Папки-передвижки

Программа обучения финансовой грамотности в ДОУ

Анна Павелкова
Программа обучения финансовой грамотности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое

направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является

глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его

жизни.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из

сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано

Публикация «Программа обучения финансовой грамотности в ДОУ» размещена в разделах

включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще

на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –

веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать

принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,

профессиональных и личностных качеств, иметь экономические

представления и компетенции в области финансовой грамотности.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.

А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт

пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие

возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они

вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,

географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность

– это психологическое качество человека, показывающее степень его

осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять

деньгами.

Кандидат педагогических наук, доцент А. А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.

У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.

Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.

Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.

Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.

Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.

Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.

Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т. д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.

Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.

Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т. д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.

Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности

населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их

защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и

обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная

проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что

заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на

государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.

И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно

пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой

самостоятельной жизни!

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех

сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда

не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Цели и задачи программы

Цель программы : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.

Задачами программы являются :

• знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).

• формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

• формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

• воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

• воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

• воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Дополнительная общеразвивающая программа

представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания

условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет

широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет

учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности

воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей

развития.

В основе методологического построения программы лежат принципы,

определенные федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

амплификации детского развития;

учет индивидуальных особенностей детей;

системности и комплексности (системность и комплексность,

конкретность и доступность дидактического материала реализуются в

программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже

имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает

поступательное развитие);

принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны

актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его

интеллектуальное развитие);

принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения

эмоционального благополучия каждого ребенка, все занятия ориентированы

на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в

эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в

силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для

каждого ситуации успеха.

сотрудничество организации с семьей.

Все принципы методологического построения программы отражают

современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач

обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную

взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,

способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в

дошкольном возрасте.

Программа является открытой, возможно внесение изменений в

содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от

возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных

представителей).

Описание форм и методов проведения занятий

Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.

Сроки реализации программы : программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.

Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и

другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением

родителей (законных представителей, досуги и т. д.

Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде

таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в

течение недели.

Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в

виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании

в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.

Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.

Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе

принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и

закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет

Название блока Количество занятий Количество занятий в год Общее количество занятий в год

Теоретические Практические Комплексные

Труд, продукт, товар 7 2 3 12 32

Деньги, цена, стоимость 4 3 2 9

Реклама: желания и возможности 1 1 1 3

Семейная экономика 1 4 3 8

Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет

Название блока Количество занятий Количество занятий в год Общее количество занятий в год

Теоретические Практические Комплексные

Труд, продукт, товар 6 2 4 12 32

Деньги, цена, стоимость 5 2 2 9

Реклама: желания и возможности 1 - 2 3

Семейная экономика 3 2 3 8

На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с

финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные

понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,

сказки.

Практические занятия проходят в игровой форме с использованием

сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.

Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и

практические навыки.

Содержание программы

Первый год обучения

I блок: «Труд, продукт, товар»

№ п/п Тема Краткое содержание Вид занятия

1 Разные профессии Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т. д.

Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение. Т

2 Разные профессии Какими качествами должны обладать люди

разных профессий. Т

3 Для чего нужно

трудиться, что такое

труд? Нужды и потребности человека. Т

4 Труд и продукт труда. Труд, продукт труда, виды продукта труда.

Придумывание дизайна телевизора. Т

5 Труд и зарплата. Как оплачивается труд? За что насчитывается

зарплата. Т

6 Услуги и товары. Что это? Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар.

Сравнение товара и услуги. Т

7 Директор магазина Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин.

Обязанности директора магазина. Что нужно, чтобы магазин пользовался спросом. К

8 Магазины и покупки: товар и его стоимость. Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т. д. От чего зависит стоимость

товаров. Стоимость и качество товара. К

9 Магазины и покупки: как продают товары и

услуги. Работа магазинов, работа салонов по

обслуживанию. Основные правила продажи.

Продавец и покупатель. К

10 Потребность, виды

потребности. Что такое потребность? Товары первой

необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в

парикмахерской и пр. Т

11 Готовимся к

благотворительной

ярмарке.

Совместное

мероприятие с

родителями

(законными

представителями) Знакомство с термином, подготовка: совместный

подбор темы, распределение работы, изготовление

поделок, атрибутов, распределение ролей, подготовка костюмов.

К

12 Ярмарка.

