Екатерина Климова
Программа дополнительного образования по ручному труду «Чудесная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Средний дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Публикация «Программа дополнительного образования по ручному труду „Чудесная мастерская“» размещена в разделах
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Актуальность и практическая значимость создания программы обусловлена рядом факторов:
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей;
Дошкольный возраст является первоначальной ступенью в художественной деятельности, которая позволяет познавать что – то новое;
Отечественными педагогами и психологами доказана роль обучения в развитии творческих процессов и необходимость использования комплексных программ, ориентированных на развитие творчества у детей;
Необходимостью совершенствования содержания и технологий образования.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС. Учащиеся знакомятся в течение года с видами искусства, с нетрадиционными видами деятельности, соединяя работу «ума» с работой рук. Отличительной особенностью программы дополнительного образования “ Мастерская чудес” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.
Кружковая деятельность занимает особое место в образовательном процессе, так как здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Программа объединения «Мастерская чудес» художественно-эстетической направленности. Создана на основе методик Афонькиной С. Ю., Афонькиной Е. Ю. «Игрушки из бумаги», Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика».
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В. А. Сухомлинский)
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет.
Цель программы : создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.
Задачи:
Образовательные :
Познакомить детей с различными приемами преобразования бумаги, ткани, ваты, природного и бросового материалов;
Обучить моделированию из бумаги;
Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;
Обучить детей владению инструментами и приспособлениями;
Познакомить с правилами техники безопасности при работе с материалами;
Формировать интерес к творческой деятельности.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение, усидчивость и чувства цвета;
Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся;
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку;
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
Воспитать усидчивость, терпение, культуру общения.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Условия реализации программы :
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет, на 1 год обучения: 36 часов в год, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 20 минут.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-12 человек.
Предполагаемые результаты:
К концу года обучения воспитанники должны
Знать: Уметь:
Название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин; Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея и т. п. ; Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. Анализировать под руководством педагога изделие (материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
Сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами, соединять детали из бумаги с помощью клея.
В начале и в конце учебного года проводится программа аттестации учащихся
Приложение 1
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми инструментами или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.
Учебно-тематический план 1 год обучения.
№ п\п Наименование раздела Количество часов
1. Знакомство с кабинетом ручного труда 1
2. Работа с бумагой и картоном. 11
3. Работа с тканью и нитками. 8
4. Работа с природным и бросовым материалом. 12
5. Работа с пластилином. 4
Всего: 36 часов
Содержание программы «Чудесная мастерская»
для младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет. (36 часов)
1. «Знакомство с кабинетом ручного труда» (1 час) :
Введение в образовательную программу года обучения.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
2. «Работа с бумагой и картоном» (11 часов) :
«Лес, точно терем расписной» (мозаика из бумаги)
«Веселые зверушки» - (поделки из бумаги к всемирному дню защиты животных)
«Улетают птицы» (оригами)
«Цветы для мамы» (объемная аппликация) – сувенир ко дню матери
«Гирлянды на елку» – (техника работы с бумагой) «волшебные полоски»
«Снежинки» (симметричное вырезывание)
«Волшебные картинки» (теснение на фольге)
«Поезд» (коллективная работа) (конструирование из коробок с элементами аппликации)
«Веточка мимозы» (техника работы с мятой бумагой)
«Грачи прилетели» (аппликация в технике обрыва)
«Сувениры ко Дню победы» (аппликация из комочков бумаги)
3. «Работа с тканью и нитками» (8 часов) :
«Платочек» (аппликация из ткани) – сувенир ко дню пожилого человека
«Ниточка играет – узор завивает» (нитяная пластика)
«Снеговик» (аппликация из ваты)
«Снегурочка» (аппликация из ткани)
«Куклы наших бабушек» (куклы свертки, техника по работе с тканью)
«Котёнок с клубком» (аппликация из ниток)
«Подснежники» (аппликация из ткани)
«Яблони в цвету» (аппликация из ниток)
4. «Работа с природным и бросовым материалом» (12 часов) :
«Цветы и фантазия» (составление панно из сухоцветов) – сувенир ко дню воспитателя
«Ягоды рябины» (барельеф)
«Зимняя сказка» (аппликация из бумаги, ткани и природного материала)
«Листопад» (аппликация из сухих листьев)
«Красивый браслет» (моделирование из бусин)
«Фонарик» (конструирование из бросового материала)
«Ангелочек» - рождественский сувенир (конструирование из природного и бросового материала)
«Сова» (моделирование из шишек)
«Верба» (аппликация из семян тыквы)
«Фантастическая планета» – макет (коллективная работа)
«Аквариум» – макет (коллективная работа)
«Зимний букет» – (зимний букет из веток и пенопласта)
5. «Работа с пластилином» (4 часа) :
«Дерево» (моделирование из веточек и пластилина)
«Елочка»(пластилинография)
«Неваляшка» (печатание на пластилиновой основе)
«Валентинки» (конструирование из пластилина и бросового материала)