Татьяна Дементьева
Тематическое планирование кружка «Почемучка» по экологическому образованию младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематическое планирование
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей природой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Задачи:
Публикация «Тематическое планирование кружка „Почемучка“ по экологическому образованию младших дошкольников» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных зависимостей, моделей);
3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Занятия проводятся один раз в две недели.
Используемые методы и приемы
Методы:
• Наглядные – демонстрация моделей, картинок;
• Практические – опыты, игры;
• Словесные – беседы, рассказы воспитателя.
Приемы:
• Вопросы,
• обоснования,
• сравнение объектов,
• установление связей.
Раздел Месяц Тема раздела № занятия Тема Цели Оборудование
I.
Ж
И
В
А
Я
П
Р
И
Р
О
Д
А
октябрь Вода 1 Узнаем, какая вода Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три одинаковые емкости, закрытые крышками:
1-пустая,
2-с чистой водой, залитой под крышку (полная,
3-с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой, и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей
2 Изготовление цветных льдинок Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска Стаканчики, краска, палочки для размешивания, формочки, веревочки
ноябрь Воздух 3 Что в пакете?
Обнаружить воздух в окружающем пространстве
Полиэтиленовые пакеты
4 Игры с воздушными шариками
Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить Трубочки для коктейля, емкость с водой
декабрь 5 Игры с воздушными шариками и соломинкой Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить Воздушные шарики, емкость с водой; 2 воздушных шара (1-надут слабо, 2- сильно)
6 Ветер по морю гуляет Обнаружить воздух
Таз с водой, модель парусника
январь Вес, притяжение 7 Легкий - тяжелый Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые)
Разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый»- «легкий»)
Теплота 8 Горячо - холодно Научить определять температурные качества веществ
Емкость с водой разной температуры, ванночка
II.
Ч
Е
Л
О
В
Е
К
III.
Р
У
К
О
В
О
Р
Н
Ы
Й
М
И
Р
февраль 9 Веселые человечки играют Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши, лицо, нос, глаза, брови, рот, волосы
Набор игрушек (кукла голыш, рыбка, любой зверек, птичка, «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, шея, голова)
10 Наши помощники Познакомить с органами чувств и их назначениями (глаза – смотреть, уши–слышать, нос - определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру, поверхности, с охраной органов чувств
«Чудесная» коробочка с дырочками, чтобы уловить запах, в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный»мешочек с яблоком, мешочек с сахаром непрозрачный чайник с водой
март Свойства материалов 11 Бумага,
ее качества и свойства Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит) Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материалов
12 Древесина,
ее качества и свойства Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности: гладкая - шероховатая; степень прочности; толщина и свойства: горит, не бьется, не тонет в воде) Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала
апрель 13 Ткань,
ее качества и свойства Научить узнавать вещи из ткани и определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит) Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, ножницы спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала
14 Глина,
Ее качества и свойства Научить узнавать вещи сделанные из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прозрачности) и свойства (мнется, бьется, размокает) Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала
ЛИТЕРАТУРА
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ «Сфера», 2001 г.