Ирина Московская
Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков «Цвет моих эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Московская, социальный психолог
Жмырко Кристина Сергеевна, независимый психолог
Программа оптимизации эмоциональной сферы подростков средствами арт-терапии
«Цвет моих эмоций»
Цель: гармонизация эмоциональной сферы подростков
Задачи:
1. Оптимизировать эмоциональное состояние (снятие напряжения, тревожности, агрессивности) средствами арт-терапии.
Темочки:
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
2. Развить самопознание, саморазвитие и самовыражение.
3. Способствовать поиску внутренних ресурсов
4. Повышение самооценки и уверенности в себе
Возраст: с 14 лет
Срок реализации программы: январь-май / сентябрь – декабрь
Формы и методы организации работы
Формы работы:
- диагностика;
- дискуссионные методы;
- методы арт-терапии.
Организация занятий
Форма работы: групповая, 12-15 человек
Продолжительность занятий: 25-40 минут, 2 занятия в месяц
Использованные методы:
Проективные техники
Методы арт-терапии
Круглый стол, обсуждение
Аутогенная тренировка
Визуализация и дыхательные техники.
Инструментарий:
Краски, карандаши, восковые мелки, пастель; газеты, журналы, текстиль, фольга, открытки, кружева, пленка, для создания коллажей; природные материалы – листья, цветы, семена, крупы; бумага, кисти, ножницы, аудио записи с различной музыкой.
В начале реализации программы учащимся раздаётся тетради саморефлексии 12 листов. После занятия тетради сдаются. Каждый учащийся помечает свою тетрадь любым опознавательным знаком. Без Фамилий и имён.
Тематический план занятий
Раздел Тема занятий Дата проведения
Диагностический блок 1. Знакомство и диагностика
по методике «Кактус»
2. Диагностика по проективной
технике «Слон»
3. Диагностика по проективной
технике САН февраль –
2 занятия Развитие навыков
самопознания и
самовыражения.
Снятие психологического
напряжения.
1. Путешествие к себе
2. Техника «Карта эмоций»
3. Техника Мандала
4. Техника «Это обо мне»
5. Техника «Сказочный герой» март – 4 занятия
Гармонизация эмоциональной сферы.
Поиск внутренних ресурсов.
1. Круглый стол, обсуждение.
2. Техника «Драгоценность»
3. Техника «Моё состояние»
4. Техника «В моих руках» Апрель – май
– 4 занятия
Итоговая диагностика
1. Завершающее занятие и диагностика с
помощью методики САН Май – 1
занятие
Количество занятий 10 занятий
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
1 занятие Диагностический блок
Психолог знакомится с учащимися, в качестве знакомства можно выбрать одну из следующих игр:
«Имя – увлечение»
«Давайте встанем в круг. Сейчас каждый по очереди сделает шаг вперед и произнесет свое имя в той форме, которая ему нравится и дополняется своим увлечением. После того как все так презентуют себя, процедура начинается в обратном порядке – от последнего к первому игроку с повторением имени и увлечения соседа, от которого начиналось знакомство.
«Имя – город - еда»
«Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо и город (любимые или любые другие). Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои».
«Бейдж»
Участникам раздаются бейджи, внутри пишут имя и ассоциацию со своим именем, крепят на рубашку.
ДИАГНОСТИКА
Методика «САН»
Цели:
• оценка психического состояния испытуемого;
• выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
• определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
Психолог выдаёт бланки, где расположен список из 30 пар состояний-настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1 означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3 — постоянно. Если в паре ни одно из качеств не проявляется или они одинаково выражены, то нужно поставить 0.
Бланки прикрепляются в тетрадь каждого участника и там же пишется результат после интерпретаций психологом.
2 занятие – Диагностический блок
Разминка и знакомство
«Встаньте те, кто.»
Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ряд инструкций. Учащиеся встают, когда слышат, что попадают в озвученную группу
те, кто родился в январе / сентябре
те, у кого карие глаза
те, кто любит мандарины и т. д.
ДИАГНОСТИКА
Рисуночный тест "Слон" (либо «Кактус») - проективная методика
Цель: исследование эмоционального, морального и физического состояния человека.
Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши.
Инструкция: Нарисуй на этом листе бумаги слона (кактус). Такого, как ты его себе представляешь.
Примечание: нарисованный объект - это сам человек, нарисовавший его, со своими проблемами, видением жизни.
В заключении первого блока психолог подводит обработку результатов и интерпретации по двум методикам: опроснику САН и проективной технике «Слон» («Кактус»).
3 занятие
1. Техника «Карта эмоций»
Цель: формирование навыков самопознания.
Каждому участнику предлагается силуэт человека на бумаге и цветные карандаши. Участники могут сидеть свободно, откинувшись на спинку стула или кресла. Включается расслабляющая музыка. Предлагаю ребятам вспомнить основные эмоции или знакомые им эмоции (если назовут больше – хорошо). Затем предлагаю детям закрыть глаза и вспомнить какое-нибудь событие, которое вызывало у ребенка то или иное чувство (эмоцию, например радость. Попросить ребят вспомнить это чувство, насколько оно интенсивное, яркое. Постараться почувствовать ту часть своего тела, где ребята это чувство ощущают в своем теле (голова, руки, ладони, грудь, живот и т. д.). Затем, кто уже готов, открываем глаза и обозначаем цветными карандашами (закрашиваем) на силуэте человека это место. И так с каждой знакомой эмоцией.
На задание даётся 15-20 минут
Обсуждение
После техники предлагаю обсудить рисунки (по желанию).
2. Техника «Путешествие к себе»
Цель: формирование навыков самопознания и гармонизации эмоциональной сферы
Каждому участнику предлагается краска и плотная бумага. Участники могут сидеть попарно, либо кружком за столами. Включается расслабляющая музыка. Первые 3 минуты участники просто слушают музыку, успокаиваются, отдыхают.
«Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие внутрь себя. Я буду помогать и сопровождать вас в этой дороге.
Вслушайтесь в музыку, сделайте глубокий ВДООООХ и ВЫДОХ (3 раза).
Представьте, что вы погружаетесь внутрь себя, в районе груди. Как там? Спокойно или тревожно? Радостно или грустно? Почувствуйте это состояние, побудьте в нём (2-3 минуты)
А теперь я прошу вас выразить все ваши эмоции и переживания на бумагу. Перед вами есть листы, краски, кисти. Вы можете рисовать то, что хочется. Это может быть что-то конкретное или абстракция. Рисуйте, так как чувствуется.»
На задание даётся 10-15 минут
Обсуждение
После техники психолог предлагает обсудить рисунки (по желанию) и даёт краткую интерпретацию использованных цветов (по интерпретации по методу Люшера).
Каждый участник записывает (высказывает) свои ощущения и мысли от рисунка.
4 занятие
Техника «Мандала»
Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения
«Ребята, сегодня мы познакомимся с очень ресурсной техникой «Мандала»
Мандала - это рисунок в круге. Изначально имеет некую геометричность: центр и сектора, окружности, узоры. Но в арт-терапевтической практике это не обязательно, можно работать просто с цветом, по настроению.
Для начала нарисуйте круг, можете обвести его с помощью тарелки.
Сосредоточьтесь на своём состоянии, прислушайтесь к себе.
Постарайтесь выбрать цвет, который соответствует вашему состоянию, и начните рисовать из центра. Дальше продолжайте рисовать интуитивно, прислушиваясь к себе, идя за внутренними процессами.
Постарайтесь в процессе рисования отслеживать своё состояние и мысли.
(Дается 15 минут)
В конце практики рекомендуется записать свои ощущения и мысли.
