Марина Редькина
Образовательная программа «Уроки Феи Бусинки»
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«УРОКИ ФЕИ БУСИНКИ»
Разработала:
воспитатель
высшей категории
Редькина М. Ю.
Южно-Сахалинск
2018
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Принципы и подходы по формированию программы.
4. Ожидаемые результаты.
5. Содержание и реализация программы.
6. Тематическое планирование.
7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
8. Литература.
Публикация «Образовательная программа „Уроки Феи Бусинки“» размещена в разделах
9. Приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть. Движение, музыка, игра как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период. На основе этого он осваивает двигательно- ритмические, коммуникативные навыки, и при этом развиваются психические процессы, которые лежат в основе психомоторного развития. Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности.
С учётом требований современного мира - развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Но, для того чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо разбудить фантазию, воображение ребёнка. Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, которую ребенок может создать при помощи бус, так как она по своей сути наиболее близка ребёнку. В ходе рисования бусами каждый ребенок может проявить свою выдумку и фантазию, будет захвачен удивительным процессом творения: сочинением сказочных историй. Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Все сказки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении. При этом остальные дети не только смотрят и слушают, но и являются активными участниками выполняя предложенные задания. Это хорошо поддерживает положительный эмоциональный настрой и речевую активность детей. Кроме того, бусоград открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Создание условий, способствующих развитию творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Освоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.
3. Развитие речевых и коммуникативных навыков.
4. Формирование личностных качеств: внимания, терпения, сочувствия, заботы, фантазии, понимания, доброжелательности.
5. Развитие творческих способностей.
6. Формирование навыков пространственной ориентировки.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ :
• Принцип индивидуальности;
• Принцип систематичности;
• Принцип длительности;
• Принцип умеренности;
• Принцип цикличности;
• Принцип интеграции.
НОВИЗНА:
Разработана обоснованная эффективная методика работы с дошкольниками - техника «Бусоград» для развития творческих способностей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Главным результатом реализации программы является формирование у детей целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир.
А также, в результате обучения по программе «Уроки Феи Бусинки», у воспитанников будут:
сформированы личностные отношения к цвету, линии, форме;
появится потребность в творчестве; желание использовать свои знания и впечатления в интеллектуальной и художественно-творческой деятельности;
начнут развиваться образное мышление и воображение, дети овладеют способностью преобразовывать начальную информацию в новые тексты, генерировать новые знания;
появятся способности в разных видах творческой деятельности;
расширен эмоциональный опыт детей;
сформирован чувственный аппарат (слух, зрение, осязание) на основе сенсорных эталонов;
научатся реализовывать свои ощущения, чувства, образы в материале.
СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ :
Область применения техники «Бусоград» :
Совместная деятельность:
-НОД
-Праздники, развлечения
-Художественно – творческая деятельность
-Подвижные игры
-Дидактические игры
-Пальчиковые игры
-Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Для создания творческой атмосферы рекомендуется использовать музыкальное сопровождение со спокойной, красивой мелодией.
Этапы работы:
I этап – Подготовительный: Знакомство с бусами.
II этап – Конструктивный: Строится на выкладывании отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями.
III этап – Творческий: Самостоятельное составление картин, заполнение контуров, придумывание сказок, историй.
Выкладывать узоры и различные картины можно не только бусами, но и: счетными палочками, колечками, камушками, пробочками и т. д.
1. Принцип поэтапности. Это самый важный принцип. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения обучающимися заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.
4. Принцип доступности. Этот принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала. Необходимо знать какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.
5. Принцип наглядности. Используется для создания необходимого психологического климата в группе, расширения представления об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание глубже и вернее. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа, существенным образом влияет на правильность суждений, качество выполнения изображения.
Методы работы:
Используя в работе методическое пособие М. И. Родиной «Бусоград», необходимо принимать во внимание личность ребенка и уважать его свободу выбора. Наряду с распространенными методами работы (объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым, диалогическим методом) используются такие, как метод индивидуальных проектов, которые осуществляются детьми под руководством взрослого.
• Объяснительно-иллюстративный метод. Для объяснения нового материала, задания, беседы, педагог применяет различные иллюстрации, наглядный материал, музыкальные произведения и т. д.
