Папки-передвижки

Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков «Цвет моих эмоций»

Ирина Московская
Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков «Цвет моих эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы

Ирина Московская, социальный психолог

Жмырко Кристина Сергеевна, независимый психолог

Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков средствами арт-терапии

«Цвет моих эмоций»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы подростков

Задачи:

1. Оптимизировать эмоциональное состояние (снятие напряжения, тревожности, агрессивности) средствами арт-терапии.

Публикация «Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков „Цвет моих эмоций“» размещена в разделах

2. Развить самопознание, саморазвитие и самовыражение.

3. Способствовать поиску внутренних ресурсов

4. Повышение самооценки и уверенности в себе

Возраст: с 14 лет

Срок реализации программы: январь-май / сентябрь – декабрь

Формы и методы организации работы

Формы работы:

- диагностика;

- дискуссионные методы;

- методы арт-терапии.

Организация занятий

Форма работы: групповая, 12-15 человек

Продолжительность занятий: 25-40 минут, 2 занятия в месяц

Использованные методы:

Проективные техники

Методы арт-терапии

Круглый стол, обсуждение

Аутогенная тренировка

Визуализация и дыхательные техники.

Инструментарий:

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель; газеты, журналы, текстиль, фольга, открытки, кружева, пленка, для создания коллажей; природные материалы – листья, цветы, семена, крупы; бумага, кисти, ножницы, аудио записи с различной музыкой.

В начале реализации программы учащимся раздаётся тетради саморефлексии 12 листов. После занятия тетради сдаются. Каждый учащийся помечает свою тетрадь любым опознавательным знаком. Без Фамилий и имён.

Тематический план занятий

Раздел Тема занятий Дата проведения

Диагностический блок 1. Знакомство и диагностика

по методике «Кактус»

2. Диагностика по проективной

технике «Слон»

3. Диагностика по проективной

технике САН февраль –

2 занятия Развитие навыков

самопознания и

самовыражения.

Снятие психологического

напряжения.

1. Путешествие к себе

2. Техника «Карта эмоций»

3. Техника Мандала

4. Техника «Это обо мне»

5. Техника «Сказочный герой» март – 4 занятия

Гармонизация эмоциональной сферы.

Поиск внутренних ресурсов.

1. Круглый стол, обсуждение.

2. Техника «Драгоценность»

3. Техника «Моё состояние»

4. Техника «В моих руках» Апрель – май

– 4 занятия

Итоговая диагностика

1. Завершающее занятие и диагностика с

помощью методики САН Май – 1

занятие

Количество занятий 10 занятий

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

1 занятие Диагностический блок

Психолог знакомится с учащимися, в качестве знакомства можно выбрать одну из следующих игр:

«Имя – увлечение»

«Давайте встанем в круг. Сейчас каждый по очереди сделает шаг вперед и произнесет свое имя в той форме, которая ему нравится и дополняется своим увлечением. После того как все так презентуют себя, процедура начинается в обратном порядке – от последнего к первому игроку с повторением имени и увлечения соседа, от которого начиналось знакомство.

«Имя – город - еда»

«Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо и город (любимые или любые другие). Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои».

«Бейдж»

Участникам раздаются бейджи, внутри пишут имя и ассоциацию со своим именем, крепят на рубашку.

ДИАГНОСТИКА

Методика «САН»

Цели:

• оценка психического состояния испытуемого;

• выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;

• определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.

Психолог выдаёт бланки, где расположен список из 30 пар состояний-настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1 означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3 — постоянно. Если в паре ни одно из качеств не проявляется или они одинаково выражены, то нужно поставить 0.

Бланки прикрепляются в тетрадь каждого участника и там же пишется результат после интерпретаций психологом.

2 занятие – Диагностический блок

Разминка и знакомство

«Встаньте те, кто.»

Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ряд инструкций. Учащиеся встают, когда слышат, что попадают в озвученную группу

те, кто родился в январе / сентябре

те, у кого карие глаза

те, кто любит мандарины и т. д.

ДИАГНОСТИКА

Рисуночный тест "Слон" (либо «Кактус») - проективная методика

Цель: исследование эмоционального, морального и физического состояния человека.

Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция: Нарисуй на этом листе бумаги слона (кактус). Такого, как ты его себе представляешь.

Примечание: нарисованный объект - это сам человек, нарисовавший его, со своими проблемами, видением жизни.

В заключении первого блока психолог подводит обработку результатов и интерпретации по двум методикам: опроснику САН и проективной технике «Слон» («Кактус»).

3 занятие

1. Техника «Карта эмоций»

Цель: формирование навыков самопознания.

Каждому участнику предлагается силуэт человека на бумаге и цветные карандаши. Участники могут сидеть свободно, откинувшись на спинку стула или кресла. Включается расслабляющая музыка. Предлагаю ребятам вспомнить основные эмоции или знакомые им эмоции (если назовут больше – хорошо). Затем предлагаю детям закрыть глаза и вспомнить какое-нибудь событие, которое вызывало у ребенка то или иное чувство (эмоцию, например радость. Попросить ребят вспомнить это чувство, насколько оно интенсивное, яркое. Постараться почувствовать ту часть своего тела, где ребята это чувство ощущают в своем теле (голова, руки, ладони, грудь, живот и т. д.). Затем, кто уже готов, открываем глаза и обозначаем цветными карандашами (закрашиваем) на силуэте человека это место. И так с каждой знакомой эмоцией.

На задание даётся 15-20 минут

Обсуждение

После техники предлагаю обсудить рисунки (по желанию).

2. Техника «Путешествие к себе»

Цель: формирование навыков самопознания и гармонизации эмоциональной сферы

Каждому участнику предлагается краска и плотная бумага. Участники могут сидеть попарно, либо кружком за столами. Включается расслабляющая музыка. Первые 3 минуты участники просто слушают музыку, успокаиваются, отдыхают.

«Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие внутрь себя. Я буду помогать и сопровождать вас в этой дороге.

Вслушайтесь в музыку, сделайте глубокий ВДООООХ и ВЫДОХ (3 раза).

Представьте, что вы погружаетесь внутрь себя, в районе груди. Как там? Спокойно или тревожно? Радостно или грустно? Почувствуйте это состояние, побудьте в нём (2-3 минуты)

А теперь я прошу вас выразить все ваши эмоции и переживания на бумагу. Перед вами есть листы, краски, кисти. Вы можете рисовать то, что хочется. Это может быть что-то конкретное или абстракция. Рисуйте, так как чувствуется.»

На задание даётся 10-15 минут

Обсуждение

После техники психолог предлагает обсудить рисунки (по желанию) и даёт краткую интерпретацию использованных цветов (по интерпретации по методу Люшера).

Каждый участник записывает (высказывает) свои ощущения и мысли от рисунка.

4 занятие

Техника «Мандала»

Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения

«Ребята, сегодня мы познакомимся с очень ресурсной техникой «Мандала»

Мандала - это рисунок в круге. Изначально имеет некую геометричность: центр и сектора, окружности, узоры. Но в арт-терапевтической практике это не обязательно, можно работать просто с цветом, по настроению.

Для начала нарисуйте круг, можете обвести его с помощью тарелки.

Сосредоточьтесь на своём состоянии, прислушайтесь к себе.

Постарайтесь выбрать цвет, который соответствует вашему состоянию, и начните рисовать из центра. Дальше продолжайте рисовать интуитивно, прислушиваясь к себе, идя за внутренними процессами.

Постарайтесь в процессе рисования отслеживать своё состояние и мысли.

(Дается 15 минут)

В конце практики рекомендуется записать свои ощущения и мысли.

Обсуждение

Желающие могут рассказать о своем состоянии и обсудить свои чувства.