Совместное

мероприятие с

родителями

(законными

представителями) Инсценирование ярмарки. П

II блок: «Деньги, цена, стоимость»

13 Откуда пришли деньги История возникновения денег Т

14 Что такое деньги? Зачем они нужны? Знакомство с понятиями, назначение денег, их

функции Т

15 Какие деньги бывают. Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного

номинала. Т

16 Понятие цены, стоимости. Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего

зависит цена товара? К

17 Обмен или бартер Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. П

18 Богатство и бедность Знакомство с понятиями Т

19 Что такое банк и вклады Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме.

Кто работает в банке. Функции банка. Как

хранятся деньги. Т

20 Способы оплаты Наличный и безналичный расчет. За какие услуги

платят люди: за воду, отопление, за квартиру, за

детский сад и т. д. К

21 Как стать миллионером? Викторина для детей П

III блок: «Реклама: желания и возможности»

22 Что такое реклама? Знакомство с понятием «реклама». Значение.

Способ распространения информации о товарах и

услугах. Т

23 Реклама бывает разная! Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. К

24 Придумываем рекламу Создание рекламы своей поделки. П

IV блок: «Семейная экономика»

25 Что такое семейный бюджет? Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего

складывается бюджет семьи? Пенсия, зарплата, стипендия. Т

26 Планируем вместе семейный бюджет. Планирование семейного бюджета: доходы и

необходимые расходы. П

27 Идем в магазин Планирование похода в магазин семьей. Расчет

товаров и покупок. Составление списка

необходимых товаров. П

28 Как правильно делать покупки? Обсуждение, где какие товары можно купить. Как

узнать качество товара? Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». К

29 Магазин или

супермаркет. Где

выгодно? Знакомство, виды магазинов. Различие между

магазином и супермаркетом. Почему цены в

магазине отличаются? К

30 Как выбирать

продукты? Проблема

выбора. Виды продуктов. На что обращать внимание при

покупке скоропортящихся продуктов (внешний

вид упаковки, срок годности, состав, фруктов и

овощей, мяса и т. д. К

31 Выбираем подарок

другу. Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или

дешевый) Подарок своими руками. П

32 Семейный праздник Какие семейные праздники бывают? Как

подготовится к празднику? Организация

праздника «Подарок другу» в группе. П

Второй год обучения

I блок: «Труд, продукт, товар»

№ п/п Тема Краткое содержание Вид занятия

1 Новые профессии Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением Т

2 Кто такой профессионал? Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т. д. Портрет профессионала. Т

3 Качества труда, брак в

производстве. Понятие качества труда. От чего зависти качество

труда (от результата, понятие брак, причины

брака, возможность исправить. Т

4 Профессии: оплата

труда. Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за

что человеку платят зарплату, от чего зависит

размер зарплаты. Т

5 Биржа труда Знакомство с понятием, для чего нужна биржа

труда. Знакомство с «новыми» профессиями, с

профессиями будущего. К

6 Профессия «Экономист», наука «Экономика». Беседа о науке – экономике, что изучает

экономика, чем занимается экономист профессионал, нужна ли эта наука миру? К

7 Производители и

ресурсы. Сохранить и

приумножить Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких

ресурсов, какое производство получается. П

8 Как сберечь ресурсы

Планеты? Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь

их. Что может сделать один человек для экономии

ресурсов. Т

9 Бартер. Рынок Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда

обмен равный? Рынок, организация рынка.

Продавец и покупатель. П

10 Спрос товара.

Установление цены. Как рождается спрос на товар? Товары первой

необходимости. Как устанавливают цену на товар.

От чего зависит цена? К

11 Какие бывают

производители

товаров. Какие бывают разновидности товаров. Кто

производит разные виды товаров. Что нужно для

производства. Т

12 Акции товаров Что такое акции? Для чего их проводят? Какие

правила проведения акции. К

II блок: «Деньги, цена, стоимость»

13 Финансовая

безопасность. Копейка

рубль бережет. Как обезопасить свои финансы? Какие бывают

обманы и мошенники? Как хранить свои

сбережения? Как можно экономить? Т

14 Виды денег.

Банковская карта. Знакомство с видом денег: железные деньги

(монеты, бумажные деньги (купюры, банковские карты. Т

15 Размен монет Знакомство с разным номиналом монет.

