Ирина Волкова
Программа кружка по изобразительной деятельности для детей 4–5 лет «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Разноцветный мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Публикация «Программа кружка по изобразительной деятельности для детей 4–5 лет „Разноцветный мир“» размещена в разделах
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
• Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
• Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
• Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
• Умение правильно использовать кисти в работе;
• Умение использовать трафареты и печати при работе;
• Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей :
• Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
• Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
• Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
• Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
• Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
• Проявление фантазии, художественного творчества;
• Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
• Завершение работы декором.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Изучая и осваивая большое разнообразие различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и заметила всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию в кружке по изобразительной деятельности. Дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками.
Новизна программы состоит в том, что все занятия с детьми основаны на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой и экспериментальной деятельности.
Педагогическая целесообразность этой программы в том, что дети в игре берут для себя то, что в силу своего возраста не смогут изобразить, а с помощью нетрадиционных техник могут создать оригинальный образ.
Цель: Формирование активной, творчески развитой личности.
Задачи: Познакомить детей с новыми техниками рисования: оттиск, печатание, рисование восковыми мелками. Закрепить умение создавать образы и простые сюжеты с натуры или по представлению. Совершенствовать навыки работы, используя приемы: примакивание в разных направлениях, рисования круглых и овальных форм. Формировать эстетический вкус, творческое мышление.
Возраст детей, участвующих в реализации программы : данная программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Срок реализации программы : 1 год.
Режим занятий - 1 раз в неделю (в четверг) по 20 минут.
Ожидаемые результаты
- дети освоили новые нетрадиционные техники рисования;
- у детей сформировано умение создавать образы и простые сюжеты по представлению и с натуры
- у детей развиты навыки рисования
- у детей развита креативность.
Изучение уровня развития изобразительных навыков у детей 4-5 лет в кружке «Разноцветный мир»
1. Умение смешивать краски;
2. Наличие элементарных композиционных умений;
3. Изображение предметов и объектов разных форм;
4. Владение способами нестандартного раскрашивания;
5. Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
6. Умение использовать трафареты и печати при работе;
7. Умение декоративно оформлять готовую работу;
8. Использование навыков в самостоятельной деятельности;
9. Интерес к изобразительной деятельности.
3 балла – (высокий уровень) ребенок выполняет задание самостоятельно, проявляет творчество, хорошо развиты технические навыки.
2 балла – (норма) ребенок выполняет задание верно, технические навыки развиты, но творчества в своей продуктивной деятельности не проявляет
1 балл – (средний уровень) ребенок выполняет задание с помощью взрослого, технические навыки развиты слабо.
0 баллов – (низкий уровень) ребенок не справляется с заданием или отказ от деятельности.
Таблица определения уровня развития
Уровень Баллы
Высокий 21-27
Норма 15-20
Средний 6-14
Низкий 0-5
Затем выводится процентное количество детей с определенным уровнем развития
Содержание программы
Подготовительная работа к занятию.
А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т. д.
Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник – акварель, гуашь, краски для мрамарирования, краски из овощей и т. д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить
Основные направления работы с детьми
Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т. п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т. д.)
. Учебно-тематический план кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»
№
n/n Вид работы Кол-во занятий Кол-во часов
2 Рисование пальчиками, ладошкой 6 2 ч.
3 Печатание 7 2ч. 20мин
4 Оттиск различным бросовым материалом 11 3ч. 40мин
5 Рисование ватными палочками 6 2 ч.
6 Рисование свечой, восковыми мелками 4 1ч. 20мин.
7 Рисование по трафарету 2 40 мин
ИТОГО 36 12часов
Перспективный план работы кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»
№ Тема занятия Техника задачи
СЕНТЯБРЬ
1 Подсолнухи Рисование пальчиками, ватными палочками Совершенствовать умение рисовать пальчиками стебель, листья подсолнуха
Закрепить навыки рисования гуашью
Развивать чувство композиции
2 Укрась платочек Оттиск пробкой, рисование пальчиками Развивать умение украшать платочек простым узором используя прием печатанья, примакивания и рисования пальчиками.
Развивать чувство ритма и композиции.
3 Осеннее дерево Оттиск печатками из ластика Познакомить с приемом печатания печатками
4 Осенний букет Печатание листьями Познакомить с приемом печатания листьями
ОКТЯБРЬ
1 Заготовка на зиму «Компот из яблок» Оттиск печаткой из яблок, поролоном Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Закрепить умение рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию использовать рисование пальчиком
2 Цыпленок Рисование с помощью риса, ватные палочки Совершенствовать умение детей наносить клей на отдельный участок, щедро на него насыпать крупу, аккуратно окрашивать рис, оживлять работу с помощью ватной палочки
3 Улитка Рисование восковыми мелками, солью Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков, соли.
4 Грибы в лукошке Оттиск печатками (шляпка-картон, рисование пальчиками Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции
5 Два петушка Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество
НОЯБРЬ
1 Рябинка Рисование пальчиками Упражнять детей в рисовании ягодок на ветке пальчиками и листики примакиванием. Закрепить данные навыки рисования, развивать чувство композиции
2 Мои любимые рыбки Рисование акварелью, пищевыми красителями по восковым мелкам Совершенствовать умение обводить свою ладонь восковым мелом. Продолжать знакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков
3 Первый снег Оттиск печатками из салфеток Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатанья ли рисования пальчиками.
Развивать чувство композиции
4 Цыпленок Гуашь, ватные диски, палочки Упражнять детей в наклеивании ватных дисков и аккуратно их раскрашивать с помощью ватных палочек
ДЕКАБРЬ
1 Зимний лес Печать по трафарету, рисование ватными палочками Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции
2 Мои рукавички Оттиск печатками из картофеля. пробкой Упражнять в технике печатанья. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок, по возможности, равномерно на всю поверхность. Закрепить умение рисовать пальчиками.
ЯНВАРЬ
1 Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок используя пальчики
2 Снежок Рисование свечой, акварель Познакомить с техникой рисования свечой, использовать фон
3 снеговик Мятая бумага Закрепить навыки рисования мятой бумагой
ФЕВРАЛЬ
1 Чаша Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать навык дорисовывания предмета
2 Цветочек для папы Оттиск печатками из картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураскрывшихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.
3 Ягоды и фрукты Пальчиковая роспись Учить рисовать простейшие фигурки состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок
4 Плюшевый медведь Поролон, тонкая кисть, гуашь Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, его характерный внешний вид. Располагать изображение в соответствии с размером на листе бумаги
МАРТ
1 Мимоза для мамы Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками, в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции
2 Солнышко Рисование ладошками Закрепить технику печатанья ладонью. Совершенствовать умение быстро наносить краску на ладонь и делать отпечаток – лучики для солнышка.
Развивать творчество.
3 Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) Рисование пальчиками, карандашом, красками, фломастерами Совершенствовать навык рисования простейших фигурок состоящих из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок
4 подснежники Акварель, восковые мелки Закрепить навык рисования подснежников восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Закрепить умение передавать с помощью акварели весенний колорит. Развивать творчество.
АПРЕЛЬ
1 Неваляшка Пуговицы различной формы Совершенствовать умение рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета.
2 Волшебные картинки (волшебный дождь) Рисование свечой Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист акварелью. Упражнять в рисовании тучи с помощью воскового мелка
3 Подарок для кошки Мурки Ватные палочки, готовое изображение кошки из геометрических фигур (голова – круг, уши – маленькие треугольники, туловище – большой треугольник, лапы, хвост – овалы) Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур, закрепить названия геометрических фигур. Совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помогать друг другу.
МАЙ
1 Черемуха Рисование ватными палочками, пальчиками Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма
2 Как я люблю одуванчики Обрывание, восковые мелки, тычкование Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывание и тычкование. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика
3 Котенок Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка Закрепить навык печати кистью по трафарету
4 Салют Восковые мелки, акварель Закрепить навык рисования акварелью. Совершенствовать умение рисовать салют с помощью воскового мелка
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство «Астрель», 2005.– 63с.
6. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
9. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
10. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
11. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
14. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : КАРО, 2007. - 96с.
15. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».