МААМ-картинки

Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

Вера Ковалева
Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72 «Колокольчик» города Смоленска

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составители:

творческая группа педагогов-психологов

дошкольных образовательных организаций

города Смоленска

г. Смоленск.

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Публикация «Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы» размещена в разделах

Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает много из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. В это время дошкольник открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать.

А. Н. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального фак-тического склада личности. В это время у дошкольников происходит становление основ-ных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребёнок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ребенок начинает обдумывать и сопоставлять свои действия и поведение с ожиданиями окружающих его близких взрослых. Если такие ожидания не соответствуют его личностным возможностям и ребёнок не в состоянии их выполнить, у него возникает чувство страха и тревоги: он боится «быть не тем», сделать «не так», не соответствовать требованиям. Такая повторяющаяся безвыходная ситуация усугубляет развитие ребёнка, формируя у него постоянную тревожность.

В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринных систем, складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Как писали Ж. М. Глозман и В. В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги».

А. И. Захаров считает, что «тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребёнка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность … превра-щаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте».

В детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольно-го возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 45-60% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л. М. Костина утверждает, что «в настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма ак-туальной».

Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности:

• такой ребёнок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность;

• высокая тревожность способствует развитию предневротических состояний;

• отрицательно влияет на результат деятельности;

• негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность дея-тельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, приводит к отсутствию у ребёнка уверенности в своих возможностях в общении. Даже последующая поддержка не всегда помогает тревожному ребёнку.

Именно поэтому так важно своевременно выявлять и оказывать психологическую помощь и поддержку детям с высоким уровнем тревожности. Выстраивая коррекционно-развивающую работу с такими детьми, творческой группой педагогов-психологов до-школьных образовательных организаций города Смоленска была составлена программа занятий с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы : создание условий для снижения тревожности, формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

• снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма;

• обучение навыкам саморасслабления;

• освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; фор-мирование чувства самоценности и ценности другого человека;

развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстни-ками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

• формировать умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоцио-нальные переживания;

• повышение самооценки и уверенности детей в себе;

развитие произвольности и самоконтроля.

В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

• принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников про-граммы;

• принцип преемственности, последовательности и системности;

• принцип научности и гуманистической направленности;

• ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность лично-сти, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.

Адресат: программа занятий составлена для детей5-7 лет (старшая и подготови-тельная группы детского сада).

Условия проведения занятий:

• Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

• Отношение к детям, к их потребностям – уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

• Недопустимы менторская позиция, упрёки и порицание за неуспех.

• Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

• В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

• Ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить.

• У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, бла-годаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

• Начало и конец занятия носят ритуальный характер, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности.

Занятия проводятся педагогом-психологом 1-2 раза в неделю в музыкальном (физ-культурном) зале. Проходят они в игровой форме, не утомляя детей, что снижает нервное напряжение. Для получения наилучшего результата и закрепления полученных навыков, воспитателям рекомендуется ежедневно использовать в своей работе игры, которые наиболее понравились детям.

Каждое занятие содержит вводную, основную и заключительную части. Упражне-ния вводной части направлены на создание у детей положительного эмоционального фо-на, сплочение группы. Основная часть состоит из игр и этюдов, направленных на развитие коммуникативных навыков, внимания, воображения; повышение самооценки. Включение релаксационных упражнений способствует снятию у детей мышечного напряжения. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

При составлении программы были использованы методы и приемы коррекции :

• Игровая терапия

• Психогимнастика

• Релаксация

• Телесная терапия

• Музыкотерапия

• Танцевальная терапия

Коррекционная группа формируется из числа детей, у которых по результатам пер-вичной диагностики были выявлены проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы : высокий уровень тревожности, количество страхов, превышающее возрастную норму, низкая самооценка. Оптимальный численный состав группы 8-12 человек.

Программа состоит из 16 занятий, которые проводятся с периодичностью 1-2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 25-30 минут.

Эффективность программы оценивается по результатам повторной диагностики, которая проводится по завершении цикла коррекционно-развивающих занятий.

