Оксана Урозаева
Программа кружка по творческому развитию «Волшебный художник» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Публикация «Программа кружка по творческому развитию „Волшебный художник“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Она рассчитана на 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.
1. 2 Планируемые результаты:
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
Применять разные техники изображения.
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Цель программы :
Создание условий для формирования художественного мышления и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой гаммы.
.
В основе программы лежат следующие принципы:
• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.
• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
Художественная деятельность. Рассматривание. Беседы.
Программа учитывает психологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи.
Программа позволяет развивать умение откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах. Ассоциировать и образно воспринимать их. Развивать художественно-эстетические способности.
2. Содержательный раздел программы.
2.1 Содержание образования.
Для удобства восприятия тем, освещаемых в программе, темы непосредственно-образовательной деятельности представлены в виде таблицы.
Тематический план.
№ п/п Тема занятия Программное содержание
Дата Тема Задачи
часы
Октябрь
1. Дерево колдуньи Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. 1
2. Резиновые сапожки Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образы разными способами, добиваться выразительности рисунка. Закреплять умение рисовать трафаретами. Развивать аккуратность. 1
3. Котенок Развивать воображение, творчество, учить передавать образ животного в рисунках. 1
4. «Кружка единорог» Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не традиционным способом. Развивать эстетическое восприятие. 1
Ноябрь
1. «Волшебный столик» Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. 1
2. «Расти-булка»
(с использованием аппликации) Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. 1
3. «Барашек»
(с использованием ваты) Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. 1
4.
Зимняя сказка (печать по трафарету) Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. 1
Декабрь
1. «Снежные совята» Развивать воображение и творчество. 1
2. «Лось» (отпечатки лодонями) Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о птицах. 1
3. «Белые медведи на льдине»
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. 1
4. Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. 1
Январь
1. Что за чудо эти сказки
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (штрих, линия).
1
2 «Снежковоз»
Развивать умение продумывать расположение рисунка на листе. 1
3 «Волшебные сани» с (использованием цветной манки) Развивать воображение и творчество. 1
4. Летучий корабль (с элементами конструирования) Развивать умение создавать выразительный образ. 1
Февраль
1. «Катерок на волнах» Развивать творческие способности. 1
2. «Медведь Аба» Развивать воображение и творчество. 1
3. «Открытка для защитника» Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. 1
4. «Художники» Развивать чувство композиции и ритма. 1
Март
1. «Волшебные часы» (с использованием цветного песка)
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. 1
2. «Жар птица» Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 1
3.
«Золотая рыбка»
расширять знания о рыбах. Развивать творческое воображение 1
4. «Каравай каравай кого хочешь выбирай» Изображать каравай с помощью поролоновых губок. 1
Апрель
1. «Стрекозы» Развивать эстетическое восприятие, любовь к животным, желание передавать их красоту. 1
2. «Космическая туманность».
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. 1
3. «Кашалот»
Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 1
4. «Вечный огонь» Развивать чувство композиции и ритма. 1
Май
1
«Разноцветный дождик» Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник.
1
2 Солнечный зайчики Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. 1
2.2 Диагностика изобразительной деятельности
Что изучается? Критерии оценки
Умение изображать предметы по памяти
3 балла - владеет основными техническими навыками. Передаёт пропорции, изображение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать.
2 балла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма, неточно соотносит пропорции, размеры частей изображения. Соотносит правильно цвет с предметом.
1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не приступает к работе
Умение переда-вать сюжетные изображения
3 балла — ребё нок владеет способами изображения:
- знает и умеет рисовать карандашами и кистью;
- передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом);
- размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план);
-проявляет самостоятельность в выборе
композиционного и цветового решения;
-использует разные материалы, аккуратно закрашивает;
- доводит работу до логического конца.
2 балла — ребё нок недостаточно владеет способами графического изображения:
- присутствует незаконченность сюжета;
- незначительные искажения в передаче
конструктивным способом изображения, испытывает затруднения в передаче и соотношении объектов по величине;
- свободное обращение с цветом, преобладает несколько цветов, но не использует цветовые оттенки;
- использует в работе 1-2 вида материала;
- технические навыки освоены недостаточно (закрашивает неаккуратно).
1 балл - не может определять замысел рисунка, рисует охотно, но при активной поддержке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены)
Знания о народно-прикладном искусстве.
Роспись городецкая; дымковская, гжель-ская;
3 балла - знает виды прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично.
2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи.
1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей)
Высокий уровень —8-9 баллов,
Средний уровень – 5-7 баллов,
Низкий уровень – 3-4 балла.
3. Организационный раздел.
3. 1 Материально техническое обеспечение:
Цветные карандаши, краски, кисти, бумага, восковые мелки, трафареты, шаблоны.
3.2 Порядок реализации программы в режиме дня :
1. Добровольное участие детей.
2. Продолжительность деятельности 25 - 30 минут.
3. Регулярность проведения – 1раз в неделю, во второй половине дня.
4. Диагностика уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь, итоговый (май).
5. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник : обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников : конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М. : ACADEMIA, - 1999. – 96с.