Соколова Наталья
Программа кружка «Экологический» по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Любовь к родной стране начинается с любви к природе»
К. Паустовский
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Публикация «Программа кружка „Экологический“ по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь часто влияют на отношение человека к природе. Истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли.
Одной из годовых задач нашего ДОУ на 2017-2018 учебный год является патриотическое воспитание детей, поэтому в кружке я решила изучать с детьми свою родную природу. Программа кружка основывается на принципе доступности. Я считаю, что познавая природу ближайшего окружения и влияние человека на неё, дети переносят свои знания на природу в целом. Как известно, из маленького семечка прорастает большое дерево, так и с любви к малой родине возникает интерес и любовь к своему Отечеству. Это отражается в отношении детей к окружающей их природе, к стремлению её сохранить и беречь.
Материально-технические условия.
Материально-техническая база МБДОУ «Детский сад №30 «Аист» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется «Центр познавательного развития и труда», организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего центра отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Расписание кружка : 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не более 25 минут. Перспективное планирование предусматривает 4 занятия в месяц. Однако их количество и последовательность могут варьироваться с учетом периода диагностики, каникул, подготовки к праздникам.
Основная цель работы кружка – изучение природы родного края и влияние на неё человека.
Работа кружка «Экологический» призвана решать следующие задачи:
1. расширять знания детей о флоре и фауне г. Смоленска и Смоленской области;
2. дать детям представление о Красной книге Смоленской области;
3. расширять знания детей о неживой природе;
4. дать детям представление о влиянии человека на природу;
5. воспитание правильного поведения в природе.
Методы, используемые для реализации работы кружка :
• Наглядные методы:
• наблюдения;
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• просмотр слайдов и видео.
• Словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических);
• загадывание загадок;
• проведение викторин.
• Практические методы
• оформление гербария растений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
Исследовательские методы
Опыты, эксперименты.
В начале учебного года мною был проведён мониторинг 11 детей, входящих в состав кружка. В качестве критериев я использовала беседы с детьми, дидактические игры, наглядный материал. В результате были получены следующие результаты:
ВУ- 0%
СВ-9%
ОКНР-55%
БКНР-36%
Оценка индивидуального развития детей производится по четырех бальной системе:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты – БКНР;
2 балла – отдельные компоненты недостаточно развиты – ОКНР;
3 балла – соответствует возрасту – СВ;
4 балла – высокий уровень – ВУ.
Прогнозируемым результатом освоения программы считаю решение поставленных задач большинством детей.
Перспективный план работы кружка «Экологический»
2017 – 2018 учебный год
сентябрь
№
занятия тема задачи содержание
1 Вводное Дать детям представление о разнообразии флоры и фауны родного края Показ карты Смоленской области, знакомство с Красной книгой Смоленской области, рассматривание наглядных пособий (животные и растения);
Д. и. («Узнай по описанию»)
2 «Садовые цветы» Учить детей любоваться цветами на клумбе детского сада; закреплять название садовых цветов Наблюдение, рассматривание картинок «Цветы»,П. и. «Цветочный магазин».
3 «Редкие цветы Смоленской области» Познакомить детей с редкими цветами, растущими в Смоленской области Рассказ воспитателя о цветах, занесённых в Красную книгу, показ картинок, чтение А. А. Плешаков «Страница третья, написанная с надеждой, что на земле всегда будут цвести цветы»
октябрь
1 «Насекомые на нашем участке» Расширять знания детей об известных им объектах природы Видеопросмотр, чтение А. А. Плешаков «Глазастые охотники», «Имя на крыльях», Д. и. «Узнай по описанию»
2 «Насекомые Смоленской области» Познакомить детей с редкими насекомыми Смоленской области Рассказ воспитателя о насекомых, занесённых в Красную книгу, показ иллюстраций, Д. и. «Что было бы, если исчезли насекомые…»
3 «Как зимуют насекомые» Дать детям представление о том, как насекомые готовятся к зиме Показ видео, чтение А. А. Плешаков «Страница шестнадцатая, которая рассказывает о том, как зимуют насекомые», игровая ситуация «Представь себя насекомым»
4 «Деревья в нашем детском саду» Расширять знания детей об известных им объектах природы Наблюдение, рассматривание семян различных деревьев, чтение А. А. Плешаков «Про берёзу и березовый сок», «Дерево-горожанин», П. и. «Раз, два, три- к названному дереву беги»
ноябрь
1 «Деревья Смоленской области» Познакомить детей с разнообразием деревьев родного края, дать представления о природоохранной деятельности человека Показ видео (посадка молодых деревьев на вырубках, Настольно-печатная игра «Как зовут тебя, деревце?»; Д. и. «Узнай дерево по семенам»
2 «Бездомные животные» Воспитывать у детей сострадание к бездомным животным, учить детей ответственному отношению к домашним животным Чтение А. Дмитриев «Бездомная кошка», С. Михалков «Зяблик», обсуждение прочитанного, создание проблемной ситуации «Если бы я был бездомной собакой»; рассматривание альбома «Мой домашний любимец»
3 «Лекарственные растения на нашем участке» Познакомить детей с лекарственными травами, находящимися в непосредственной близости Рассматривание гербария, чтение Т. Крюкова «Календула», «Подорожник», наблюдение
4 «Лекарственные растения Смоленской области» Продолжать знакомство детей с разнообразием лекарственных растений Рассматривание гербария, чаепитие (мелисса, мята), изготовление подушечек-саше (душица, Д. и. «Узнай и назови»
декабрь
1 «Птицы в нашем городе» Расширять знания детей о городских птицах, учить детей заботливому отношению к птицам Наблюдение, чтение А. А. Плешаков «А кто остаётся?», Д. и. «Как зовётся эта птица»
2 «Зимующие птицы Смоленской области» Познакомить детей с зимующими птицами родного края Чтение И. Соколов-Микитов «Тетерева», «Глухари», показ видео
3 «Какие звери Смоленской области проводят зиму в спячке» Познакомить детей с животными нашего края, находящимися зимой в спячке Видеопоказ, П. и. «Спит или гуляет»
4 «Как лесные звери проводят зиму в лесу» Расширять знания детей о жизни животных зимой Чтение И. Соколов-Микитов «На лесной дороге», «Беляк и куница»,П. и. «Спит или гуляет»
январь
1 «Новосёлы Смоленского Поозерья» Познакомить детей с новым представителем фауны Смоленской области - зубром Видеопоказ, Д. и. «Да-нет»
2 «Лёд, его свойства» Расширять знания детей о свойствах льда, о мерах предосторожности на льду Наблюдение, опыты, эксперименты, беседа о правилах поведения на льду
3 «Снег, его свойства» Расширять знания детей о свойствах снега Наблюдение, эксперименты, беседа «Почему идёт снег», Д. и. «Где снежинки?»
