Винокурова Виктория Викторовна
Программа кружковой работы по ЛФК для детей старшего дошкольного возраста инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- развитие координации движений;
- укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, туловища, рук.
Задачи:
-укрепление опорно-двигательного аппарата;
- усиление мышечного «корсета» позвоночника;
- улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы;
- формирование правильной осанки.
Список литературы:
1. Иванова С. М. «Лечебная физкультура при заболевании в детском саду.
Москва 1983г.
Публикация «Программа кружковой работы по ЛФК для детей старшего дошкольного возраста инструктора по физической культуре» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
2. Ловейко И. Д. Фонарев М. И. «Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. Москва 1988г.
3. Страновская В. Л. «Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. Москва 1987г.
Лечебная физкультура (ЛФК) – это метод лечения, в котором используется средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья, предупреждения последовательности патологического процесса.
Принципы ЛФК:
1. Индивидуализации, т. е. дозировка физических упражнений зависит от особенностей заболеваний и общего состояния организма;
2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
3. Регулярность воздействия, применения физических упражнений обеспечивает различие функциональной возможности организма;
4. Длительность применения физических упражнений на восстановление нарушений функций основных систем организма, при условии длительного и упорного повторения упражнения;
5. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений для закрепления достигнутых успехов лечения, 10-15%физических упражнений должны обновляться, 80-90% - повторяться;
6. Чередование физических упражнений с отдыхом;
7. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации всего организма;
8. Учет возрастных особенностей – физиологическая основа ЛФК, предусматривает биологический подход при наиболее важных заболеваниях, отражает задачи профилактической и гигиенической направленности медицины.
Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, и естественные факторы природы.
Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на:
- гимнастические,
- спортивно-прикладные,
- подвижные игры.
Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (ОРУ, общеукрепляющие (ОУУ) и специальные упражнения. ОРУ и ОУУ направлены на оздоровление и укрепление всего организма, специальные упражнения – на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата. По анатомическому признаку физические упражнения подразделяются на упражнения, действующие на:
- мелкие мышечные группы (кисть, стопа, лицо,
- средние мышцы (шея, предплечье, голень, плечо, бедро,
- крупные мышцы (верхние, нижние конечности, туловище).
Величина нагрузки зависит от количества мышечной массы. Физические упражнения можно сочетать, например, упражнения для верхнего плечевого пояса с разновидностями ходьбы, бегом, силовыми упражнениями. Упражнения выполняются из разных исходных положений – сидя, стоя, лежа, стоя на четвереньках, коленях, сидя на пятках. Функциональное нарушение опорно-двигательного аппарата у детей представлены в виде деформаций осанки и стоп. Различают несколько вариантов неправильной осанки, что зависит от степени выраженности физиологических изгибов :
- сутуловатая,
- лордотическая,
- кифотическая,
- выпрямленная.
Все это учитывается на занятиях по физическому воспитанию в связи с тем, что она влияет на опорную и рессорную функцию позвоночника. При нарушении осанки целесообразно подбирать физкультурные упражнения по анатомо- физиологическим состояниям осанки, учитывая форму, направление и степень искривления позвоночного столба. С помощью физкультурных упражнений должны корректировать те нарушения, которые имеются у детей, и создавать условия для развития и равномерного правильного роста тела, укрепления мышц, которые более расслаблены, и растягивать мышцы, находящиеся в повышенном тонусе (напряжении).
Для коррекции изгибов во фронтальной плоскости рекомендуется выполнять упражнения для растяжения мышц с учетом направления позвоночного столба на вогнутой стороне и сокращении растянутых мышц – выпуклой. Наклоны выполняются только в сторону выпуклости искривления. При сколиозе грудного отдела, при выполненииупражнения нельзя увеличивать образовавшиеся патологические отклонения – увеличивать гибкость позвоночника, а укреплением мышц способствовать иммобилизации (ограниченной подвижности) позвоночного столба. Выполнять корригирующие упражнения с целью формирования мышечного корсета следует с исходного положения, которые способствуют максимальной разгрузке позвоночника от статистических напряжений, исходные положения: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках.
Применение физических упражнений должно обеспечивать морфологическую коррекцию, формирование навыков правильной осанки, нормализацию функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно- кишечного тракта на фоне общеоздоровляющего влияния. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо ограничить, а в некоторых случаях исключить прыжки и подскоки. Им показаны ОРУ, ОУУ, упражнения, увеличивающие подвижность в суставах. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки выполняются:
- у стены,
- стоя у гимнастической стенки,
- с мешочком на голове,
- с гимнастической палкой,
- с мячом.
Упражнения на создание и укрепление «мышечного корсета» выполняются для мышц спины, брюшного пресса, для боковых мышц туловища. Используется корригирующие симметричные, ассимметричные упражнения, ходьба с различными заданиями, упражнение в «висе», упражнения с разными предметами, упражнения на растяжку суставов и позвоночника. Нарушение осанки неблагоприятно влияет на развитие грудной клетки, на функцию легких, ухудшая при этом экскурсию легких- движения грудной клетки на выходе и входе.
Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких совершенствованием функции внешнего дыхания. Жизненная емкость легких нарастает с 400-500 мл. в период от трех до четырех лет до 1500-2200 мл в период от шести до семи лет. Положительная динамика функции дыхания в большей мере связана влиянием физических упражнений с произношением звуков и слогов на выходе (звуковая гимнастика).
Недостаточная двигательная активность, в свою очередь, ведущая к снижению тонуса мышц, уменьшению подвижности грудной клетки, ухудшает функцию дыхания, ведет к общему ослаблению организма, подверженному частым простудным заболеваниям. У детей с нарушением осанки часто встречается плоскостопие. Плоскостопие – это деформация стопы, в результате которого понижается ее свод.
Вследствие большой эластичности мышечно-связанного аппарата, детская стопа плохо приспособлена к таким нагрузкам, как прыжки, подскоки. Они быстро утомляются и легко подвергаются деформации.
Для профилактики плоскостопия я применяю специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и связочного аппарата, голени и стоп. С этой целью использую:
- ходьбу босиком по бревну, обручу, гимнастической палке в продольном направлении и поперек предмета, лазание по канату, лесенке, гимнастической стенке,
- ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, с высоким подниманием колен,
- приседание на носках, на надувной мяч, на обруч,
- ходьба на беговой дорожке,
- прыжки на батуте,
- упражнения, лежа на спине, на животе, сидя,
- ходьба на наклонной плоскости,
- прокатывание стопой гимнастическую палку, мячи,
- упражнения на массажных роликах,
- покачивание в голеностопных суставах.
А также включая дыхательные упражнения, массаж голени, голеностопного сустава. Для проведения ЛФК применяю разнообразные методы и приемы с использованием шаров, мячей, мягких модулей, учетом индивидуального и дифференцированного подхода при планировании занятий.