Обсуждение
Желающие могут рассказать о своем состоянии и обсудить свои чувства.
5 занятие
Техника «Это обо мне»
Цель: развитие самопознания и самовыражения; формирование адекватной самооценки
Инструментарий: вырезки, бумага, фломастеры, блестки, журналы и тд.
«Сегодня я предлагаю нам познакомиться с самими собой, прочувствовать кто мы и какие мы. Перед вами есть всевозможные подручные материалы. Ваша задача составить коллаж из различных слов характеризующих вас, как личность. Вы можете вырезать прилагательные, существительные, глаголы из журналов.
Приклеиваете вырезки в свободном порядке, раскрашиваете красками, рисунками, узорами по желанию.
Можете писать словами от руки, либо приклеивать картинки-образы характеризующие вашу личность.»
На задание даётся 15-20 минут
Обсуждение
Каждый участник записывает свои ощущения и мысли после выполненного задания.
Желающие могут озвучить или показать свои работы.
Особое внимание психолог уделяет застенчивым и стеснительным ребятам, помогает и поддерживает их работу.
6 занятие
Техника «Сказочный герой»
Цель: гармонизация эмоциональной сферы, развитие самопознания и самовыражения
Психолог предлагает учащимся расслабиться, послушать музыку
«Ребята, устраивайтесь поудобнее, отвлекитесь от внешней суеты, вслушайтесь в музыку. Давайте глубоко и медленно подышим.
Медленный вдох через нос и плавный выдох через рот (2 минуты)
Представьте, что у вас есть возможность прямо сейчас посетить Сказочную Страну. Это волшебное место, в котором собраны все сказки мира. Это место фантазий и грёз всех детей
Представьте себе эту Страну, оглянитесь, рассмотрите всё, что есть вокруг. Пройдитесь по её улочкам, остановитесь.
Впереди вас посередине площади стоит зеркало в резной раме. В нём ваше отражение. Вы с удивлением замечаете, что в отражении не совсем вы. Волшебство Сказочной Страны превратило вас в сказочного персонажа.
Вы с удивлением всматриваетесь в это зеркало, ловите каждую деталь.
Кто вы? На кого похожи? Почувствуйте себя в этом образе. Он вам нравится?
(пауза на 2-3 минуты)
Попробуйте ответить на вопросы от имени вашего героя:
- Что она (он) любит больше всего?
- Чем себя балует?
- Какие подарки любит получать и дарить?
- Какие сильные стороны этого образа?
- В чём слабости?
- Как справляется с трудностями?
(пауза между вопросами на 1 минуту)
Но вот пришло время прощаться и ваше отражение дарит вам подарок или несколько подарков. Это могут быть любые предметы. Примите эти подарки с благодарностью и попрощайтесь со Сказочной Страной.
А сейчас постепенно возвращайтесь в свою комнату. Возьмите бумагу и нарисуйте своего сказочного героя. Во всех возможных подробностях и деталях. Рисуйте до тех пор, пока не появится ощущение, что рисунок закончен. Не забудьте изобразить предметы-подарки.»
(Дается 10-15 минут)
ОБСУЖДЕНИЕ:
Участники записываю ответы на вопросы
- Чем этот образ похож на вас сейчас?
- Какие особые качества этого персонажа помогли бы в Вашей жизни?
- Выпишите для себя 3 качества героя, которые могли бы стать поддержкой в трудной ситуации.
- Что могут означать подаренные вам предметы? Они могут указывать на путь или способ решения актуальных для вас вопросов.
Все ответы на вопросы рекомендуется прописывать в развёрнутой форме
Желающие могут поделиться своими рисунками и мыслями.
7 занятие
Круглый стол, обсуждение
Цели: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие самопознания и самовыражения
«Ребята, сегодня я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма.
Включается видео.
«Побудьте в этом состоянии»
Обсуждение
Удалось ли вам прочувствовать и уловить, о чем было это видео. Что вы думаете о героях? Как часто вы говорите себе эти важные слова?
