Ирина Киселева
Программа логопедического кружка «Звуковички» по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа логопедического кружка «Звуковички» по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ детский сад «Ладушки»
Составитель
учитель-логопед
Русакова Ирина Валерьевна
Пояснительная записка
Публикация «Программа логопедического кружка „Звуковички“ по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
При ежегодном логопедическом обследовании речи детей подготовительных групп, нарушения речи обнаруживаются у 70-80% детей, то есть к шести годам речь большинства детей не соответствует возрастной норме. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи и увеличение количества детей в МБДОУ «Детский сад «Ладушки», встает вопрос о создании логопедического кружка, направленного на исправление речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.
На протяжении некоторого времени деятельности специалисты МБДОУ сталкиваются с необходимостью удовлетворения запросов на помощь детям, имеющим речевые нарушения разного уровня сложности и их семьям. Эти запросы удовлетворяются частично, так как, с одной стороны, в МБДОУ накоплена обширная методическая база (коррекционно-развивающие логопедические программы; программы просветительских мероприятий для педагогов ДОУ и родителей, направленные на повышение их компетентности в сфере развития речи ребёнка, но, с другой стороны, учитель-логопед не справляется с большим потоком детей, нуждающихся в помощи, а скоординированная система работы педагогов МБДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников отсутствует.
Актуальность программы
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л. Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Цель и задачи программы по исправлению речевых нарушений
Цель программы: скорректировать фонетические дефекты, максимально приблизив речь детей к речевым возрастным нормам дошкольника, не посещающих логопедический пункт МБДОУ детский сад «Ладушки».
Задачи:
1. Формировать, развивать и уточнять артикуляционную моторику;
2. Формировать и развивать правильный речевой выдох.
3. Создавать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность;
4. Постановка дефектно произносимых звуков.
5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.
6. Развивать фонематический слух.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы ребенок научится правильно и четко произносить все звуки в речи, что приведёт к повышению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации логопедического кружка «Звуковички» 1 год
Реализация программы кружка осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.
Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы (диагностический, подготовительный, коррекционный).
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, в вечернее время.
Количество занятия в неделю - 2, количество детей в подгруппе – 2.
Продолжительность 1 занятия – 30 минут. Проводит занятия воспитатель подготовительной группы и логопед.
Направления коррекционной работы: диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционно-логопедической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем в развитии речи у детей в условиях образовательного учреждения;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семьей по вопросам реализации коррекционно-логопедической помощи;
информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися, их родителями (законными представителями).
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – это дети с нормальным слухом и интеллектом.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Содержательный раздел
Диагностический этап: Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя: 1. Исследование неречевых психических функций; 2. Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Подготовительный этап: Цель: формирование артикуляционного праксиса, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок, готовности к обучению.
Работа логопеда и воспитателя на этом этапе включает в себя: 1. формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, правильной направленной воздушной струи; 2. отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования, но произносимых ребенком правильно; 3. развитие слухового внимания и слуховой памяти; 4. консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Коррекционный этап:
Постановка звука. Цель: постановка отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения: 1. объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; 2. создание артикуляционной базы данного звука; 3. добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких); 4. отработка произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Автоматизация звука. Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя: 1. коррекция дефектов произношения; 2. формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе; 3. обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью, развитие самоконтроля; 4. развитие психических функций (слуховой памяти, внимания);
Дифференциация звуков. Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя: 1. развитие слухового внимания и слухового контроля; 2. развитие звукового восприятия.
Введение звука в активную речь ребенка. Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Развитие связной выразительной речи.
Работа логопеда и воспитателя на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
Список использованной литературы
1. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М. : Гном-пресс, 1999.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М. 2009.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М. : 1998. 4. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001. 5. Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000