Критерии эффективности программы :

• Снижение тревожности

• Повышение уверенности в себе

• Формирование адекватной самооценки

• Улучшение взаимоотношений в системе «ребёнок – ребёнок», «ребёнок - взрос-лый»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание Цели и задачи

Занятие № 1

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Моё имя»

4. Упражнение «Встаньте все те, кто …»

5. Игра «Запрещенное движение»

6. Упражнение «Комплимент»

7. Пальчиковая гимнастика

8. Релаксация «Отдых на море»

9. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

10. Упражнение-прощание «Ладошки» • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие коммуникативных навыков;

• формирование адекватной самооценки;

развитие координации движений, вни-мания, воображения, восприятия.

• преодоление застенчивости, замкнуто-сти, нерешительности.

Занятие № 2

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Давайте поздороваемся»

4. Упражнение «За что можно хвалить»

5. Упражнение «Закончи предложение»

6. Пальчиковая гимнастика

7. Релаксация «Волшебный сон»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки» • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие коммуникативных навыков;

• формирование адекватной самооценки;

развитие координации движений, вни-мания, воображения, восприятия.

• преодоление застенчивости, замкнуто-сти, нерешительности.

Занятие № 3

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение-разогрев «Дождик»

4. Игра «Весёлый рюкзак»

5. Упражнение «Тропинка»

6. Игра «Изобрази явление»

7. Этюд «Осенние листочки»

8. Игра «Передай движение»

9. Упражнение «Шум растет»

10. Аутотренинг «Прогулка в лес»

11. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

12. Упражнение-прощание «Ладошки» • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

• обучение приемам релаксации, сниже-ние мышечного и эмоционального напряжения;

развитие произвольности и само-контроля;

• формирование навыков позитивного межличностного общения, развитие групповой сплоченности;

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие внимания и воображения.

Занятие № 4

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Моё имя и мой любимый персонаж»

4. Упражнение «Волшебная карета»

5. Ролевая гимнастика

6. Упражнение «Жираф, слон, крокодил»

7. Игра «Руки – звери»

8. Упражнение «Кто на свете всех милее»

9. Рисунок в «зеркале»

10. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

11. Упражнение-прощание «Ладошки» • повышение уровня самооценки;

развитие произвольной саморегуляции двигательной активности;

психоэмоциональное раскрепощение;

развитие навыков эффективного взаимо-действия и уверенного поведения.

Занятие № 5

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Узнай по голосу»

4. Упражнение «Как общаться с королем»

5. Упражнение «Говорящие ботинки»

6. Упражнение «Ха-ха-ха!»

7. Упражнение «Царевна Несмеяна»

8. Релаксация «Туман»

9. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

10. Упражнение-прощание «Ладошки» • повышение уровня самооценки;

развитие произвольной саморегуляции, двигательной активности;

психоэмоциональное раскрепощение;

развитие навыков эффективного взаимо-действия и уверенного поведения;

• обучение приемам релаксации, сниже-ние мышечного и эмоционального напряжения.

Занятие № 6

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Хлопки»

4. Упражнение «Передай снежок»

5. Этюд «Игра в снежки»

6. Игра «Снежинки»

7. Этюд «Снеговик»

8. Этюд «Сосулька»

9. Упражнение «Снежинка»

10. Аутотренинг «Снежинки»

11. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

12. Упражнение-прощание «Ладошки» • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

• обучение приемам релаксации, сниже-ние мышечного и эмоционального напряжения;

развитие произвольности и само-контроля;

• формирование навыков позитивного межличностного общения, развитие групповой сплоченности;

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие внимания и воображения.

Занятие № 7

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Подарок под ёлкой»

4. Игра «Снежки»

5. Упражнение «Больше всего я хочу научиться…»

6. Этюд «Перетягивание каната»

7. Игра «Зайки и слоники»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки» • снизить эмоциональное напряжение;

• создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каж-дого;

• уменьшить тревожность;

развивать уверенность в себе;

развивать эмпатию.

Занятие № 8

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Игра «Дружба начинается с улыбки»

4. Игра «Паровозик»

5. Игра «Клеевой дождик»

6. Упражнение «Солнце в ладошке»

7. Упражнение «Шалтай – Болтай»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки» • снизить эмоциональное напряжение;

• создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каж-дого;

• уменьшить тревожность;

развивать уверенность в себе;

развивать эмпатию.

Занятие № 9

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Игра «Дружба начинается с улыбки»

4. Игра «Кто в теремочке живет?»