Техника «Драгоценность»
Инструментарий: лист А4, карандаши, краски, фломастеры
Представьте себя в виде украшения, какого-либо драгоценного изделия и зарисуйте на листе. Можете выбирать любое украшение, цвета, расположение.
Получайте удовольствие в процессе рисования, не спешите
Обсуждение
Какие эмоции у вас возникают от вашего рисунка? Ощущаете ли вы свою ценность и уникальность
8 занятие
Техника «Моё состояние»
Цель: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего ресурса
Инструментарий: 2 листа на человека, гуашь, кисти, файлы
Психолог раздает учащимся по 2 листа и файлы, гуашь, кисти и воду. Включается релаксационная музыка.
«Возьмите файл. Сейчас я попрошу вас изобразить на нем все те состояния, которые вам неприятны, нездоровы; то, что не хотелось бы проживать; то, что беспокоит.
Все эти цвета нанесите на файл, пятнами, мазками, штрихами. Как можно больше и гуще, ярче.
(Дается 2-3 минуты)
Возьмите лист бумаги и приложите его к файлу, как бы отпечатывая краску на ваш лист. Дайте высохнуть.
Переверните его и всмотритесь. Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние?
Запишите ваши ощущения
(Дается 5 минут)
Возьмите второй файл. На этот раз берите самые любимые, самые ресурсные, энергетические состояния. Это те состояния, которые заставляют нас чувствовать радость и счастье, вдохновляют и наполняют. Выберите подходящие цвета и также наносите на файл.
(Дается 2-3 минуты)
Когда почувствуете, что красок достаточно, отпечатайте ваш рисунок на бумаге и посмотрите, что вышло.
Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние? Как часто это в моей жизни? Как мне можно это получить в реальности?
Запишите ваши ощущения
(Дается 5 минут)
Обсуждение
Сегодня мы с вами познакомились с вашими состояниями: негативными и позитивными,нашли внутренний ресурс.
Как вы чувствуете себя? Какие мысли появились в конце упражнения?
9 занятие
Техника «В моих руках»
Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего ресурса
«Ребята, рассаживайтесь по местам, примите максимальное удобное положение. Вслушайтесь в музыку.
Постарайтесь отвлечься от мыслей в голове.
(Далее Аутогенная тренировка по методике Джекобсона)
Посмотрите на свои руки, они красивые. Это ваши руки. Они умелые, способные, в них сосредоточена сила и свет. Почувствуете это тепло ваших руках. Как это тепло наполняет руки возможностями, ресурсами творить и преображать мир вокруг.
(Дается 2 минуты)
Сейчас возвращайтесь в свое тепло, почувствуйте, как вы сидите, ощутите пространство. Возвращайтесь в здесь и сейчас.
Возьмите бумагу и карандаш. Обведите ваши две ладони, нарисуйте их контур.
Начните раскрашивать с левой руки, рисуйте так как чувствуете. Используйте любые цвета. А затем переходите на правую руку. Как вы видите эту руку? Какие цвета? Их может быть несколько.
А теперь раскрасьте фон и, тем самым, объедините руки.
Сверху напишите фразу «Всё в моих руках»
Обсуждение
Как вы себя чувствуете после задания? Вы ощутили это ресурс? Что сейчас чувствуете?
10 занятие
Итоговая диагностика и завершающее занятие
«Ребята, мы с вами проделали такой большой путь в познании себя, познакомились со своими эмоциями, переживаниями, желаниями, нашли ресурсы внутри себя. Вы всё это время делали записи в ваших тетрадях. Вы можете пролистать их, прочитать, вспомнить какие-то особо тяжелые задания и вопросы. Можете поделиться вашими размышлениями.
А в завершении я вам предлагаю подвести итог и снова пройти тест Сан.
Итоговая диагностика проводится по методике САН