Практическое обучение размену монет. Размен

денежных купюр. Размен металлических монет. П

16 Какая бывает валюта? Что такое валюта? Знакомство с валютой разных

стран. Рассматривание альбома. Деньги – явление культуры, оформление – отражение культуры. К

17 Банк. Виды услуг. Знакомство со структурой банка, его назначением

и функцией. Понятие: вклады, оплата, сбережения. К

18 Как сделать сбережения. Знакомство с видами сбережений. Знакомство с

банковскими операциями. Банкомат. Т

19 Что такое налоги и

зачем их платить. Знакомство с понятием, какие бывают налоги и

для чего их вводят. Т

20 Бизнес Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела.

Качества: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и

щедрость, благородство, честность, умение

сопереживать, милосердие. Примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки. Т

21 Правильный выбор: куда тратить деньги? Потребности человека, необходимые товары для

жизни. Определение качества товара: качество

изготовления, срок годности, условия хранения. П

III блок: «Реклама: желания и возможности»

22 Какая реклама лучше? С помощью рекламы люди узнают, где и какие

товары можно купить, какие получить услуги (сделать красивую прическу, вычистить и

выстирать одежду, починить машину и пр.) Т

23 Что быстрее купят? Как реклама влияет на продажу товара. Какая

реклама лучше? Что привлекает внимание людей? Какой реклама не должна быть (скучной, тусклой) П

24 Конкурс на лучший рекламный плакат Конкурс проводится на основе домашнего задания

- совместно с родителями изготовить рекламу

своей любимой игры (игрушки) П

IV блок: «Семейная экономика»

25 Сколько нужно человеку? Искусство ведения домашнего хозяйства. Т

26 Семейный бюджет: доходы. Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего

складываются доходы семьи? Т

27 Семейный бюджет: расходы семьи. На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т. д.). В каких случаях есть необходимые

расходы, а в каких случаях стоит подождать с

покупками? П

28 Учимся экономить. Разница между потребностями и пожеланиями. К

29 Что такое пенсия? Стипендия? Назначение пенсий и стипендий. Для чего

выплачиваются? Т

30 Долг платежом красен

или что такое заем? В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее

примерно определить время отдачи, поблагодарить) К

31 Не имей сто рублей, а

имей сто друзей. Ты

мне – я тебе. Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда

друзья помогают в беде?

П

32 Личные деньги.

Копилка. Что такое личные деньги, принцип накопления.

Что такое копилка? Изготовление копилки. К

Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ

ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от

нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,

эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым

вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.

Программа реализуется при условии:

создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском

саду;

соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:

авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;

сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие

экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,

Копейка);

внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и

помощи;

качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов

экономического содержания, фольклора, сказок;

решения логических и арифметических задач, задач – шуток,

проблемных ситуаций, кроссвордов;

создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой

литературы, игр экономического содержания и другого дидактического

материала.

Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в

развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,

психических функций, формирование познавательных интересов,

коммуникативных умений, нравственных качеств личности.

У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.

Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет) :

дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный

мир как результат труда людей);

уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать

деньги;

осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт

– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

видят красоту человеческого творения;

признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,

расч тливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,

благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры

меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет) :

дети имеют сформированные основные понятия финансовой

грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть

формируется начало экономического мышления;

интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной

жизни;

знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;

владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью

финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей

современных профессий;

приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,

соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться

проигрыша;

проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,

чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить

начатое дело до конца;

проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного

приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

Публикации по теме:

Центр по финансовой грамотности «Экономград»Центр по финансовой грамотности «Экономград» Экономическое образование детей дошкольного возраста - это требование современного общества. Дети с ранних лет знают, что родители ходят.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости»Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости» 6 февраля 2023 года на базе Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ, состоялась форсайт-сессия «От финансовой грамотности к.

Игра по финансовой грамотности «Банк»Игра по финансовой грамотности «Банк» Участники: дети подготовительной группы Актуальность игры для экономического развития ребенка: игра знакомит детей с трудом взрослых, дает.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Лэпбук «В магазин» как элемент обучения финансовой грамотностиЛэпбук «В магазин» как элемент обучения финансовой грамотности Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с лэпбуками. Они уже могут самостоятельно выполнять практически все задания, быстро.

Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи»Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи» Мастер класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности» Доходы и расходы семьи» для детей 5-7 лет. 1. для изготовления.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа обучения финансовой грамотности в ДОУ
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 17:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа обучения финансовой грамотности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Павелкова (УИ 1504917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД