Елена Олеговна Мананкова
Программа по формированию интеллектуальной и сенсорной готовности к школе «Звукварик»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагноз «дисграфия» ставится в школьном возрасте и требует специальной коррекции. А вот профилактикой возникновения дисграфии необходимо заниматься именно в дошкольном возрасте.
Основные проявления оптической дисграфии. Как правило детей с диагнозом «дисграфия» очень замедлен темп письма, они с трудом вспоминают как пишется каждая буква, долго ее «выводят», путаются и в итоге не успевают выполнить задание со всем классом. Так же они испытывают трудности в определении правых и левых частей предметов, плохо ориентируются на листе бумаги, используют «зеркальное» письмо. Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие зрительного гнозиса, оптико – пространственных восприятия и представления, зрительно – моторной координации, недостаточно сформированной зрительной памяти. И такую важную проблему как оптическая дисграфия проще предупредить чем решить.
Публикация «Программа по формированию интеллектуальной и сенсорной готовности к школе „Звукварик“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы начальных классов и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых не только подготовить руку ребёнка к письму, но и развивать интеллектуальные способности. Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Звукварик".
Цель программы : Формирование интеллектуальной и сенсорной готовности к школе. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставлены следующие цели:
Обучающие: Формировать зрительно-моторную координацию, элементарные графические навыки, буквенный гнозис.
Развивающие: Развивать зрительное восприятие и узнавание (зрительный гнозис).
Воспитательные: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа рассчитана на один год для детей подготовительной к школе группы. Занятие проводится один раз в неделю, 36 раз в год. Длительность занятия 25-30 минут. Проводится в свободное послеобеденное время.
Педагогическая целесообразность продиктована необходимостью оказания помощи родителям и педагогам школы в проведении профилактической деятельности в области зрительного и буквенного гнозиса. Отличительной особенностью данной программы по дополнительному образованию является использование:
Современных образовательных технологий.
Речевых игр и упражнений.
Комбинированных упражнений.
Здоровье сберегающих технологий.
Все содержание работы по профилактике дисграфии проходит в виде дидактических игр и занимательных упражнений. В ходе реализации программы формируются следующие процессы :
Фонематический слух и восприятие
Фонематический анализ
Слуховое внимание
Развиваются:
Зрительный и буквенный гнозис ( узнавание букв в сложных условиях: «зашумленных», недописанных, изображенных пунктиром, умение реконструировать печатные буквы и др.)
Грамматический строй речи, словообразование и словоизменение.
Для организации учебного процесса созданы все необходимые условия которые соответствуют санитарно-гигиеническим нормам: светлое хорошо проветриваемое помещение, столы и стулья соответствуют росту детей.
Структура занятий
1. Профилактика акустической и аграмматической дисграфии и дислексии.
2. Профилактика оптической дисграфии и дислексии.
3. Итог.
В первую часть занятия входят дидактические игры на развитие фонематического слуха, дифференциацию звуков, слухового внимания, мелкой моторики и сенсорного восприятия, а также навыка звукового анализа слов.
Во второй части занятия дети выполняют задания на листе бумаги на развитие таких навыков как: элементарные графические навыки, зрительное узнавание и восприятие (зрительный гнозис, буквенный гнозис (узнавание и написание элементов букв, развитие мелкой моторики пальцев рук. Что является очень важным аспектом для подготовки детей к школе.
В третей части занятия дети учатся анализировать и подводить итог своей работе. Учатся видеть свои успехи и замечать недостатки, а также делать выводы над чем нужно еще поработать и что закрепить. Тем самым ребенок становится внимательнее и собранее, что немало важно при подготовке ребенка к школе.
Структурные элементы занятий
Дидактические игры на формирование фонематического слуха и звукового анализа слова.
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
Задания на листе бумаги на зрительное внимание, отрицание, лабиринты, штриховки, графические диктанты.
Игры на листе бумаги на формирование буквенного гнозиса.
Содержание программы
Зрительный гнозис – это способность в воспроизведении информации в основе которого лежит синтез (т. е. преобразование) элементарных сенсорных ощущений в зрительные образы с последующим их опознаванием. Гнозис – это узнавание благодаря которому человек ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса человек узнает величину и форму предметов, их пространственное соотношение.
Зрительно – моторная координация – это особенная способность человека, с помощью которой ему удается одновременно использовать руки и глаза при выполнении тех или иных действий. Зрительно – моторная координация – это выполнение четких координированных движений и действий осуществляемых под контролем зрения. Это очень важный этап для развития ребенка и его полноценного обучения в школе.
Элементарные графические навыки - главный этап работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. На этом этапе идет подготовка руки ребенка к письму. Процесс это долгий и трудоемкий так как письмо — это сложный навык, который включает в себя выполнение тонких координированных движений руки. Развитие графических навыков начинается с развития мелкой моторики руки, и подразумевает собой овладение карандашом или ручкой. В результате работы под формированием графических навыков у ребенка формируется умение четко и легко (без напряжения) рисовать и писать графические элементы. Работа по формированию графических навыков проходит в игровой форме и действует по принципу «от простого к сложному».
Буквенный гнозис – узнавание букв. И написание букв является наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо – зрительно – моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Одна из первых задач, с которой встречается начинающий обучаться грамоте ребенок – это необходимость усвоения букв. Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, то есть его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенных знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.