Лиана Панова
Программа патриотического воспитания «Мое Солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации города Шахтерска
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа №6 «Росинка»
Программа
«Моё СОЛНЦЕ»
патриотического воспитания
для дошкольников 5-7 лет
Составитель
Панова Лиана Станиславовна,
воспитатель, музруководитель
Составитель
Панова Лиана Станиславовна,
воспитатель, музруководитель
Шахтерск - 2016
Публикация «Программа патриотического воспитания „Мое Солнце“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Солнце, солнышко
- Темочки
Составитель Панова Лиана Станиславовна, музыкальный руководитель, воспитатель, педагогическое звание «Воспитатель-методист»
ДОУ №6 «Росинка»
Рецензент Т. П. Брикун, заведующий, воспитатель, специалист высшей квалификационной категории ДОУ №6 «Росинка»
Главной целью данной программы является создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной системы общественного дошкольного образования и общения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
В процессе реализации программы по работе с детьми используются игры – занятия, игры-развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее города.
Решая программные задачи, мы сможем пробудить в детях чувство гордости за людей, живущих на Донбассе, давших миру великих людей, освободителей мира от фашизма и независимости родного края на современном этапе.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
1.3. Цель программы
1.4. Задачи программы
1.5. Отличительные особенности программы
1.6. Этапы реализации программы
1.7. Формы и режим занятий
1.8. Принципы реализации программы
5 - 13
2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
2.1. Отношения, формируемые в результате общения и деятельности
2.2. Нормативная база
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Программа «Моё СОЛНЦЕ» направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданинf своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители ребят. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые; молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения», в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов-интернатов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
Поэтому совместные усилия детского сада и семьи должны быть направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает : на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
1.3. Цель программы :
- формирование у детей первых представлений об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности дошкольников;
- передача положительного духовного опыта поколений;
- тесная взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи, способствующее бережному отношению к традициям.
1.4. Задачи программы
5 лет
• Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
• Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
• Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях.
• Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
• Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
6 лет
• Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).
• Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
• Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
• Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
• Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения
• Расширять представления о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
• Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).
• Воспитывать любовь к Родине.
• Рассказывать детям о своем родном городе.
• Познакомить с флагом и гербом ДНР, мелодией гимна.
• Расширять представления детей об армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.
7 лет
• Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).
• Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
• Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
• Углублять и уточнять представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
• Закреплять знания о флаге, гербе и гимне ДНР (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
• Развивать представления о том, что ДНР - многонациональная республика. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
• Расширять представления о родном городе.
• Расширять знания о государственных праздниках.
• Углублять знания об армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
1.5. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания детей ДОУ №6 «Росинка» г. Шахтерска. Преподавание курса строится на принципе преемственности между детским садом и школой.
Программа разработана для детей 5-7 лет
Программа рассчитана на 2 года обучения и воспитания.
1.6. Этапы реализации
1. Подготовительно-организационный (май 2015–август 2015)
– создание методической базы в ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для образовательной и воспитательной деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2015 – апрель 2017)
– проведение занятий по данной программе;
– участие в различных проектах;
– коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2017)
– мониторинг работы дошкольного образовательного учреждения по данной программе;
– анкетирование педагогов и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в детском саду.
1.7. Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия очень привлекательны для ребят. В свободное от занятий время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка.
Формы работы:
• анкетирование,
• игры,
• тематические беседы,
• викторины,
• экскурсии,
• встречи с ветеранами,
• воинами–интернационалистами,
• конкурсы,
• посещение музеев,
• праздники, посвященные памятным датам,
• семейные праздники,
• изучение истории семьи, своей родословной;
• соревнования,
• родительские собрания,
• родительский лекторий,
• индивидуальное консультирование,
• совместные мероприятия,
• концерты,
• конкурсы,
• проекты,
• совместная работа воспитанников с родителями и родственниками по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье и т. п.
Социальные связи: музей города; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры г. Шахтерска, организация по делам молодежи г. Шахтерска.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Конкретные формы: занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса : словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
1.8. Принципы реализации программы
Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей 5-7 лет :
- принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.);
- принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общереспубликанского патриотизма, но и местного и регионального;
- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.);
- принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств);
- принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т. п. ; естественное включение краеведческого материала);
- принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития);
- принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе);
- принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний ( совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).
2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- система краеведческих знаний;
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой Родины,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию, развитие интереса к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
- инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
2.1. Отношения, формируемые в результате общения и деятельности:
• Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему
поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность;
• осознание того, что мы не безродные, «не Иваны родства своего не помнящие»;
• понимание своей ответственности за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляются в конце каждого года занятий
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1 год:
• сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
• получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
• узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 год:
• сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
• получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
2.2. Нормативная база:
- Закон МОН ДНР «Об образовании», 19.06.2015 (действующая редакция на 29.03.2016);
- «Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015 – 2017», 17.07.2015;
- Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 18.08.2105;
- Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях МОН ДНР, 29.01.2015;
- Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, 17.07.2015.