5 занятие

Техника «Это обо мне»

Цель: развитие самопознания и самовыражения; формирование адекватной самооценки

Инструментарий: вырезки, бумага, фломастеры, блестки, журналы и тд.

«Сегодня я предлагаю нам познакомиться с самими собой, прочувствовать кто мы и какие мы. Перед вами есть всевозможные подручные материалы. Ваша задача составить коллаж из различных слов характеризующих вас, как личность. Вы можете вырезать прилагательные, существительные, глаголы из журналов.

Приклеиваете вырезки в свободном порядке, раскрашиваете красками, рисунками, узорами по желанию.

Можете писать словами от руки, либо приклеивать картинки-образы характеризующие вашу личность.»

На задание даётся 15-20 минут

Обсуждение

Каждый участник записывает свои ощущения и мысли после выполненного задания.

Желающие могут озвучить или показать свои работы.

Особое внимание психолог уделяет застенчивым и стеснительным ребятам, помогает и поддерживает их работу.

6 занятие

Техника «Сказочный герой»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, развитие самопознания и самовыражения

Психолог предлагает учащимся расслабиться, послушать музыку

«Ребята, устраивайтесь поудобнее, отвлекитесь от внешней суеты, вслушайтесь в музыку. Давайте глубоко и медленно подышим.

Медленный вдох через нос и плавный выдох через рот (2 минуты)

Представьте, что у вас есть возможность прямо сейчас посетить Сказочную Страну. Это волшебное место, в котором собраны все сказки мира. Это место фантазий и грёз всех детей

Представьте себе эту Страну, оглянитесь, рассмотрите всё, что есть вокруг. Пройдитесь по её улочкам, остановитесь.

Впереди вас посередине площади стоит зеркало в резной раме. В нём ваше отражение. Вы с удивлением замечаете, что в отражении не совсем вы. Волшебство Сказочной Страны превратило вас в сказочного персонажа.

Вы с удивлением всматриваетесь в это зеркало, ловите каждую деталь.

Кто вы? На кого похожи? Почувствуйте себя в этом образе. Он вам нравится?

(пауза на 2-3 минуты)

Попробуйте ответить на вопросы от имени вашего героя:

- Что она (он) любит больше всего?

- Чем себя балует?

- Какие подарки любит получать и дарить?

- Какие сильные стороны этого образа?

- В чём слабости?

- Как справляется с трудностями?

(пауза между вопросами на 1 минуту)

Но вот пришло время прощаться и ваше отражение дарит вам подарок или несколько подарков. Это могут быть любые предметы. Примите эти подарки с благодарностью и попрощайтесь со Сказочной Страной.

А сейчас постепенно возвращайтесь в свою комнату. Возьмите бумагу и нарисуйте своего сказочного героя. Во всех возможных подробностях и деталях. Рисуйте до тех пор, пока не появится ощущение, что рисунок закончен. Не забудьте изобразить предметы-подарки.»

(Дается 10-15 минут)

ОБСУЖДЕНИЕ:

Участники записываю ответы на вопросы

- Чем этот образ похож на вас сейчас?

- Какие особые качества этого персонажа помогли бы в Вашей жизни?

- Выпишите для себя 3 качества героя, которые могли бы стать поддержкой в трудной ситуации.

- Что могут означать подаренные вам предметы? Они могут указывать на путь или способ решения актуальных для вас вопросов.

Все ответы на вопросы рекомендуется прописывать в развёрнутой форме

Желающие могут поделиться своими рисунками и мыслями.

7 занятие

Круглый стол, обсуждение

Цели: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие самопознания и самовыражения

«Ребята, сегодня я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма.

Включается видео.

«Побудьте в этом состоянии»

Обсуждение

Удалось ли вам прочувствовать и уловить, о чем было это видео. Что вы думаете о героях? Как часто вы говорите себе эти важные слова?