• Частично-поисковый метод. Этот метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выдаче небольших знаний, решение которых требует самостоятельной активности (привлечения воображения и памяти). Большое внимание уделяется творческим работам. Этот метод позволяет соединить полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую познавательную активность.
• Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование детей, поиск новых приемов работы, неординарный подход к синтезу материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ
I этап – Подготовительный:
Знакомство с бусами.
сентябрь Привить интерес к работе с бусами.
Рассказ о сказочном городе «Бусограде»
Знакомство с Феей Бусинкой
Знакомство детей с техникой «Бусоград»
Дидактические упражнения с бусами: «Шкатулка», «Большая гора», «Маленькая горка», «На что это похоже?»
Любая музыка на релаксацию.
октябрь Используя бусы, строим простые фигуры (музыкальные инструменты) : круг-бубен, треугольник- музыкальный треугольник, прямоугольник – металлофон и т. д. Знакомство с разными группами музыкальных инструментов, игра на некоторых из них; стихи, загадки о музыкальных инструментах.
ноябрь При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море,
остров, цветы. Расширяем понятийный словарь ребенка. Знакомство с перелетными птицами. Лото: «Перелетные и зимующие птицы».
Загадки о птицах
Распевки о птицах («Улетают птицы вдаль…», «Снегири»)
Коллаж из бус по сказке: «Путешествие в теплые края»
(совместная деятельность)
Дидактическая игра: «Кто остается?»
Викторина: «Кто лишний?»
II этап – Конструктивный:
Строится на выкладывании отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями.
декабрь Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик. Чтение стихов о зиме, беседа о признаках зимы. Наблюдения на улице.
Рисование бусами морозных узоров, снеговиков.
Коллаж из бус: «Зимняя сказка»
Пальчиковые игры: «Снежок» «Как на горке снег…»
январь Дети с помощью бус создают и украшают свои елки. В процессе работы к бусам добавляются дополнения – камушки. Дети учатся придавать фигуре объем с помощью ее наполнения. Рассказ о традициях русского народа, его праздниках, предшествующих современному Новому году.
Детям предлагается составить фантазийный рассказ на тему: «Если бы я жил в то время»
Рождественские песенки, колядки.
Коллаж из бус: «Моя рождественская елка»
Дидактическая игра: «Отгадай, что это?»
февраль Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус : колесо, кабину, кузов, парус и т. д. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать свою машину. Познакомить детей с разными видами транспорта: воздушный, наземный, водный. Стихи, загадки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт».
Наблюдение за транспортом на улице.
Музыкально-ритмическое движение: «Самолетик»
«Поезд»
Дидактические игры с бусами: «Лодка»
«Парусник»
«Наш транспорт»
«Нагрузи машину»
Коллаж из бус: «Машины будущего»
III этап – Творческий:
Самостоятельное составление картин, заполнение контуров, придумывание сказок, историй.
март С помощью бус дети изготовляют «пирожные», украшают их подручным материалом (бусины, резиночки, шарики, бантики).
Делаем из бус тарелки (круг, квадрат) и украшаем их внутри узорами. Дидактическая игра с бусами: «Распиши тарелку»,
Коллаж из бус: (совместная работа) : «Магазин пирожных»
апрель Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. Задание на свободное творчество. Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках. Стихи, загадки о насекомых. Рассматривание коллекций насекомых.
Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Коллаж из бус: «Вальс бабочек»
май Дети делают сложные 8-ми лепестковые, двойные цветы, сами выбирают подходящие цветовые сочетания. В процессе работы добавляем к цветку стебель и листок. Стихи, загадки о цветах.
Рассматривание иллюстративного материала по теме: «Цветы».
Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
Слушание музыки: «Вальс цветов» П. Чайковского.
Музыкально-ритмическое упражнение: «Волшебный цветок».
Подвижные игры: «Садовник»
«Бабочки и цветы»
«Веночек»
Коллаж из бус: «На нашей весенней полянке» (совместная работа)
№ МЕСЯЦ ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1.
сентябрь
«Фея Бусинка в гостях» • Игры с бусами:
«Завитушки»
«Капельки»
«Узоры»
• Музыка для релаксации.
• Пальчиковая гимнастика.
2.
октябрь
«Осенний калейдоскоп»
• Игры с бусами:
«Дары осени»
«Чудеса на грядке»
«С какого дерева листочек?»