февраль
1 «Какие рыбы живут в Днепре» Дать детям представление о рыбах, обитающих в Днепре Рассматривание наглядного материала, видеопоказ (запуск в реку мальков стерляди, рассказ воспитателя о редких рыбах, Д. и. «Караси и щука»
2 «Как рыбы зимуют» Дать детям представление о жизни рыб зимой, о спасении рыб из ледяного плена человеком Рассказ воспитателя, П. и. «Рыбаки и рыбки»
3 «Роль снега и льда в жизни растений и животных» Формировать представления детей о роли снега и льда в жизни растений и животных Рассматривание следов на снегу, рассказ воспитателя, Д. и. «Хорошо – плохо», Д. и. «Определи животное по следу»
4 «Полезные ископаемые Смоленской области» Познакомить детей с полезными ископаемыми, добываемыми в Смоленской области Рассказ воспитателя, рассматривание, опыты, Д. и. «Что исчезло?»
март
1 «Камни и их свойства» Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами Рассказ воспитателя «Откуда камни берутся», опыты, рассматривание коллекций, изделий из камней
2 «Воздух – невидимка» Расширять представления детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека Опыты, наблюдения, беседа «Сделаем воздух в нашем городе чище»
3 «Почва Смоленской области» Расширять представления детей о разнообразии почвы (глинистая, песчаная) Экспериментирование (свойства песка, глины, плодородной почвы, эксперимент (посадка фасоли в глину, песок, плодородную почву)
4 «Почва и её обитатели» Познакомить детей с различными животными, живущими в земле Видеопоказ, Д. и. «Цепочка»
апрель
1 «Не жгите траву!» Подвести детей к пониманию того, что игры с огнём очень опасны и могут нанести большой вред природе и человеку Чтение Л. П. Молодова «Смелые пожарные», просмотр видео, П. и. «Смелые пожарные»
2 «Первые цветы весны» Расширять знания детей об известных им объектах природы; продолжать знакомить детей с редкими растениями Смоленской области Чтение А. А. Плешаков «Самая смелая», «Ветреница», рассказ о цветах, занесённых в Красную книгу, показ иллюстраций, Д. и. «Узнай по описанию»
3 «Перелётные птицы Смоленской области» Познакомить детей с перелётными птицами Смоленской области, а также птицами, занесёнными в Красную книгу Показ слайдов, рассказ о редких птицах нашего края, показ иллюстраций, Д. и. «Угадай по голосу», П. и. «Перелётные – зимующие»
4 «Не обижайте лягушек!» Расширять знания детей о земноводных, их значении в природе Чтение А. А. Плешаков «Их беда – наша вина», «Звено в неразрывной цепи», Д. и. «Что было бы, если исчезли лягушки», П. и. «Лягушки и цапля»
май
1 «На пруду» Познакомить детей с многообразием живых организмов, обитающих на поверхности воды Показ видео, чтение,П. и. «Стрекоза и комары»
2 «Наш огород» Дать детям представление о необходимости ухода за почвой на огороде, расширять знания детей об уходе за растениями Экскурсия на огород детского сада, чтение Л. П. Молодова «Любите землю-матушку», П. и. «Огород»
3 «Берегите природу» Закрепить знания детей о правилах поведения в природе Показ карточек со знаками, напоминающими правила поведения в природе, придумывание и рисование знаков детьми
4 «Знаем и любим свой край» Обобщение знаний детей о родной природе Отгадывание загадок, Д. и. «Что растёт в родном краю», Д. и. «Кто рядом живёт», видеопросмотр «Природа Смоленского края»
Список литературы
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск, «Асар» 1996;
Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/ Под ред. Парамоновой Л. А. –М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007;
Плешаков А. А. Зелёные страницы - М. : Просвещение,1995;
Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» - М. : Мозаика-Синтез, 2016;
Крюкова Т. Лесная аптека. Сказочная энциклопедия лекарственных растений - М. : Аквилегия-М, 2009;
Соколов-Микитов И. Год в лесу - М. : Детская литература, 1984;
Интернет-ресурсы.