Мазурина Татьяна
Программа по дополнительному образованию художественной направленности «Маленький художник»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький художник
Содержание:
1. Пояснительная записка ….
1.1. Нормативная база…
1.2. Актуальность Программы….….…
1.3. Основные сведения о Программе….…
1.4. Новизна Программы…
1.5 Особенности развития детей 4-5 лет…
1.6. Цель Программы…
1.7. Задачи Программы….…
1.8. Основные принципы Программы…
1.9. Планируемые результаты освоения детьми Программы….
1.10. Ожидаемые результаты освоения Программы…
Публикация «Программа по дополнительному образованию художественной направленности „Маленький художник“» размещена в разделах
1.11. Объем образовательной нагрузки…
1.12. Формы подведения итогов реализации Программы и контроля деятельности…
2.1. Содержание образовательной деятельности по реализации образовательных
областей…
2.2. Формы и методы реализации программы …
2.3. Поддержка детской инициативы….
3.1. Структура и организация занятий…
3.2. Учебно-тематический план средней группы…
3.3. Перечень методического обеспечения…. ….
Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Программа по дополнительному образованию художественной направленности «Маленький художник» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюст РФ 29.11.2018 г.)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Миноборнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительных общеобразовательным программам»
Устав МДОУ.
Договор с родителями (или лицами их заменяющих) воспитанника.
Программа по дополнительному образованию художественной направленности «Маленький художник» разработана для детей 4-5 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников.
1.2 Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического творческого особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
1.3 Основные сведения о программе
Программа «Маленький художник» – обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа «Маленький художник» разработана на 1 год.
Срок проведения: сентябрь – май.
Возрастная группа: дети 4-5 лет.
Количество занятий в год: 36.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Форма организации: подгрупповая.
Длительность занятий: 20 минут.
Место проведения кружка: групповая комната.
1.4. Новизна Программы
Новизна данной программы состоит в том, что программа включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Опираясь на интегрированный подход, программа содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка, через художественно -прикладной деятельности. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
1.5. Особенности развития детей 4-5 лет
Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи»
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Возрастные и индивидуальные особенности детей представлены в рабочих программах каждой возрастной группы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам :
- научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);
- развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;
- развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;
- совершенствовать технические навыки.
Во второй младшей группе остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, обучение проведению разнообразных линий : слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной. Овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие. Содержание детских работ становится более разнообразным и требует применения нескольких цветов для раскрашивания рисунка, вводится промывание кисти. Эта несложная операция требует от ребенка терпения и аккуратности. Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга).
Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.
1.6. Целью Программы
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
1.7. Задачи
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада, дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
1.8. Основные принципы Программы
1.8. Основные принципы Программы :
• систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
• доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
• сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
1.9. Планируемые результаты освоения детьми Программы (целевые ориентиры)
- проявляет инициативу и самостоятельность;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением;
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-может выражать свои мысли и желания;
- развивается мелкая моторика;
-ребенок способен к волевым усилиям;
-проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
- проявляет эмоциональную отзывчивость.
1.10. Ожидаемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы дети будут знать и уметь:
- радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам;
- знать и называть материалы;
- цвета, заданные программой;
- уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
1.11. Объем образовательной нагрузки
Возрастная категория детей Количество занятий в неделю, месяц, год Продолжительность занятий Форма обучения Срок реализации Программы
4-5 лет 1/4/36 20минут
очная 1 год
1.12. Формы подведения итогов реализации Программы и контроля деятельности:
1) организация детских творческих выставок;
2) проведение мониторинга достижений детей.
2.1. Содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей.
В программе по дополнительному образованию художественной направленности «Маленький художник» прослеживается принцип интеграции образовательных областей. Рисование находиться в образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» и интегрируется с образовательными областями «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие» Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
«Физическое развитие» Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; развитие мелкой моторики.
«Речевое развитие» Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
«Социально- коммуникативное развитие» Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта.
2.2. Формы и методы реализации Программы
Формы организации занятий: групповые / фронтальные.
Методы:
- словесные (беседа, рассказ, обьяснение);
- наглядные (показ, видеопросмотр);
- практический (составление моделей, сборка отдельных элементов);
- репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
2.3. Содержание Программы.
1. Рисование ладошкой.
Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.
Задачи:
- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;
- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;
- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
- развитие мелкой моторики рук.
2. Рисование пальчиками.
Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развитие мелкой моторики рук.
3. Оттиск поролоном.
Способ рисования: Поролоновый тампон окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном на силуэте предмета.
Задачи:
- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
- развивать творческие способности;
- формировать чувство ритма.
4. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой).
Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
Задачи:
- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
- развитие творческих способностей;
- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись, или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
5. Распыление краски на лист бумаги.
Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.
Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.
6. Точечный рисунок.
Способ рисования: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
7. Монотипия.
Это техника рисования при помощи отпечатывания части изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе. Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета, развивает чувство симметрии.
9. Рисование зубной щёткой.
Техника рисования зубной щё ткой проста: ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом. Рекомендуется занятия по рисованию эти способом в средней группе сочетать с другими нетрадиционными техниками рисования (пальчиком, ватными палочками) или элементами аппликации.
10. Рисование ватными дисками.
Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью, сложив пополам или в четверть.
11. Рисование вилкой.
Ещё один вариант печатание необычным предметом — рисование вилкой (металлической или пластиковый). Гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхностью вилки набирается краска и делаются отпечатки на бумаги.
3.1. Структура и организация занятий
Организационный момент
Занятия с младшими дошкольниками длятся 15 мин, проводятся занятия 1 раз в неделю. Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом.
На каждом столе должны находиться (в зависимости от занятия) : акварельные краски, гуашь;
-ватные палочки;
-поролоновые печатки;
-коктельные трубочки;
-палочки или старые стержни для процарапывания;
-трафареты;
-матерчатые салфетки;
-стаканы для воды;
-подставки под кисти; кисти.
- коробочка с дополнительными материалами, если в этом есть необходимость.
3.2. Учебно-тематический план программы по дополнительному образованию художественной направленности «Маленький художник».
3.3 Перечень методического обеспечения Программы.
1. «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т. Я., М. : Просвещение, 2001г.
2. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М. : Просвещение, 2004 г.
3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. «Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
6. Никологорская О. А. «Волшебные краски», М. : АСТ-Пресс, 1997 г.
7. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
8. Шайдурова Н. В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М. : ТЦ «Сфера», 2008 г.
9. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.