Шамсудинова Ольга Борисовна
Программа курса «Функциональная грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в со-ответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе на-чального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Публикация «Программа курса „Функциональная грамотность“» размещена в разделах
Цель программы : создание условий для развития функцио-нальной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понима-ние текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамот-ность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом воз-растных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность : анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочи-танных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность : счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность : деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность : наблюдения и простей-шие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса :
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в раз-ных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса :
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобще-ния, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: зна-комство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мыс-ли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность» :
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математиче-ская грамотность» :
– способность формулировать, применять и интерпретиро-вать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, фак-ты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказы-вать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность» :
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов се-мьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность» :
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказа-тельствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справ-ляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, рус-скому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема Предмет
изучения Ко-ли-че-ство ча-сов
Дата
Формируемые умения Формы кон-троля
Блок «Читательская грамотность»
1. Виталий Бианки. Лис и мышонок Содержание сказки.
Качество: осторожность, предусмотри-тельность. 1 – Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.
2. Русская народная сказка.
Мороз и заяц Содержание сказки.
Качество: вы-носливость, упорство.
1
– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;
– отвечать на вопросы по содержа-нию сказки без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответ-ствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и лож-ность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
3. Владимир Сутеев. Живые грибы Содержание сказки.
Качество: трудолюбие.
1
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.
4 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Содержание сказки.
Качество: вежливость, умение при-знавать свои ошибки. 1 – Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информа-цию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочи-танного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оцен-ку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
5. Михаил Пляцков-ский. Урок дружбы Содержание сказки.
Дружба, жад-ность.
1
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
6 Грузин-ская сказ-ка. Лев и заяц Содержание сказки.
Качество: смекалка, находчи-вость, хитрость, глупость. 1 – Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержа-нию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
7 Русская народная сказка.
Как лиса училась летать Содержание сказки.
Качество: смекалка, находчи-вость, хитрость, глупость. 1 – Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
Блок «Математическая грамотность»
8 Евгений Пермяк. Четыре брата Содержание сказки.
Семейные ценности.
1
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержа-нию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
9 Про ку-рочку Ря-бу, золо-тые и про-стые яйца Счёт предме-тов, составле-ние и решение выражений, задачи. Мно-гоугольники. 1 – Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
10 Про козу, козлят и капусту Счёт предме-тов, составле-ние и реше-ние выражений, задачи. Лома-ная. 1 – Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
11 Про пе-тушка и
жерновцы Состав числа 9, анализ дан-ных и ответы на вопросы. 1 – Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
12 Как пету-шок и ку-рочки де-лили бо-бовые зёр-нышки Разложение числа 10 на два и три сла-гаемых.
1
– Раскладывать число 10 на два сла-гаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
13 Про наливные яблочки
Увеличение числа на не-сколько еди-ниц, сло-жение и вычитание в переделах 20. 1 – Преобразовывать текстовую ин-формацию в табличную форму;
– находить недостающие данные при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы изме-рения в более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
14. Про Машу и трёх медведей
Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение суммы. 1
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недо-стающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
15 Про ста-рика, ста-руху, вол-ка и ли-сичку Задачи на нахождение части.
Состав числа 12. 1 – Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недо-стающие данные в таблице по само-стоятельно выполненным подсчё-там;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на ри-сунке.
16 Про мед-ведя, лису и мишкин мёд Задачи на нахождение суммы.
Состав чисел второго де-сятка. 1 наглядно-образной основе;
Блок «Финансовая грамотность»
17 За покуп-ками Цена, товар, спрос.
1
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
18 Находчи-вый Коло-бок Деньги, цена, услуги, товар.
1
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
19 День рож-дения
Мухи-Цокотухи Цена, стои-мость, сдача, сбережения. 1 – Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и де-лать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
20 Буратино и карман-ные день-ги Карманные деньги, необ-ходимая по-купка, желае-мая покупка. 1 – Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и де-лать соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.
21 Кот Васи-лий
продаёт молоко Реклама. 1 – Наблюдать над понятием «рекла-ма»;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
22 Лесной банк Банк, финан-сы, банков-ские услуги, работники банка. 1 – Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
23 Как мужик и медведь прибыль делили Мошенник, сделка, до-ход,
выручка, прибыль, продажа оп-том. 1 – Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
24 Как мужик золото менял Услуга, рав-ноценный об-мен, бартер.
1
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
25 Как Ива-нушка хо-тел попить водицы Вода, свой-ства воды.
1
– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца пла-вать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
26 Пятачок, Винни-Пух и воз-душный шарик Воздушный шарик, воз-дух.
1
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
27-28 Плывёт, плывёт кораблик Плавучесть предметов.
2
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются ко-раблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
29 Про Сне-гурочку и превраще-ния воды Три состоя-ния воды.
1
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и ги-потезы о причинах наблюдаемых явлений.
30 Как дели-ли апель-син Апельсин, плавучесть, эфирные мас-ла из апельсина. 1 – Объяснять, почему лопается воз-душный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выра-щивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.
31 Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду Зеркало, от-ражение, ка-лейдоскоп. 1 – Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
– наблюдать над различием отраже-ний в плоских, выпуклых и вогнутых металлических пред-метах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
32 Иванова соль Соль, свой-ства соли.
1
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства
соли и песка;
– составлять связное речевое выска-зывание в соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
33 Владимир Сутеев. Яблоко Яблоко. Обобщающее занятие. 1 – Доказывать, как с помощью яблочного сока можно
рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических дей-ствий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.
Итого: 33 ч