Светлана Хартасова
Программа кружковой работы «Я — исследователь» в подготовительной группе «Веселая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы «Я - исследователь»
в подготовительной группе «Веселая карусель»
на 2021 -2022 учебный год
Актуальность программы
Публикация «Программа кружковой работы „Я — исследователь“ в подготовительной группе „Веселая карусель“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Исследовательская деятельность в детском саду — результат совместной работы воспитателей, родителей и детей, который позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в подготовительной группе «Веселая карусель» разработана программа кружковой работы «Я - исследователь».
Цель программы : формирование познавательных интересов детей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
• создать условия для исследовательской деятельности;
• познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
• упражнять детей проводить элементарные опыты;
• формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, делать выводы;
• развить интерес к изучению нового.
Срок реализации программы - на 1 год обучения,1 занятие в неделю, в среду во 2 половине дня по 30 минут.
Количество детей -35.
Форма работы :
• непосредственно-организованная деятельность;
• игровые упражнения;
• экспериментирование;
• совместная деятельность;
• показ способа действия;
• объяснение;
• самостоятельная деятельность;
• совет, контроль.
Место проведения:
• групповая комната;
• детская площадка.
Календарно – тематическое планирование
2021-2022 учебный год
Месяц Дата Тема Программное содержание
Сентябрь 08.09 «Детская лаборатория» Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.
15.09 «Органы чувств» Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).
22.09 «Какая бывает вода?» Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные.
29.09 «Почему вода бывает грязной?», «Фильтр для воды»
Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды
Октябрь 06.10 «Вещества, растворяющиеся в воде» Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.
13.10 «Каким бывает воздух?» Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах.
20.10 «Волшебные кристаллы» Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.
27.10 «Свойства солнечного света» Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.
Ноябрь 03.11 «Вес, масса и длина предмета» Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.
10.11 «Из чего состоит почва?» Выявить значение почвы
17.11 «Свойства глины и камни» Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.
24.11 «Чем отличается соль от сахара. Свойства.» Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.
Декабрь 01.12 «Откуда берется песок?» Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.
08.12 «Снег и вода» Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.
15.12 «Свойства деревьев» Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.
22.12 «Из чего делают бумагу. Свойства бумаг.» Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.
Январь 12.01 «Защитные свойства ткани» Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.
19-26.01 «Виды стекол» Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло
Февраль 02.02 «Волшебное зеркало» Выявить особенности отражение в зеркал.
09.02 «Мыло-фокусник» Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри
16.02 «Откуда берется резина?» Познакомить со свойствами резины и её качествами
24.02 «Изготовление пластмассы» Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.
Март 02.03 «Как влияет внешний фактор среды растениям?» Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений
16.03 «Растение – источник кислорода» Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород
23.03 «Строение и значение частей растения» Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде
30.03 «Солнце - тепло и свет» Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.
Апрель 06.04 «Свойства красок» Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.
13.04 «Виды металлов» Познакомить с металлов, его качествами, свойствами и видов.
20.04 «Сила притяжения магнита» Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.
27.04 «Как дольше сохранить цветы?» Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.
Май 04.05 «Вес, притяжение» Определить, почему все падает на землю.
11.05 «3 состояния вещества» Выяснить, что вещество может быть в трё х агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное
18.05 «Мы - исследователями» Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.
6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.