Людмила Буравцева
Программа кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Публикация «Программа кружка по театрализованной деятельности „В гостях у сказки“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе программы Маханевой М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», которая содержит обязательный минимум по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Продолжительность занятия – 20 минут, один раз в неделю.
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.
Приёмы, методы и технологии:
Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
Этапы работы театрализованного кружка «В гостях у сказки»
1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.
3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.
Тематический план
Месяц
Сентябрь
Вводное
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»
«Пойми меня»
Язык жестов Первое посещение кружка
Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.
Игры: «Где мы были, мы не скажем», «Смелые мышки», беседа с детьми.
Знакомство с русскими народными костюмами
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
Октябрь
«Игры с бабушкой Забавушкой»
«Колобок наш удалой»
«Колобок не тот, а другой»
Вот это Колобок — хитрый маленький зверек
Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».
Слушание сказки В. Бианки «Колобок — колю-чий бок» с показом настольного театра.
Вопросы по содержанию.
Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.
Создание игровой мотивации. Ведение диалога детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок — колючий бок». Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).
Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений).
Ноябрь
«Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок»
«Очень жить на свете туго без подруги и без друга»
«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»
«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»
«Вот как я умею»
«В тесноте да не в обиде» Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»
Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа.
Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья».
Общий танец.
Драматизация сказки «Лучшие друзья».
Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею».
Отгадывание загадок.
Веселый танец.
Игра «Скажи о друге ласковое слово».
Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».
Декабрь
«Лучшие друзья»
«Дайте срок, построим теремок»«Ох, красивый теремок, очень, очень он высок»
Показ сказки «Теремок» родителям своей группы Драматизация сказки «Лучшие друзья».
Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку.
Распределение ролей.
Сценка по сказке теремок.
Разучивание слов героями сказки.
Драматизация сказки «Теремок»
Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским.
Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка
Январь
Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «мяу»!
Только «мяу» где сыскать?
Не вы ли ".мяу-мяу” говорили?
Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал “мяу”?»
Пантомимические этюды.
Рассказывание сказки «Кто сказал “мяу”?» детьми с помощью воспитателя.
Упражнения в интонировании диалогов.
Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
Февраль
Кто сказал «мяу»?
Невоспитанный мышонок один остался, без друзей
Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?
Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал “мяу”?»
Чтение стихотворения «Добрые слова»
Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию.
Загадывание загадки о сказке.
Беседа по содержанию.
Рассказывание сказки детьми.
Чтение стихотворения.
Беседа по содержанию сказки.
Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости).
Игра «Назови вежливое слово».
Игра на интонирование вежливых слов.
Март
Сказка о невоспитанном мышонке
Упрямые ежата
Вот так яблоко!
Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить Подготовка к драматизации.
Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке»
Сюрпризный момент.
Рассказывание истории про двух ежей.
Беседа.
Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко»
Беседа по содержанию.
Слушание музыкальных фрагментов.
Имитационные упражнения.
Музыкальная загадка.
Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева «Яблоко».
Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Игра на выразительность мимики
Рассматривание иллюстраций, музыкальных инструментов, их характерные особенности.
Апрель
«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири»
Сильный дождик припустил, муравьишку измочил
Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком
«Дождик льет, льет, а грибочек все растет»
Сюрпризный момент.
Просмотр мультфильма «Яблоко»
Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с помощью настольного театра
Подвижная игра «Дождь».
Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом»
Беседа по содержанию.
Сюрпризный момент — загадка.
Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева.
Игра-конкурс «Попросись под грибок».
Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»
Игра-конкурс «Попросись под грибок»
Май
Вот так гриб-великан, всем хватило места там!
Показ сказки родителям и детям «под грибом»
Игровой урок
Итоговое занятие Игра-имитация «Пойми меня».
Заключительная пляска.
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»
Этюды на выразительность движений.
Этюды на выражение основных эмоций.
Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть в разнообразные игры на выразительность жестов (движений и мимики).
Вступительное слово педагога.
Отгадывание загадок.
Драматизация сказок детьми (на выбор) Игра-имитация «Пойми меня».
Этюды на выразительность движений
Требования к уровню подготовки.
Должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств; (интонацию, мимику, жест); использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном, настольно-плоскостном, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Литература
1. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Москва, 2007.
2. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
3. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
4. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.