Фания Гумерова
Программа кружка по обучению детей 6–7 лет выразительному чтению
▼ Скачать + Заказать документы
«Рифмочка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 119"
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете № ___ Заведующий МБДОУ №119
от ___2020 ___ Н. С. Кусова
Приказ № от ___2020
Дополнительная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
по обучению детей 6 - 7 лет выразительному чтению
Срок реализации 1 год
Руководитель: Гумерова Фания Ригатовна
Ижевск, 2020
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка по обучению детей 6–7 лет выразительному чтению» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Направленность программы : социально-педагогическая
Культура чувств учащихся не есть производное от интеллектуального роста. Именно
развитие эмоциональной сферы растущего человека – одно из важнейших условий
осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.
Выразительное чтение – одна из наиболее активных форм обучения литературе,
эффективное средство эстетического воспитания и духовного обогащения
школьников. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более
исполнять (выразительно читать) художественное произведение по-настоящему
способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса
,искреннее восхищение от наигранного восторга,чистосердечное участие от
притворного сочувствия. А главная цель исполнения состоит в том, чтобы в процессе
выразительного чтения естественно, непринужденно, неназойливо выразить себя,
свое личное отношение к автору, к исполняемому произведению.
Тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст- _
это тройственное умение доставляет радость от встречи с художественным словом и
создает основу для эстетического воспитания учащихся на материале художественной
литературы.
Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка
и т. д. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей,
которыми насыщено художественное произведение, искусство выражения личного
отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления
воли исполнителя, его намерение, которое изливается в словодействии. Оно учит
ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному,
обогащает эмоциональную сферу
Культура чувств учащихся не есть производное от интеллектуального роста. Именно
развитие эмоциональной сферы растущего человека – одно из важнейших условий
осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.
Выразительное чтение – одна из наиболее активных форм обучения литературе,
эффективное средство эстетического воспитания и духовного обогащения
школьников. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более
исполнять (выразительно читать) художественное произведение по-настоящему
способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса
,искреннее восхищение от наигранного восторга,чистосердечное участие от
притворного сочувствия. А главная цель исполнения состоит в том, чтобы в процессе
выразительного чтения естественно, непринужденно, неназойливо выразить себя,
свое личное отношение к автору, к исполняемому произведению.
Тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст- _
это тройственное умение доставляет радость от встречи с художественным словом и
создает основу для эстетического воспитания учащихся на материале художественной
литературы.
Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка
и т. д. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей,
которыми насыщено художественное произведение, искусство выражения личного
отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления
воли исполнителя, его намерение, которое изливается в словодействии. Оно учит
ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному,
обогащает эмоциональную сферу
Культура чувств учащихся не есть производное от интеллектуального роста. Именно
развитие эмоциональной сферы растущего человека – одно из важнейших условий
осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.
Выразительное чтение – одна из наиболее активных форм обучения литературе,
эффективное средство эстетического воспитания и духовного обогащения
школьников. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более
исполнять (выразительно читать) художественное произведение по-настоящему
способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса
,искреннее восхищение от наигранного восторга,чистосердечное участие от
притворного сочувствия. А главная цель исполнения состоит в том, чтобы в процессе
выразительного чтения естественно, непринужденно, неназойливо выразить себя,
свое личное отношение к автору, к исполняемому произведению.
Тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст- _
это тройственное умение доставляет радость от встречи с художественным словом и
создает основу для эстетического воспитания учащихся на материале художественной
литературы.
Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка
и т. д. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей,
которыми насыщено художественное произведение, искусство выражения личного
отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления
воли исполнителя, его намерение, которое изливается в словодействии. Оно учит
ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному,
обогащает эмоциональную сферу
Культура чувств учащихся не есть производное от интеллектуального роста. Именно
развитие эмоциональной сферы растущего человека – одно из важнейших условий
осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.
Выразительное чтение – одна из наиболее активных форм обучения литературе,
эффективное средство эстетического воспитания и духовного обогащения
школьников. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более
исполнять (выразительно читать) художественное произведение по-настоящему
способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса
,искреннее восхищение от наигранного восторга,чистосердечное участие от
притворного сочувствия. А главная цель исполнения состоит в том, чтобы в процессе
выразительного чтения естественно, непринужденно, неназойливо выразить себя,
свое личное отношение к автору, к исполняемому произведению.
Тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст- _
это тройственное умение доставляет радость от встречи с художественным словом и
создает основу для эстетического воспитания учащихся на материале художественной
литературы.
Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка
и т. д. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей,
которыми насыщено художественное произведение, искусство выражения личного
отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления
воли исполнителя, его намерение, которое изливается в словодействии. Оно учит
ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному,
обогащает эмоциональную сферу.
Культура чувств учащихся не есть производное от интеллектуального роста. Именно
развитие эмоциональной сферы растущего человека – одно из важнейших условий
осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.
Выразительное чтение – одна из наиболее активных форм обучения литературе,
эффективное средство эстетического воспитания и духовного обогащения
школьников. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более
исполнять (выразительно читать) художественное произведение по-настоящему
способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса
,искреннее восхищение от наигранного восторга,чистосердечное участие от
притворного сочувствия. А главная цель исполнения состоит в том, чтобы в процессе
выразительного чтения естественно, непринужденно, неназойливо выразить себя,
свое личное отношение к автору, к исполняемому произведению.
Тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст- _
это тройственное умение доставляет радость от встречи с художественным словом и
создает основу для эстетического воспитания учащихся на материале художественной
литературы.
Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка
и т. д. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей,
которыми насыщено художественное произведение, искусство выражения личного
отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления
воли исполнителя, его намерение, которое изливается в словодействии. Оно учит
ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному,
обогащает эмоциональную сф
Можно долго спорить о том, повезло ли нам и нашим детям в том, что мы - люди 21 века, эпохи полной компьютеризации и невероятного технического прогресса. Но я точно уверена в том, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несёт миру поэзия.
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия развивает ум, затрагивает чуткое человеческое сердце и самые потаённые уголки души.
Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. Есенина, А. Блока и других известных поэтов. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Если не привить чувство прекрасного с ранних лет, то в последствии его уже сложно выработать!
К сожалению, если задать современным детям вопрос, что лучше - посмотреть телевизор или почитать книгу, то 95% детей, отвечают - посмотреть телевизор лучше, чем прочесть книгу. Это свидетельствует о падении интереса к поэзии и литературе в целом.
Считаю, что опыт моей работы, направленный на формирование у детей интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи, поможет моим воспитанникам приобщиться к миру общечеловеческих культурных ценностей, стать добрыми, умными, образованными людьми, что является одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для чего детей обучать выразительному чтению?
- В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие. В. Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека».
- Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие. - Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Поэзия раскрывает перед детьми огромный мир и самые первые знания о человеке, животных, природе и Родине. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью. - Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В. Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки. С первых лет жизни у них появляются любимые песенки и стихи. - Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (ясное солнышко, быстрая реченька, кудрявая рябина, чувствует красоту поэтической метафоры. - Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект, это и стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Новизна данной программы заключается в том. что она предполагает использование инновационных технологий, позволяющих выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения эффективного запоминания, развития ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Актуальность и педагогическая своеобразность: ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача выразительного чтения стихотворений. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление. Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании». Что делает речь педагога выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная. Особенно важно это для педагогов дошкольников, ведь дошколята, как известно, очень эмоциональны. Надо отметить, что развитие интонационной выразительности некоторое время недооценивалось педагогами дошкольной системы образования. Однако в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь. Цель программы : продолжать приобщать детей к миру культуры и воспитанию художественного вкуса через формирование у детей интереса к поэзии, умению выразительно читать стихи. Основные задачи при реализации данной программы Образовательные : - Продолжить работу по развитию поэтического слуха – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения. Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения. Развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. - обучить осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворе-ний детьми 6 - 7 лет на основе развития восприятия различной модальности (отношение высказываемого к действительности, и оценка фактов действительности); - продолжать учить детей различным способам запоминания. - продолжать учить детей выразительно с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям
Развивающие: - развивать у детей навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное, через чтение стихотворений; - развивать у детей 6 - 7 лет восприятия различной модальности (отношение высказываемого к действительности, и оценка фактов действительности) на основе заучивания стихотворений; - развивать творческое мышление и воображение детей; - развивать у дошкольников восприятие, внимание, память; - развивать у дошкольников связную речь; - развивать интерес к заучиванию стихотворения и желание знать его, понимать содержание в целом и отдельных трудных мест и слов. Воспитательные: - продолжать воспитывать в детях стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, через чтение художественной литературы; - продолжать закреплять основу нравственной культуры ребенка и такие нравственные качества, которые помогут им в жизни не только отличать доброе от злого, но и противостоять против зла, бескультурья; - закреплять в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, веж-ливость; - формировать у детей интерес к книге; - воспитывать любовь к поэзии. - поощрять желание детей участвовать в инсценировках, праздниках, литературных вечерах, конкурсах стихов.
