Анна Павелкова
Программа обучения финансовой грамотности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его
жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
Публикация «Программа обучения финансовой грамотности в ДОУ» размещена в разделах
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –
веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность
– это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Кандидат педагогических наук, доцент А. А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.
Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.
Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.
Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т. д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.
Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.
Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т. д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.
Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно
пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой
самостоятельной жизни!
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда
не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели и задачи программы
Цель программы : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются :
• знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).
• формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
• формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
• воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
• воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
• воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Дополнительная общеразвивающая программа
представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания
условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет
широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет
учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности
воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей
развития.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
амплификации детского развития;
учет индивидуальных особенностей детей;
системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка, все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в
силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную
взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных
представителей).
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.
Сроки реализации программы : программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.
Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей, досуги и т. д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде
таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в
течение недели.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании
в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет
Название блока Количество занятий Количество занятий в год Общее количество занятий в год
Теоретические Практические Комплексные
Труд, продукт, товар 7 2 3 12 32
Деньги, цена, стоимость 4 3 2 9
Реклама: желания и возможности 1 1 1 3
Семейная экономика 1 4 3 8
Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет
Название блока Количество занятий Количество занятий в год Общее количество занятий в год
Теоретические Практические Комплексные
Труд, продукт, товар 6 2 4 12 32
Деньги, цена, стоимость 5 2 2 9
Реклама: желания и возможности 1 - 2 3
Семейная экономика 3 2 3 8
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.
Содержание программы
Первый год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар»
№ п/п Тема Краткое содержание Вид занятия
1 Разные профессии Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т. д.
Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение. Т
2 Разные профессии Какими качествами должны обладать люди
разных профессий. Т
3 Для чего нужно
трудиться, что такое
труд? Нужды и потребности человека. Т
4 Труд и продукт труда. Труд, продукт труда, виды продукта труда.
Придумывание дизайна телевизора. Т
5 Труд и зарплата. Как оплачивается труд? За что насчитывается
зарплата. Т
6 Услуги и товары. Что это? Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар.
Сравнение товара и услуги. Т
7 Директор магазина Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин.
Обязанности директора магазина. Что нужно, чтобы магазин пользовался спросом. К
8 Магазины и покупки: товар и его стоимость. Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т. д. От чего зависит стоимость
товаров. Стоимость и качество товара. К
9 Магазины и покупки: как продают товары и
услуги. Работа магазинов, работа салонов по
обслуживанию. Основные правила продажи.
Продавец и покупатель. К
10 Потребность, виды
потребности. Что такое потребность? Товары первой
необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в
парикмахерской и пр. Т
11 Готовимся к
благотворительной
ярмарке.
Совместное
мероприятие с
родителями
(законными
представителями) Знакомство с термином, подготовка: совместный
подбор темы, распределение работы, изготовление
поделок, атрибутов, распределение ролей, подготовка костюмов.
К
12 Ярмарка.
Совместное
мероприятие с
родителями
(законными
представителями) Инсценирование ярмарки. П
II блок: «Деньги, цена, стоимость»
13 Откуда пришли деньги История возникновения денег Т
14 Что такое деньги? Зачем они нужны? Знакомство с понятиями, назначение денег, их
функции Т
15 Какие деньги бывают. Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного
номинала. Т
16 Понятие цены, стоимости. Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего
зависит цена товара? К
17 Обмен или бартер Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. П
18 Богатство и бедность Знакомство с понятиями Т
19 Что такое банк и вклады Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме.
Кто работает в банке. Функции банка. Как
хранятся деньги. Т
20 Способы оплаты Наличный и безналичный расчет. За какие услуги
платят люди: за воду, отопление, за квартиру, за
детский сад и т. д. К
21 Как стать миллионером? Викторина для детей П
III блок: «Реклама: желания и возможности»
22 Что такое реклама? Знакомство с понятием «реклама». Значение.
