Лариса Монахова
Программа «Первые шаги» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Первеы шаги» (комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста)
Цель: - развитие целостной личности ребенка, то есть его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру
Задачи:
1). Развитие познавательной способности, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей
2). Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников
Публикация «Программа „Первые шаги“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Ведущей деятельностью ребёнка раннего возраста является предметная деятельность. Поэтому в программе «Первые шаги» акцент делается на организацию педагогом развивающей предметной среды. В программе содержатся рекомендации по организации развивающей предметной среды в помещении д/с, в группе и на участке. Также приводится перечень оборудований, игрушек, предметов и пособий для каждого направления развития ребенка.
Планирование программы «Первые шаги»
Планирование является важной частью организации пед. процесса в д/с. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласование деятельности педагогов, распределение их функций и обязанностей. Планирование позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей. С помощью планирования педагог определяет свои пед. задачи, распределяя их по времени, намечает, когда и какие занятия следует провести, продумывает как организовать среду, какие подобрать материалы, пособие, игрушки. Анализ выполнения намеченного плана работы, позволяет выяснить причины своих достижений и неудач, определить условия, обеспечивающие успех и недостатки в работе.
Программа первые шаги включает в себя подробное описание игр и занятий с детьми по всем направлениям развития. Педагог, работающий по данной программе имеет возможность варьировать игры и занятия. Это позволяет внести элемент творчества в деятельность педагога, а так же создает адекватное психолого-педагогичсекие условия развития ребёнка.
Авторы программы «Первые шаги» смогли охватить широкий спектр направлений развитий ребёнка, предоставив педагогам свободу творческого выбора игр и занятий с учётом индивидуальных интересов и потребностей ребёнка.
Краткосрочное планирование
Проводится еженедельно и ежедневно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. Пир планировании занятий педагог определяет тему и методы работы с детьми. В одних случая это будет практическая деятельность малышей (н-р игры с песком, водой и тд, в других случаях работа с наглядными пособиями (н-р рассматривание иллюстраций, картинок, книг и тд). Следует избегать перегрузки детей информацией, она не д. б. слишком обширной и абстрактной (отвлеченной). При планировании необходимо соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей. В рамках краткосрочного планирования педагоги обсуждают интересы и потребности каждого ребёнка, отмечают его успехи, определяют цели работы с конкретным ребёнком и со всей группой. Планирование должно строиться с учетом результатов наблюдений воспитателей. На основе данных наблюдений педагоги могут наметить несколько целей обучения для каждого ребёнка. Воспитатель обдумывает, какие организовать игры, беседы и занятия, решает какие изменения следует произвести в группе, в расстановке игрушек и тд.
Картотека игр
Для удобства планирования по рекомендациям авторов программы предлагают сделать картотеку игр. Картотека состоит из 6 комплектов описаний игр в соответствии с разными направлениями развития ребёнка. Описание каждой игры и (её вариантов) сделано на отдельную карточку. Для удобства карточки каждого комплекта окрашивают определённым цветом. Н-р, описание игр, направленных на физ. развитие – желтого цвета, на развитие предметной деятельности – голубого цвета и тд. Каждый комплект игр помещается в отдельную коробку с маркировкой «Речь», «Игры», «Физическое развитие» и тд. На каждой карточке можно обозначить условными знаками (рисунками, буквами или цифрами) различные хар-ки игры. Эти обозначения можно прикрепить к карточкам в виде ярлычков. Н-р, подвижные и спокойные игры м. б. обозначены соответствующими буквами «П» и «С», индивидуальные и групповые игры обозначить буквами «И», «Г».
Условными знаками можно пометить и др. хар-ки игр, н-р место проведения (группа, прогулка, изостудия, спортзал, муз. зал и тд.).
При помощи картотеки воспитатели могут планировать свою работу на неделю и на каждый день. При этом необходимо предусмотреть, чтобы в план на неделю включались игры и занятия из каждого коплекта. При планировании необходимо соблюдать баланс между спокойными и подвижными играми, индивидуальными и групповыми занятиями.
Поскольку в программе содержится более 400 игр и занятий, педагог имеет широкие возможности для выбора, ориентируясь на собственные предпочтения и интересы детей. Какие то игры могут повторяться неоднократно, изо дня в день, другие – реже. «Использованные» карточки можно откладывать в отдельную ячейку и для последующих занятий выбирать оставшиеся карточки. Через некоторое время отложенные игры можно снова предложить малышам.
Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации программы
С целью оценки эффективности работы по программе педагогам необходимо систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в программе, в т. ч., об индивидуальных особенностях развития каждого ребёнка. Важнейшим способом пед. мониторинга является систематическое наблюдение за изменениями в разных сферах развития детей, получение информации об индивидуальных особенностях каждого ребёнка и динамики его продвижения в развитии.
Тематические карты-схемы
Эти карты используются для наблюдения на каждого ребёнка. Карты-схемы должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша. Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребёнка в д/с, целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения за ребёнком в период адаптации.
Карта наблюдения за развитием ребёнка раннего возраста
Авторы программы предлагают заполнять сначала ежедневно, а затем раз в месяц. Но это занимает очень много времени у воспитателей. Поэтому, после карт адаптации раз в месяц заполняем карту наблюдений за развитием детей раннего возраста в группе.
На карте можно отследить развитие как каждого ребёнка, так и всей группы. Можно работать по данной карте наблюдений с родителями, не боясь за разглашение персональных данных других детей. Родителю называется цифра его ребёнка, он смотрит на результаты наблюдения за своим ребёнком и в то же время может сравнить своего ребёнка с другими детьми.