Отличительные особенности данной программы в том, что в процессе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: использование мнемотехники, инсценизация (разыгрывание по ролям, создание мотивации (учим для какого-то события, выполнение игровых действий с предметами во время чтения, договаривание детьми слов, которые рифмуются, чтение стихов-диалогов по ролям, драматизация. Работа по заучиванию стихотворения сочетается с работой по развитию речи по всем направлениям: - звуковая культура речи - работа над чётким произношением звуков в словах и фразовой речи; - связная устная речь -обогащение словаря, обучение ответам на вопросы диалогической речи; - работа по развитию мышления, внимания, памяти, поэтического слуха- различение жанров (басня, стихотворение, потешка, скороговорка, колыбельная, считалочка и т. д.); - работа над общей и мелкой моторикой - самостоятельное рисование мнемотаблиц (схем, пальчиковая гимнастика. При реализации данной программы используются разнообразные методы заучивания стихотворений: визуальный (опора на картинный план-схему, двигательный (смотать из стихотворения клубочек, слуховой (включаем в голове "магнитофончик", логический (опора на смысловые связи); словесные, наглядные, игровые, практические приёмы и методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, мнемотехника, мнемотаблицы, пиктограммы, игры на развитие памяти, внимания, предметные картинки для составления схемы запоминания. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 -7 лет. Продолжительность реализации программы - один год Режим занятий: 4 занятия в месяц, по 30 минут, 1 раз в неделю Форма обучения : занятие - игра, занятие - путешествие, показ исценировок, викторина, конкурс. Ожидаемые результаты после реализации программы : - знание ребенком 5 - 6 стихотворений (авторов, 5- 6 пословиц (закличек, скороговорок, 5 - 6 считалок); - называние 4 любимых поэтов, их произведения; - рассказывание стихов по мнемотаблицам; - расширение кругозора; - повышение уровня произвольной памяти и внимания у детей, развитие связной речи; - повышение интереса к заучиванию стихов; - вызвать интерес и любовь к художественной поэзии; - привитие умения выразительно читать стихи наизусть; - повышение речевой активности; - умение преодолевать сценическое волнение, грамотнее говорить, замечать и исправлять ошибки в речи товарищей; - концентрация наблюдательности, внимания, памяти, усидчивости; повышение творческого воображения, логического и образного мышления. -- формирование нравственных чувств, оценок и норм нравственного поведения Способы проверки освоения программы - мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Оценка усвоения знаний воспитанниками происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. Форма подведения итогов по реализации дополнительной общеразвивающей программы - открытое занятие для родителей в конце учебного года. Учебно-тематический план
№ п/п
Перечень разделов, тем Количество часов
всего теория практика
1 Заучивание стихотворения К. Бальмонт «Осень» 1
октябрь 0,25 0,75
2 Заучивание народной песенки «По дубочку постучишь…» 1 0,25 0,75
3 Заучивание стихотворения Ю. Тувима "Овощи" 1 0,25 0,75
4 Заучивание стихотворения Г. Новицкая "Про осень" 1
0,25 0,75
5 Заучивание стихотворения Н. Швыдченко "Моя Удмуртия" 1
ноябрь 0,25 0,75
6 Заучивание стихотворения - шутки Т. Пивоварова "Лимончики и апельсин" 1 0,25 0,75
7 Заучивание стихотворения Т. Бокова "Праздник урожая" 1 0,25 0,75
8 Заучивание стихотворения М. Пляцковского "Ты на свете лучше всех, мама!" 1 0,25 0,75
9 Заучивание стихотворения И Гурина "Зима на опушке" 1
декабрь 0,25 0,75
10 Заучивание стихотворения А. Костикова "Медвежий сон" 1 0,25 0,75
11 Заучивание стихотворения-игры Е. Благининой "Ёлка" 1 0,25 0,75
12 Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова "Загрустил воробышек" 1 0,25 0,75
13 Беседа о колядках, заучивание коляды "Коляда приходит - это сказка" 1
январь 0,25 0,75
14 Беседа об зимних явлениях, заучивание стихотворения "Осторожно,Гололёд1" Ю. Полякова 1 0,25 0,75
15 Заучивание стихотворения Б. Брехта "Зимний разговор через форточку" 1 0,25 0,75
16 Что такое "закличка"? Заучивание заклички "Ты, Мороз, Мороз, Мороз. " 1 0,25 0,75
17 Заучивание в лицах стихотворения-шутки В. Орловой "Ворона" 1
февраль 0,25 0,75
18 Беседа о папах. Заучивание стихотворения И. Френкель "Папа" 1 0,25 0,75
19 Беседа о Дне Защитника Отечества. Заучивание стихотворения Е. Трутневой "Российский воин" 1 0,25 0,75
20 Заучивание считалки "Раз, два - шли утята" 1 0,25 0,75
21 Что такое Масленица? "Проводы Масленицы" -заучивание 1
март 0,25 0,75
22 Беседа о Международном женском дне 8 Марта. Зау-чивание стихотворения Е. Ранневой "Берегите маму" 1 0,25 0,75
23 Беседа весне, заучивание стихотворения Г. Лагздынь "Март" 1 0,25 0,75
24 Беседа о птицах весной. И. Муравейко "Два скворца летели" 1 0,25 0,75
25 День смеха и шуток. Заучивание стихотворения И. Шевчук "Кактус", инсценирование. 1
апрель 0,25 0,75
26 Заучивание стих-я "Светофор" А. Лущенко 1 0,25 0,75
27 Заучивание весенней заклички 1 0,25 0,75
28 Беседа о Весне. Ознакомление со стихотворением Юнны Мориц "Весна идет по городу" 1 0,25 0,75
29 Заучивание стихотворения Ю. Коринец "Неизвестный солдат" 1
май 0,25 0,75
30 Заучивание стихотворения К. Ибряев "Самая счастливая" 1 0,25 0,75
31 Заучивание стихотворения Л. Чадовой "Ты нас принял малышами" 1 0,25 0,75
32 Итоговое занятие конкурс на лучшего чтеца 1 0,25 0,75
Литература
1. Найдёнов Б. С. «Выразительность речи и чтения»
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду. — М., 1998.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. — М., 2000.
4. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1981.
5. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб., 2004.
6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. — М., 2010
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2004.
9. В. Н. Яхонтов. «Театр одного актёра».