Людмила Рябоконева
Программа кружка по художественному творчеству «Фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Публикация «Программа кружка по художественному творчеству „Фантазия“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Актуальность:
Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.
Задачи:
1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
2. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
3. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
4. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.
5. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
6. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.
7. Развивать экологическую культуру дошкольника через художественное творчество: знакомство с природой (растения, животные, грибы, знакомство с природными явлениями (снегопад, радуга, северное сияние, дождь, туман и т. п.); воспитывать бережное отношение к природе.
8. Составить программу работы кружка «Фантазия».
Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи, модели).
Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.
Количество занятий: один раз в неделю.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественное творчество:
1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»
2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук», «Экологические знания, которые могут получить дошкольники по занятиям лепки, рисованию, аппликации».
4. Оформление уголка «Фантазия», «Студия «Умелые ручки». и т. п.
При создании программы опиралась на нормативные документы:
1. Закон об образовании.
2. Устав МКДОУ д/с «Солнышко».
3. Основная общеобразовательная программу МКДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.
4. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Итогом детской деятельности могут служить детские работы, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков, выставки.
Место проведения: помещение группы «Солнечные лучики».
Используемый материал:
Рисование: различные предметы для рисования (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.
Лепка: пластилин, солёное тесто (соль, мука, вода, клеёнки для работы с пластилином.
Срок реализации: 1 год.
Календарно- тематическое планирование кружка «Фантазия» на 2014 – 2015 год.
Сентябрь
Недели Занятие/ Название работы
1. Знакомство с разнообразием красок.
2. Знакомство с бумагой.
3. Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования и лепки.
4. «Фантазия» / коллективная работа.
Октябрь
Недели Занятие/Название работы
1. «Воздушные шары» /аппликация.
2. «Осенние деревья»/ниткография.
3. «Дождик»/работа карандашом.
4. «Тучи и дождик»/коллективная работа.
Ноябрь
Недели Занятие/Название работы
1. «Золотые подсолнухи»/аппликация.
2. «Божья коровка»/ниткография.
3. Свободная лепка.
4. «Цветной дождик»/рисование пальчиками.
Декабрь
Недели Занятие/Название работы
1. «Цветы в вазе»/салфеточная аппликация.
2. «Новогодний букет»/коллективная работа.
3. «Новогодняя ёлка»/рисование красками.
4. «Снежинки»/рисование бумагой.
Январь
Недели Занятие/Название работы
2. «Птицы на ветке»/аппликация из салфеток.
3. «Деревья в снегу»/ниткография.
4. «Снеговик»/аппликация.
Февраль
Недели Занятие/Название работы
1. «Самолёты»/рисование красками.
2. «Машины для папы»/лепка.
3. «Украсим валенки»/обрывная аппликация.
4. «Зимние узоры»/коллективная работа.
Март
Недели Занятие/Название работы
1. «Открытки для мамы»/аппликация.
2. «Капель»/рисование красками.
3. «Мимоза»/барельефная лепка.
4. «Рамочка для мамочки»/ индивидуальная работа с использование всех техник и навыков художественного творчества.
Апрель
Недели Занятие/Название работы
1. «Звёзды»/рельефная лепка.
2. «Ракеты»/аппликация.
3. «Пасхальное яйцо»/поделка из солёного теста.
4. «Ромашки»/поделка из солёного теста.
Май
Недели Занятие/Название работы
1. «Букет к 1 мая»/аппликация.
2. «Открытка к 9 мая»/аппликация из салфеток.
3. «Рыбка»/оригами.
4. «Одуванчики»/рисование методом тычка.
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы, и объединять их в коллективные композиции; улучшатся творческие показатели: фантазия, воображение.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
5. Дети будут обладать знаниями в области «Познание» (окружающий мир, экология).
Используемая литература:
1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.
3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
4. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.
5. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
7. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
8. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
9. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
10. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».