Техника «Драгоценность»

Инструментарий: лист А4, карандаши, краски, фломастеры

Представьте себя в виде украшения, какого-либо драгоценного изделия и зарисуйте на листе. Можете выбирать любое украшение, цвета, расположение.

Получайте удовольствие в процессе рисования, не спешите

Обсуждение

Какие эмоции у вас возникают от вашего рисунка? Ощущаете ли вы свою ценность и уникальность

8 занятие

Техника «Моё состояние»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего ресурса

Инструментарий: 2 листа на человека, гуашь, кисти, файлы

Психолог раздает учащимся по 2 листа и файлы, гуашь, кисти и воду. Включается релаксационная музыка.

«Возьмите файл. Сейчас я попрошу вас изобразить на нем все те состояния, которые вам неприятны, нездоровы; то, что не хотелось бы проживать; то, что беспокоит.

Все эти цвета нанесите на файл, пятнами, мазками, штрихами. Как можно больше и гуще, ярче.

(Дается 2-3 минуты)

Возьмите лист бумаги и приложите его к файлу, как бы отпечатывая краску на ваш лист. Дайте высохнуть.

Переверните его и всмотритесь. Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние?

Запишите ваши ощущения

(Дается 5 минут)

Возьмите второй файл. На этот раз берите самые любимые, самые ресурсные, энергетические состояния. Это те состояния, которые заставляют нас чувствовать радость и счастье, вдохновляют и наполняют. Выберите подходящие цвета и также наносите на файл.

(Дается 2-3 минуты)

Когда почувствуете, что красок достаточно, отпечатайте ваш рисунок на бумаге и посмотрите, что вышло.

Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние? Как часто это в моей жизни? Как мне можно это получить в реальности?

Запишите ваши ощущения

(Дается 5 минут)

Обсуждение

Сегодня мы с вами познакомились с вашими состояниями: негативными и позитивными,нашли внутренний ресурс.

Как вы чувствуете себя? Какие мысли появились в конце упражнения?

9 занятие

Техника «В моих руках»

Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего ресурса

«Ребята, рассаживайтесь по местам, примите максимальное удобное положение. Вслушайтесь в музыку.

Постарайтесь отвлечься от мыслей в голове.

(Далее Аутогенная тренировка по методике Джекобсона)

Посмотрите на свои руки, они красивые. Это ваши руки. Они умелые, способные, в них сосредоточена сила и свет. Почувствуете это тепло ваших руках. Как это тепло наполняет руки возможностями, ресурсами творить и преображать мир вокруг.

(Дается 2 минуты)

Сейчас возвращайтесь в свое тепло, почувствуйте, как вы сидите, ощутите пространство. Возвращайтесь в здесь и сейчас.

Возьмите бумагу и карандаш. Обведите ваши две ладони, нарисуйте их контур.

Начните раскрашивать с левой руки, рисуйте так как чувствуете. Используйте любые цвета. А затем переходите на правую руку. Как вы видите эту руку? Какие цвета? Их может быть несколько.

А теперь раскрасьте фон и, тем самым, объедините руки.

Сверху напишите фразу «Всё в моих руках»

Обсуждение

Как вы себя чувствуете после задания? Вы ощутили это ресурс? Что сейчас чувствуете?

10 занятие

Итоговая диагностика и завершающее занятие

«Ребята, мы с вами проделали такой большой путь в познании себя, познакомились со своими эмоциями, переживаниями, желаниями, нашли ресурсы внутри себя. Вы всё это время делали записи в ваших тетрадях. Вы можете пролистать их, прочитать, вспомнить какие-то особо тяжелые задания и вопросы. Можете поделиться вашими размышлениями.

А в завершении я вам предлагаю подвести итог и снова пройти тест Сан.

Итоговая диагностика проводится по методике САН

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков «Цвет моих эмоций»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 09:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков «Цвет моих эмоций»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Московская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД