выразительно пересказывать сказку (кратко, выборочно или подробно);
- отвечать на вопросы по содержанию сказки;
- выражать эмоции и свое отношение к героям и их поступкам,
- оценивать их с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- договариваться с детьми и воспитателем о правилах поведения и общения и следовать им;
- инсценировать сказки;
- рассматривать и понимать иллюстрации к книге;
- выполнять различные роли;
Материально-техническое обеспечение занятий:
Печатные пособия :
• наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;
• репродукции картин в соответствии с тематикой;
• детские книги разного типа из круга детского чтения;
• портреты художников, их иллюстрации;
• словари русского языка.
ИКТ-средства;
• видеомагнитофон;
• телевизор;
• ноутбук;
• мультимедийный проектор;
• сканер, принтер;
• мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)
•
Оборудование группы:
• столы со стульями для занятий;
• ученическая и магнитная доска;
• демонстрационная полка для детских работ и книг;
• наборы для детского творчества;
• театральные костюмы и куклы.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Содержание занятия Дата проведения
1. Сказка В. Сутеева «Яблоко» Чтение сказки, просмотр иллюстраций, пересказ по картинкам
Аппликация «Ежик и яблоко» сентябрь
2. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок» Чтение сказки, пересказ сказки, беседа по сказке о положительных и отрицательных героях сказки
Рисование раскраски «Заяц и мешок яблок» сентябрь
3. Сказка «Три поросенка» Просмотр диафильма,
групповая аппликация «Домик для поросят» октябрь
4. Сказка В. Сутеева «Под грибом» Чтение сказки. Анализ содержания. Характеристика героев сказки, драматизация
Аппликация «Грибок» октябрь
5. Сказка В. Сутеева
«Палочка-выручалочка» Чтение сказки. Анализ содержания. Характеристика героев сказки.
Рисование героев сказки ноябрь
6.. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Чтение сказки. Анализ содержания. Характеристика действующих лиц. Конкурс: кто лучше споет песню волка. Аппликация из ватных дисков «Корзиночка для козы» ноябрь
7. Русская народная сказка «Три
медведя» Чтение, пересказ, сочинение другого окончания сказки
Аппликация «Стол и стул для Мишутки» декабрь
8. Сказка В. Сутеева «Елка» Чтение, просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик», обсуждение поступков героев
Аппликация «Снеговик» декабрь
9. Русская народная сказка «Рукавичка» Чтение сказки «Рукавичка».
Рассматривание иллюстраций, драматизация сказки
Аппликация «Рукавичка»
январь
10. Русская народная сказка «Морозко» Чтение сказки, пересказ по вопросам
Рисование с пом. свечи «Зимние узоры» январь
11. Русская народная сказка «По- щучьему веленью» Чтение сказки, пересказ
Аппликация «Щука» февраль
12. Русская народная сказка «Маша и медведь» Слушание, пересказ, ролевая игра
Рисование по мокрой ткани
февраль
13. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Просмотр диафильма. Рассказывание по ролям. Просмотр диафильма.
Аппликация «Лиса» март
14. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Чтение сказки, пересказ по плану. Иллюстрирование. Просмотр презентации.
Лепка «Гуси-лебеди» март
15. Русская народная сказка «Снегурочка» Просмотр диафильма, беседа по сказке, придумывание положительного окончания сказки
Аппликация «Снегурочка» апрель
16. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Выставка книг с иллюстрациями разных художников. Чтение сказки. Придумывание окончания сказки.
Лепка «Каравай» апрель
17. Русская народная сказка «Летучий корабль» Чтение сказки. Пересказ по вопросам.
Рассматривание иллюстраций.
Рисование «Летучий корабль» май
18. Игра –КВН «Волшебные сказки» Презентация сказок
Загадки о сказочных персонажах
Д. И. «Собери картинку»
«Узнай героя по описанию»
«Волшебный сундучок» май