НАТАЛЬЯ КОЛЧЕНКО
Конспект интегрированного занятия «Патриот Отчизны»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
(жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова)
ЦЕЛЬ: познакомить детей с жизнью и творчеством русского поэта М. Ю. Лермонтова.
ЗАДАЧИ: Образовательные: освоение поэтических произведений М. Ю. Лермонтова;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Патриот Отчизны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Развивающие: развитие творческих и музыкальных способностей детей на основе поэтических произведений М. Ю. Лермонтова с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности;
Воспитывающие: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, интереса к творческому процессу, чувство востребованности в обществе; привитие любви к книге.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ: портрет М. Ю. Лермонтова в офицерском костюме, иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М. Ю. Лермонтова "Воспоминание о Кавказе", "Тифлис", "Автопортрет", проектор, аудиоаппаратура, музыкальные композиции на стихотворения М. Ю. Лермонтова "Казачья колыбельная песня", "Парус", "Тучки небесные".
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий "Тарханы", "Кавказ" чтение и заучивание наизусть стихов "Тучи", "Белеет парус. ", "Утёс", "Осень", отрывка из стихотворения "Бородино", "Два сокола". Экскурсия в библиотеку, выставка детских работ по произведениям М. Ю. Лермонтова.
. Выходит ребё нок:
В век двадцать первый,
Где Лермонтова помнят, любят, чтут,
И посмотрите в нашем зале
Гостей желанных много тут.
Ведущая: Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить замечательного русского поэта М. Ю. Лермонтова, поговорить о его жизненном пути, о творчестве.
Ребё нок: Степь синея растилалась,
Близ Азовских берегов;
Запад гас и ночь спускалась
Вихрь скользил между холмов.
И, тряхнувшись, в поле диком
Серый сокол тихо сел;
И к нему с ответным криком
Брат стрелою прилетел.
(стихотворение "Два сокола").
Звучит «Колыбельная песня» В стороне стоит лавка, сундук, колыбель. У колыбели стоит казак, за прялкой сидит казачка, прядёт.
КАЗАК: Ребёнка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде твёрд, как божий херувим.
КАЗАЧКА ПРОВОЖАЕТ КАЗАКА НА ВОЙНУ :
Ты идёшь на поле битвы,
Но услышь мои молитвы,
В дальней стороне
Вспомни обо мне.
Инсценировка детьми песни «Солдатушки, бравы, ребятушки» Выходит мальчик в гусарской форме.
Чтение стихотворения "Бородино".
"Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые?
Да, говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!"
ВЕДУЩИЙ: Эти поэтические строки, как вы уже догадались, принадлежат Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Родился поэт в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии
Михайловны Лермонтовых в городе Москва. Лермонтов рано потерял маму, но её колыбельные песни, он запомнил на всю жизнь.
На воспитание маленького Мишу забрала его бабушка Елизавета Алексеевна. Детство поэт провёл в её родовом поместье - деревне Тарханы. Бабушка очень любила своего внука. Маленьким он часто болел и бабушка возила его на Кавказ. По дороге мальчик видел родные просторы России: природу Кавказа, снежные вершины гор, бурные, быстрые реки, просторы степей. В дальнейшем все его впечатления, найдут отражения в его творчестве.
Чтение отрывка из стихотворения "Кавказ".
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Природа наделила поэта великими способностями. Он был прекрасным музыкантом играл на скрипке, фортепьяно, сочинял на свои стихи песни, романсы. Сейчас мы прослушаем романс «Парус».
С детьми проводится пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму и по морю по плыву,
Две ладошки – друзья, это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем по плыву,
А по бурным по волнам, плывут рыбки тут и там.
Лермонтов любил рисовать, всё, что он видел, путешествуя по России: природу, людей. Всё это он отображал в своих рисунках. (Просмотр иллюстраций, картин, написанных Лермонтовым). Просмотр фотографии М. Ю. Лермонтова в офицерском костюме. Когда Михаил Юрьевич Лермонтов закончил юнкерскую школу и впервые одел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука. Давайте его рассмотрим. На нё м мы видим гвардейца с правильными чертами лица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Печально-взволнованные глаза передают его задумчивое настроение, часто грустное. Вскоре Лермонтов уезжает в Петербург. Там он часто любил бродить по берегу Финского залива, грустить, думать о чём-то о своём. В дальнейшем, он напишет стихотворение "Парус". Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. (чтение родителями стихотворения "Парус").
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом,
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны-ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипт,
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(Исполняется музыкальная композиция по мотивам стихотворения "Парус" дети изображают волны моря и одинокий парусник, плывущий по волнам.
Стихи М. Ю. Лермонтова по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.
Стихи Лермонтова о природе. (чтение стихов детьми и родителями).
"Осень"
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
"Утёс"
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
"Вечер после дождя"
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах;
И мрачных туч онистые края
Рисуются на небе как змея,
И ветерок по саду пробежав,
Волнует стебли омочённых трав.
"Гроза"
Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпятся волны меж собой.
"Дубовый листок оторвался от ветки родимой"
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
Проводится физ. минутка «Дует ветер нам в лицо»
"Тучи"
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурную, цепью жемчужную
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
ВЕДУЩАЯ: Я думаю, счастье не там, откуда ветер дует. М. Ю. Лермонтов считал, что счастье там, где нас любят, где верят нам, где ждут, где мама напевает своему ребёнку колыбельную песню. Поэт очень любил Россию, весь свой талант, творчество посвящал ей.