5. Игра «Комплименты»

6. Упр. «Повторяем стихотворение»

7. Игра «Тропинка»

8. Упражнение «Винт»

9. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

10. Упражнение-прощание «Ладошки» • снизить эмоциональное напряжение;

• создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каж-дого;

• уменьшить тревожность;

развивать уверенность в себе;

развивать эмпатию.

Занятие № 10

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Солнечный луч»

4. Игра «Я могу»

5. Этюд «Согласованные действия»

6. Игра «Волшебный стул»

7. Релаксация «Водопад»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки» • способствовать развитию положитель-ной самооценки;

развитие психомоторных функций;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие внимания, мелкой моторики, синхронизация работы полушарий;

развитие внимания к партнеру, умение видеть положительное в себе и других.

Занятие № 11

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Игра «Внимательные ушки»

4. Игра «Солнечные зайчики»

5. Игра «Привидения»

6. Мини-этюд «Солнце»

7. Игра «Нежность»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки» • сплочение группы;

• повышение самооценки;

развитие эмпатии, чувства сотрудниче-ства и взаимопомощи, самоконтроля;

• снижение психомышечного напряжения;

коррекция страхов.

Занятие № 12

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Игра «Путанка»

4. Игра-беседа «Моё имя»

5. Сказка про Боюську и игра в «Магазин»

6. Игра «День рождения»

7. Мини-этюд «Цветок»

8. Релаксация

9. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

10. Упражнение-прощание «Ладошки» • формирование эмоционального приня-тия себя;

• осознание своего имени;

• повышение самооценки и уверенности в себе;

коррекция страхов;

развитие эмпатии;

• снятие психоэмоционального напряже-ния.

Занятие № 13

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Посылай и воспринимай уверенность»

4. Упражнение «Катушка»

5. Игра «Торт на праздник»

6. Релаксация «Волшебный сон»

7. Упражнение «Мои ощущения»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки» • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

• снятие психоэмоционального напряже-ния;

развитие координации движений;

развитие и совершенствование комму-никативных навыков;

• удовлетворение потребности в призна-нии;

развитие групповой сплоченности и до-верия детей друг к другу;

развитие внимания и воображения.

Занятие № 14

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Упражнение «Коробка переживаний»

4. Упражнение «Волшебное озеро»

5. Упражнение «Объятия»

6. Релаксация «Разговор с деревом»

7. Упражнение «Мои ощущения»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки» • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

• снятие психоэмоционального напряже-ния;

развитие координации движений;

развитие и совершенствование комму-никативных навыков;

• удовлетворение потребности в призна-нии;

развитие групповой сплоченности и до-верия детей друг к другу;

развитие внимания и воображения.

Занятие № 15

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Игра «Волны»

4. Упражнение «Кораблик»

5. Игра «Ах, какой я молодец!»

6. Игра «Путешествие»

7. Релаксация «Отдых на море»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки»развитие и совершенствование комму-никативных навыков;

развитие самосознания;

• формирование адекватной самооценки;

развитие эмоционально-выразительных движений;

• снижение психоэмоционального напря-жения.

Занятие № 16

1. Приветствие «Доброе тепло»

2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

3. Игра «Муравьи»

4. Упражнение «Игра с шишками»

5. Игра «Жмурки»

6. Игра «Кто это?»

7. Упражнение «Солнечный лучик»

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

9. Упражнение-прощание «Ладошки»развитие и совершенствование комму-никативных навыков;

• снижение психоэмоционального напря-жения;

развитие самосознания;

• формирование адекватной самооценки;

развитие эмоционально-выразительных движений.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошколь-ного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. - М. : Ай-рис-пресс, 2006

3. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2005

4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000

5. Клюева Н. В., Филипова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия раз-вития, 2006

6. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М. : Дет-ство-Пресс, 2000.

7. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольни-ков. - Минск: Гамма, 1995.

8. Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. -М. : Детство-Пресс, 1998.

9. Хухлаева О. В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. – М., 1998.

10. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1995.

Публикации по теме:

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки»Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки» В каждом детском саду есть тематические уголки. Хочу остановится на уголке настроения. Недавно у нас в 120 саду выборгского района прошёл.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка»Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка» Цель: Совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния; соотнесение их со словесными зарисовками. Задачи. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
Опубликовано: 8 января 2022 в 23:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД