Заливина Юлия Александровна
Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Содержание:
Пояснительная записка. 4
Календарно-тематический план. 9
Планируемые результаты. 14
Список литературы. 17
Приложения
Пояснительная записка
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Большое значение в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, в охране и укреплении здоровья у детей, принадлежит их гигиеническому обучению и воспитанию.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Кроме того, культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Создавая программу, мы опирались на следующие нормативные документы:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"";
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Основное назначение программы:
оказание практической помощи педагогам в подготовке и проведении занятий по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста, планирование совместной деятельности воспитателя с детьми, работы с родителями.
инновационные подходы, направленные на решение задач,
содержание изучаемого материала на протяжении одного года, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Целью программы"Островок здоровья" является: актуализация одной из задач ФГОС дошкольного образования - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности, формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
сформировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
разработать занятия, консультации, наглядно- текстовую информацию для родителей, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В основу разработки программы «Островок здоровья» легли следующие принципы:
полноценного проживания ребенком всех этапов детства; обогащение детского развития;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества организации с семьей;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
стимулирования познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования;
учета этнокультурной ситуации развития детей.
принцип развивающего обучения, который реализуется путем создания проблемных ситуаций;
принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач, основанном на взаимодействии всех видов деятельности- игры, обучения, труда, общения.
Структура и содержание программы:
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста, а конкретно культурно-гигиенических навыков.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, реализующиеся в рамках основной образовательной программы ДОУ, проводятся в I половине дня, а также при организации совместной с педагогом деятельности в течении дня (игры, развлечения, наблюдения и продуктивная деятельность) и соответствуют современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.
Средства, формы, методы позволяющие эффективно решать поставленные задачи:
1. С детьми:
› Непосредственно образовательная деятельность;
› Познавательные беседы;
› Наблюдения;
› Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
› Моделирование;
› Дидактические игры;
› Рассматривание иллюстраций;
› Чтение художественной литературы;
› Развлечения.
Проблемные ситуации
2. С педагогами:
› Консультации;
› Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье;
› Разработка сценариев развлечений.
3. С родителями:
› Консультации;
› Статьи в родительском уголке.
Все мероприятия с детьми (НОД, игры, беседы и т. д.) в соответствии письмом МО РФ от 14.03.2000года «О гигиенических требованиях максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения», и в соответствии с требованиями СанПиН, суммарная нагрузка не превышает предельно – допустимой нормы. Занятия организуются в течение года с сентября по май.
Образовательная деятельность проводится:
- для детей 3-4 года жизни – не более 15 мин. ;
Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
Реализация программы требует методического и дидактического сопровождения. Методическое сопровождение программы представлено перспективным тематическим планом по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Все методические пособия прилагаемые программой «Радуга», и являющиеся ее методическим сопровождением носят рекомендательный характер.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. В приложении представлены конспекты НОД, примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.
Календарно-тематический план
Период Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Сентябрь Занятие № 1,
тема «Давайте познакомимся с группой».
Цель:
–знакомство детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– обучение детей ориентировке в групповом пространстве;
– развитие чувства любви и гордости за свою группу;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
–знакомство со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате. Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
Празднование дней рождения в группе.
Мастерская "Умелые ручки" - "Носовые платочки для куклы Тани" (нетрадиционная техника -рисование пальчиками) Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. Игровые ситуации для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях;
Ситуации для обсуждения:
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу. Анкетирование родителей
(Приложение 1)
Октябрь Занятие № 2,
тема «В гостях у Варвары-красы, длинной косы»
Цель: дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; следит за волосами детей, моет детям волосы, вытирает, расчесывает, девочкам заплетает косички, завязывает красивые бантики, мальчикам делает модные стрижки; воспитывать желание быть красивыми, чистыми, аккуратными. Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Празднование дней рождения в группе (регулярно). Мастерская "Умелые ручки" - «Для мамы расчёску я нарисую- порадую милую, дорогую».
Цель: Воспитывать любовь к маме, желание порадовать её, быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник). Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д. ?»; «Что должен уметь ребёнок?»
Ноябрь Занятие № 3,
тема «Как мы кормим Зайку и Мишутку»
Цель:
– формирование умения сервировать стол, умения действовать по алгоритму;
– воспитание культуры поведения за столом. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
Мастерская "Умелые ручки" - "Я пеку, пеку, пеку. "(тестопл.)
Цель: Познакомить детей с тестопластикой, учить детей лепить угощение для кукол из солёного теста.
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Декабрь Занятие № 4,
тема «Умывание каждый день»
Цель: - закрепление навыков детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитание культурно-гигиенических навыков, желания всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу. Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Мастерская "Умелые ручки"-"Сушим белье" (аппликация) Цель: познакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям; учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Воспитывать желание быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
(Приложение 3)
Январь Занятие № 5,
тема «Купаться любят все»
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков, вызвать интерес к выполнению к. г. н., побуждать детей к постоянному их соблюдению. Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».
Мастерская "Умелые ручки"-"Полотенце для бабушки" Цель:
продолжать учить в правильно пользоваться ножницами, воспитывать, аккуратность в работе желание быть красивыми, чистыми.
Игры-забавы с водой в центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» (Приложение 3)
Февраль Занятие № 6,
тема «Приглашаем Вас на чай»
Цель: формирование умения элементарно сервировать стол, навыков поведения за столом. Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении (Приложение2) Игровая ситуация «Кукла-грязнуля»
Дидактическая игра «Разложим мыло в мыльницы»
Мастерская "Умелые ручки"- "Сказка на песке"(день рождения зайчонка) Задачи:
• закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего.
• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мышление, внимание, исследовательский интерес и познавательную активность детей.
• закреплять умения рисовать предметы круглой формы; навыков поведения за столом. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Март Занятие№7,
тема «Вместе с куклой на прогулку»
Цель: – закрепление выполнения алгоритма одевания одежды;
– формирование потребности в соблюдении опрятности в саду и на улице. Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
Мастерская "Умелые ручки"- "Разноцветные веточки"
Цель:
-научить детей создавать образ дерева
-закрепить представление о птицах,
-воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам;
-закрепить умение аккуратного пользования клеем;
-развивать мелкую моторику пальцев;
-развивать наблюдательность, внимание, аккуратность в работе. Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Внесение ситуации «К нам скоро придут гости». Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорам. (Приложение 4)
Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Апрель Занятие№8,
тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
Цель: – развитие умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки.
Чтение колыбельных перед сном в спальне
Мастерская "Умелые ручки"- "Моя любимая чашка на столе"(нетрадиционная техника - оттиск пробкой, рисование пальчиками) Цель: развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; формировать чувство композиции и ритма. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Май Занятие № 9,
тема «Водичка, водичка…».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Чтение сказки "Мойдодыр"
Дидактическая игра "Вымой руки"
Игра "Сделаем лодочки"
Игра "Водичка, водичка!"
Мастерская "Умелые ручки"- аппликация «Весенние цветы»
Задачи:
- Закреплять у детей практические навыки аппликации;
-формировать пространственные представления
–учить правильно, располагать изображения на листе бумаги и наклеивать их;
-формировать интерес и положительное отношение к аппликации
-воспитывать аккуратность в работе. Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Планируемые результаты
Дети
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
› ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
› самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
› имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
› умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
› ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
› родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
› принимают активное, живое участие в жизни группы;
› проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
› проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
› осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Способы и формы оценки результата
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
Методы изучения результативности
• Наблюдение за детьми.
• Анкетирование родителей.
• Беседы.
Способы фиксации данных обследования
• Протоколы наблюдений.
Способы обработки результатов
• Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (на начало и конец года).
Таблица. Сформированость культурно-гигиенических навыков у детей.
Имя, фамилия ребёнка Сформированость навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированость навыка опрятной еды
(в баллах) Кол-во баллов Сформированость навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Примечание.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой, при необходимости носовым платком.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.