Способ распространения информации о товарах и
услугах. Т
23 Реклама бывает разная! Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. К
24 Придумываем рекламу Создание рекламы своей поделки. П
IV блок: «Семейная экономика»
25 Что такое семейный бюджет? Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего
складывается бюджет семьи? Пенсия, зарплата, стипендия. Т
26 Планируем вместе семейный бюджет. Планирование семейного бюджета: доходы и
необходимые расходы. П
27 Идем в магазин Планирование похода в магазин семьей. Расчет
товаров и покупок. Составление списка
необходимых товаров. П
28 Как правильно делать покупки? Обсуждение, где какие товары можно купить. Как
узнать качество товара? Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». К
29 Магазин или
супермаркет. Где
выгодно? Знакомство, виды магазинов. Различие между
магазином и супермаркетом. Почему цены в
магазине отличаются? К
30 Как выбирать
продукты? Проблема
выбора. Виды продуктов. На что обращать внимание при
покупке скоропортящихся продуктов (внешний
вид упаковки, срок годности, состав, фруктов и
овощей, мяса и т. д. К
31 Выбираем подарок
другу. Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или
дешевый) Подарок своими руками. П
32 Семейный праздник Какие семейные праздники бывают? Как
подготовится к празднику? Организация
праздника «Подарок другу» в группе. П
Второй год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар»
№ п/п Тема Краткое содержание Вид занятия
1 Новые профессии Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением Т
2 Кто такой профессионал? Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т. д. Портрет профессионала. Т
3 Качества труда, брак в
производстве. Понятие качества труда. От чего зависти качество
труда (от результата, понятие брак, причины
брака, возможность исправить. Т
4 Профессии: оплата
труда. Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за
что человеку платят зарплату, от чего зависит
размер зарплаты. Т
5 Биржа труда Знакомство с понятием, для чего нужна биржа
труда. Знакомство с «новыми» профессиями, с
профессиями будущего. К
6 Профессия «Экономист», наука «Экономика». Беседа о науке – экономике, что изучает
экономика, чем занимается экономист профессионал, нужна ли эта наука миру? К
7 Производители и
ресурсы. Сохранить и
приумножить Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких
ресурсов, какое производство получается. П
8 Как сберечь ресурсы
Планеты? Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь
их. Что может сделать один человек для экономии
ресурсов. Т
9 Бартер. Рынок Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда
обмен равный? Рынок, организация рынка.
Продавец и покупатель. П
10 Спрос товара.
Установление цены. Как рождается спрос на товар? Товары первой
необходимости. Как устанавливают цену на товар.
От чего зависит цена? К
11 Какие бывают
производители
товаров. Какие бывают разновидности товаров. Кто
производит разные виды товаров. Что нужно для
производства. Т
12 Акции товаров Что такое акции? Для чего их проводят? Какие
правила проведения акции. К
II блок: «Деньги, цена, стоимость»
13 Финансовая
безопасность. Копейка
рубль бережет. Как обезопасить свои финансы? Какие бывают
обманы и мошенники? Как хранить свои
сбережения? Как можно экономить? Т
14 Виды денег.
Банковская карта. Знакомство с видом денег: железные деньги
(монеты, бумажные деньги (купюры, банковские карты. Т
15 Размен монет Знакомство с разным номиналом монет.
Практическое обучение размену монет. Размен
денежных купюр. Размен металлических монет. П
16 Какая бывает валюта? Что такое валюта? Знакомство с валютой разных
стран. Рассматривание альбома. Деньги – явление культуры, оформление – отражение культуры. К
17 Банк. Виды услуг. Знакомство со структурой банка, его назначением
и функцией. Понятие: вклады, оплата, сбережения. К
18 Как сделать сбережения. Знакомство с видами сбережений. Знакомство с
банковскими операциями. Банкомат. Т
19 Что такое налоги и
зачем их платить. Знакомство с понятием, какие бывают налоги и
для чего их вводят. Т
20 Бизнес Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела.
Качества: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и
щедрость, благородство, честность, умение
сопереживать, милосердие. Примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки. Т
21 Правильный выбор: куда тратить деньги? Потребности человека, необходимые товары для
жизни. Определение качества товара: качество
изготовления, срок годности, условия хранения. П
III блок: «Реклама: желания и возможности»
22 Какая реклама лучше? С помощью рекламы люди узнают, где и какие
товары можно купить, какие получить услуги (сделать красивую прическу, вычистить и
выстирать одежду, починить машину и пр.) Т
23 Что быстрее купят? Как реклама влияет на продажу товара. Какая
реклама лучше? Что привлекает внимание людей? Какой реклама не должна быть (скучной, тусклой) П
24 Конкурс на лучший рекламный плакат Конкурс проводится на основе домашнего задания
- совместно с родителями изготовить рекламу
своей любимой игры (игрушки) П
IV блок: «Семейная экономика»
25 Сколько нужно человеку? Искусство ведения домашнего хозяйства. Т
26 Семейный бюджет: доходы. Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего
складываются доходы семьи? Т
27 Семейный бюджет: расходы семьи. На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т. д.). В каких случаях есть необходимые
расходы, а в каких случаях стоит подождать с
покупками? П
28 Учимся экономить. Разница между потребностями и пожеланиями. К
29 Что такое пенсия? Стипендия? Назначение пенсий и стипендий. Для чего
выплачиваются? Т
30 Долг платежом красен
или что такое заем? В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее
примерно определить время отдачи, поблагодарить) К
31 Не имей сто рублей, а
имей сто друзей. Ты
мне – я тебе. Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда
друзья помогают в беде?
П
32 Личные деньги.
Копилка. Что такое личные деньги, принцип накопления.
Что такое копилка? Изготовление копилки. К
Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;
решения логических и арифметических задач, задач – шуток,
проблемных ситуаций, кроссвордов;
создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,
психических функций, формирование познавательных интересов,
коммуникативных умений, нравственных качеств личности.
У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет) :
дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный
мир как результат труда людей);
уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
видят красоту человеческого творения;
признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расч тливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет) :
дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.