• Загадки, стихи об осени, овощах, фруктах.
• Хороводные, русские народные мелодии.
3.
ноябрь
«Бусоград- сладкий рай»
• Игры с бусами:
«Яблочный пирог»
«Пирожное»
«Торт»
• Физминутка
• Музыка для релаксации.
4.
декабрь
«Путешествие во времени»
• Игры с бусами:
«Солнечные часы»
«Машина времени»
«Новогодний маскарад»
• Загадки про Новый год, зиму.
• Зимние мелодии.
5.
январь
«Зимние истории» • Игры с бусами:
«Новогодняя игрушка»
«Ёлка»
«Зимний город»
«Новогодний подарок»
• Песни про Новый год.
• Загадки про зимние забавы.
6.
февраль
«Современные города» • Игры с бусами:
«Достать до неба»
«Многоэтажный дом»
«Строим город»
• Музыка для релаксации.
• Пальчиковая гимнастика.
7.
март
«Вестники весны» • Игры с бусами:
«Птицы»
«Насекомые»
«Птичий остров»
«Скворечник»
• Стихи, загадки о птицах, насекомых.
.
8.
апрель
«Свободны, как птицы» • Игры с бусами:
«Полярное сияние»
«Собака-космонавт»
«Ракета мечты»
«Инопланетяне»
• Стихи, загадки о космосе.
• Музыка для релаксации.
9.
май
«Цветочные чудеса» • Игры с бусами:
Фонтан «Одуванчик»
«Создай свой цветник»
«Волшебный цветок»
• Стихи, загадки о цветах, весне.
• Музыка для релаксации.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Критерии уровней сформированности творческой активности Показатели оценки уровней сформированности
творческих способностей у детей
Эмоционально-ценностный компонент
I год обучения
Средняя группа Когнитивный компонент
II год обучения
Старшая группа Деятельностный компонент
III год обучения
Подготовительная
группа
Высокий Ребенок эмоционально отзывчив, имеет собственные размышления в процессе восприятия произведений искусства; процесс творчества доставляет удовольствие, чувства радости и наслаждения.
Ребенок стремится к полученных ранее знаний, делает собственные открытия, продуцирует собственные идеи для создания творческого продукта. Ребенок само реализуется в процессе творческой деятельности без поддержки взрослого.
Средний Ребенок эмоционально отзывчив в процессе восприятия произведений искусства; процесс творчества доставляет удовольствие, чувства радости и наслаждения. Ребенок пытается к преобразованию полученных ранее знаний для создания творческого продукта с подсказкой взрослого. Ребенок старается само реализоваться в процессе творческой деятельности с небольшой поддержкой
взрослого.
Низкий Ребенок эмоционально не отзывчив; процесс творчества не доставляет удовольствие. Ребенок не пытается к преобразованию полученных ранее знаний для создания творческого продукта, даже под руководством взрослого. Ребенок не старается само реализовываться в процессе творческой деятельности даже с поддержкой взрослого.
Оценочная шкала мониторинговых индикаторов:
Высокий уровень – 2 балла
Средний уровень – 1 балл
Низкий уровень – 0 баллов
Диагностика развития творческих способностей у дошкольников, разработанная В. Т. Кудрявцевым:
1. «Странная картинка»
Цель: выявление умения видеть целое раньше частей.
Материал: картинка с изображением человечка, солнца, луны и звезд, карандаш.
Инструкция к проведению: Ребенку предъявляется картинка с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звездами. Воспитатель говорит ребенку: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи: что здесь нарисовано?» После того как ребенок ответил, ему задается другой вопрос: «Как ты думаешь, правильно ли нарисована эта
картинка, или же художник что-то напутал? Так может быть?» Если ребенок считает картинку «неправильной», то воспитатель предлагает ему объяснить и показать, как сделать ее «правильной».
Обработка данных : В ходе обследования фиксируются особенности подхода ребенка к содержащемуся в задании противоречию. Решения оцениваются по четырех балльной системе:
- Ребенок считает картинку правильной, игнорируя имеющееся в ней противоречие - 0 баллов.
- Ребенок видит противоречие, но не знает, как его устранить и тем самым исправить картинку - 1 балл.
- Ребенок замечает противоречие и пытается его избежать путем разрушения целостного изображения, разделения одной картинки на две, или другими способами - 2 балла.
- Ребенок предлагает переделать картинку так, чтобы одни элементы изображения остались прежними, а другие были превращены в нечто принципиально иное - 3 балла.
- Ребенок творчески преобразует целостное изображение. Он предлагает вписать "небесные тела" в рамки или овалы, «тогда это будут картинки, которые могут висеть на стене комнаты, где живет человечек». Таким же способом, по мнению ребенка, можно превратить солнце в «картинку на стене», а луну со звездами - в «вид из окна - 4 балла.
2. «Сказка про чернильницу» (модификация методики А. В. Запорожца)
Цель: оценка переноса воображением специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.
Инструкция к проведению: Воспитатель рассказывает ребенку сказку: «В одной деревне жил старенький доктор. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не
запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело - дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.
Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».
Рассказав сказку, воспитатель задает ребенку вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо, это на самом деле чернильница лаять не может, а в сказке - может?»
В случае получения утвердительного ответа воспитатель говорит: «Действительно, в сказке возможно все. А если так, то как еще чернильница может прогнать злого разбойника и спасти домик доброго доктора? Попробуй придумать для нашей сказки новую концовку».
Обработка данных : В ходе обследования фиксируются типы ответов, оцениваемые по четырех балльной системе.
1 балл. Данный тип ответов включает в себя два подтипа.
А. Чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для спасения.
Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все».
2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять не может. Однако в ней может сидеть какое-либо живое существо, которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника.
3 балла. Ребенок творчески переносит свойство известного ему предмета в новую ситуацию. По его мнению, чернильница лаять не может, она должна облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит.
4 балла. Высшая форма творческого решения задачи – «развитие»
ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти; пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др., которая покусает (напугает) грабителя, или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался, и т. п.
Таким образом, из выбранной нами диагностики, предложенной В. Т. Кудрявцевым следует, что творческие способности детей могут проявиться:
1. В умении видеть целое раньше частей;
2. В умении переносить специфические свойства знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.
3. В умении переносить задачу на выбор в задачу на преобразование.
В каждом испытание могут проявиться такие критерии творческих способностей как:
- оригинальность;
- беглость;
- гибкость;
- вариативность.
Предложенные методики требуют бальной системы оценки, на основе которой будут выявлены уровни развития творческих способностей детей.
Уровнями развития творческих способностей детей дошкольного возраста явились следующие:
1. Высокий – от 11 до 8 баллов. Ребенок эрудит, он порождает новые нестандартные идеи, раскрывая при этом их многообразие и максимальное количество.
2. Средний – от 8 до 5 баллов. Ребенок не отличается высокой степенью эрудированности, способность предлагать новые нестандартные идеи не всегда отличается оригинальностью. Количество предлагаемых идей в той или иной ситуации обычно не превышает двух. Высказываемые ребенком идеи не отличаются широким многообразием.
3. Низкий – ниже 5 баллов. Ребенок не эрудирован, лишь изредка предлагает новые идеи. Идеи, предлагаемые ребенком, бедны и не отличаются оригинальностью.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб: Питер,2009.-288с.
2. Апросян Г. З. Ораторское искусство. - М. : Изд-во. МГУ, 2008.-189с.
3. Воробьева Д. И. Гармония развития. издательство: Детство – Пресс, 2016.-279с.
4. Выготской Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб. : СОЮЗ, 2007. – 96 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб. : Азбука, 2006.-160с.
6. Гришина В. И. Профессиональное образование. Методология деятельности: монография / А. В. Гришин, В. А. Беликов, А. С. Валеев, Н. Г. Корнещук, Л. А. Савинков. – М. : Владос, 2009. – 334 с.
7. Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика -М. : Издательский центр «Академия», 2013.- 320с.
8. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Издательство «Детство-Пресс»; 2005.
9. Лапина Т. С. Философия культуры: вариант понимания. – М. : 2013.- 403с.
10. Медведева Е. М., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании - М. : Академия, 2011.-400 с.
11. Родина М. И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки. – СПб. : 2014.
12. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО: 2007. – 66 с.
13. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 304 с.
14. Учебно – методический комплект: методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет. Кукляндия. – СПб. : под редакцией М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Музыкальная палитра», 2014.