Татьяна Прохоренко
Программа кружка по художественной вышивке «Чудесная иголочка» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
1.1. Концепция программы…. 3
1.2. Актуальность…. 3
1.3. Педагогическая новизна….4
1.4. Цель программы….6
1.5. Задачи программы…. 6
1.6. Возраст детей…7
1.7. Продолжительность реализации программы…. 7
1.8. Формы режим занятий…7
1.9. Предполагаемый результат…8
1.10. Педагогическая диагностика…. 10
1.11. Формы подведения итогов реализации программы…. …. 11
2. Учебно-тематический план…. 11
Публикация «Программа кружка по художественной вышивке „Чудесная иголочка“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта…. 14
4. Преемственность…. 14
5. Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса….15
5.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий…. 16
6. Список литературы….17
1. Пояснительная записка
1.1. Концепция программы
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
1.2. Актуальность
Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему я взяла эту тему по самообразованию «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста», это являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивка, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
1.3. Педагогическая ценность - новизна
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Программ работы по данному виду труда - вышиванию не найдено. В нашем детском саду, собрав материал и опыт по вышиванию, мы решили создать кружок по вышиванию крестиком для детей 6-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах, во второй половине дня.
Занятия будут посещать дети 6-7 лет. Занятия планируются проводится один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Вначале учебного года необходимо выявить, умеют ли дети работать с нитью, иглой и ножницами, выяснила, кто из детей уже шил, умеет пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать узелок. На основе полученных данных я составила план на весь учебный год.
В зависимости от поставленных задач я использовать различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие будет включать объяснение нового материала, но основное время отводится практической работе.
Вначале работы с детьми я внимательно буду следить за качеством выполнения заданий, затем предоставляла детям всё больше самостоятельности и лишь направляла на творческую деятельность. С каждым ребенком стараться прорабатывать индивидуально. Поделки тех, кто успешно справляется с заданием, показывать всем в качестве образца того, как правильно выполнять ту или иную операцию.
Каждая работа будет выполнятся с определенной целью: закладка для книги, игольница для бабушки, одежда для кукол и т. д. Чтобы дети не утомлялись, чтобы у них не пропал интерес, ввела в занятия аппликацию из ниток и вышивку. Детей к работе не принуждать: чтобы они работали кто сколько пожелает - от 10 до 30 минут.
Выстроить свою работу так чтобы дети с желанием занимались, так как они в любое время могли переключиться на другую деятельность: поиграть, почитать, а во время работы могли беседовать делиться впечатлениями.
Основное внимание необходимо уделить на правила безопасности труда.
Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка.
Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.
Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.
Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
1.4. Цель программы
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики рук.
2. Учебно-тематический план
Сроки
Содержание
Практический выход
Сентябрь
1 занятие
Выставка работ – готовых вышивок.
Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
2 занятие
Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой.
Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; приучать в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу
Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
3 занятие
Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Вышивание на картоне.
Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; приучать в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу.
Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Вышивание на картоне.
Октябрь
4 занятие
Шов «вперёд иголку»
Учить делать шов «вперед иголку» в два приема. Приучать доводить начатое дело до конца.
5 занятие
Шов «назад иголку»
Учить делать шов «назад иголку», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки. Учить делать в ткани прокол иглой со стороны изнанки: иглу с нитью вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад, сделать прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза больше длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону.
6-7 занятие
«Игольница для бабушки»
Закреплять навык шить швом «вперед иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания отверстие; набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»; подбирать нитки к ткани, лоскутки для подушечки. Продолжать учить технике швов «вперед иголку» и «через край»; учить прикреплять готовую подушечку к картонной основе швом «вперед иголка», при этом с лицевой стороны делать маленький шажок а с внутренней стороны - шаг широкий.
8 занятие
Шов «Через край»
Учить делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать аккуратность и самостоятельность. Учить выполнять стежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.
Ноябрь
9 занятие
Шов «Петельный шов»
Учить делать «петельный шов», который применяется для обработки края материала.
Учить в этом шве степени укладывать вертикально. При выполнении шва следить за тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия; затягивать петлю на край материала так, чтобы он не собирался.
10-11 занятие
«Футляр для расчески, ручки»
Учить изготовлять футляры для ручек, расчесок (по выбору); шить по картону швом «через край», следить за тем, чтобы нижние углы и стороны двух картонных прямоугольников совпадали. Продолжать учить вдевать нитку в иголку, делать узелок, шить швом «через край»; учить пользоваться картонной выкройкой, обводить её карандашом и вырезать.
12 занятие
Знакомство со свойствами ткани. Канва. Знакомство с пяльцами.
Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.
Декабрь
13 занятие
«Секреты пуговицы»
Учить пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом. Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать навыки работы с иголкой и ниткой.
14 занятие
Пришивание пуговиц «Мишка»
Научить пришивать пуговицы соблюдая правила по техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
15 занятие
Шов «строчка»
Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.
16-18 занятие
Вышивание “Ёлочка” (с пришиванием бусинок)
Вышивка по контору (Ёлочка с пришиванием бусинок) Закрепить знаний детей о вышивке по контору, учить подбирать нить по цвету. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.
Январь
19-20 занятие
Вышивание бисером «Цветик – семицветик»
Учить детей работать с бисером, развитие мелкой моторики. Вызывать интерес к творчеству, приобщить к миру прекрасного; воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость.
Февраль
21 занятие
Вышивание бисером «Цветик – семицветик»
Учить детей работать с бисером, развитие мелкой моторики. Вызывать интерес к творчеству, приобщить к миру прекрасного; воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость.
22-24 занятие
«Брошка для мамы»
Изготовить украшение по образцу, используя различные приёмы работы с бисером и бусинами.
Март
25 занятие
«Брошка для мамы»
Изготовить украшение по образцу, используя различные приёмы работы с бисером и бусинами.
26 занятие
Шов “полукрест, крест”
Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
27 занятие
Знакомство со схемами вышивки крестом
Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
28 занятие
Вышивка крестом «Вишенки на ветке»
Закрепление умений пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.
Апрель
29 занятие
Вышивка крестом «Вишенки на ветке»
Закрепление умений пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.
30-31 занятие
Вышивка крестом «Вишенки на ветке»
Закрепление умений пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.
32 занятие
Вышивание картинки по выбору ребёнка
Закрепление навыков вышивания крестиком.
Май
33-34занятие
Вышивание картинки по выбору ребёнка
Закрепление навыков вышивания крестиком.
35 занятие
Подготовка выставки работ вместе с детьми.
Расположение изделий на демонстрационном стенде.
36 занятие
День презентации детских работ родителям.
Показать родителям чему научились их дети.