Юлия Павловская
Программа кружка по художественно-творческому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цель и задачи кружка
4. Возраст детей, режим организации
5. Срок реализации
6. Формы, режим организации, содержание образовательной деятельности
7. Ожидаемые результаты и способы их определения (механизм освоения техники рисования красками Эбру)
8. Тематический план
9. Приложение:
Таблицы диагностического обследования.
Методическое обеспечение кружка (бумага; аквакраски; клей ПВА; бамбуковые палочки; вода; влажные салфетки; аквастолы)
10. Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка по художественно-творческому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.
В рамках кружковых занятий я научу детей рисовать на воде не кистью, а специальными палочками «двигаем» краски по воде, любуясь процессом. На занятиях будет отводиться роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Результат будет получаться ярким, необычным и неповторимым, а момент переноса рисунка с поверхности воды похож на маленькое чудо, которое вдохновляет ребят на новое и новое творчество. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях будет даваться возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в план, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В процессе работы кружка предусмотрено и активное участие родителей: проведение совместных учебных мероприятий (выставок, коллективных работ, совместных занятий.
Рисование на воде – ЭБРУ- представляет собой нанесение красок на определенную поверхность. Эбру - это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.
Актуальность.
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире.
Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.
Цель: «Развитие творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста, через овладение техникой рисования на воде – Эбру.
Задачи:
- познакомить с историей и особенностями традиционного Эбру;
- сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности в технике Эбру;
- способствовать формированию коммуникативных навыков при выполнении коллективных работ.
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- Чувство фактурности и объёмности;
Возраст детей: 5-6, лет
Список детей посещающих кружок:
старшая группа «Бельчата», количество детей – 7.
Общая продолжительность занятий: 25 минут. Частота занятий - 2 раза в месяц.
Кружок «Акварисовашки» выполняет следующие функции:
обучающую направленность, ориентированную на формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса, развитие воображения и мышления у дошкольников, активизации творческой активности детей:
социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год.
Формы, содержание образовательной деятельности
Метод:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Приемы организации работы с детьми
«Минутки релаксации»;
рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем, художиками;
знакомство с различными художественными материалами в технике «эбру»;
чтение стихов, загадок;
прослушивание музыкальных произведений;
подвижные, дидактические игры;
пальчиковая гимнастика;
Формы организации
Занятия учебных групп проводятся 2 раза в месяц по 25 минут в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:
1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;
2-й – освоение основных приемов рисования: «Цветы», «Узоры», Снежинки», «Елочка», «Елочные игрушки», «Снеговики».
3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу «Подарок папе», «Подарок маме», «Загадка весны», «Звездное небо», «Одуванчики»
Ожидаемые результаты работы кружка:
К концу года обучения дети:
освоят технику рисования красками Эбру;
смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
улучшится показатели мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках разного уровня, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Средства диагностики:
-Отзывы родителей.
-Собеседование с подгруппой
-мониторинг детей на начало и конец учебного года.
План кружка старшей группы по художественно-творческому развитию дошкольников «Акварисовашки» на 2019-2020уч. год.
Месяц
Тема Задачи Содержание
ноябрь 1-е занятие
«Знакомство с красками Эбру, инструментами» -Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении.
-Развивать детскую индивидуальность.
-Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними. -Дать представление о красках Эбру – танцующих красках.
-Познакомить с правилами работы с красками Эбру.
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
ноябрь 2-е занятие
«Рисуем цветы» -Познакомить с одним из видов Эбру – цветочный.
-Повторить правила работы с красками Эбру.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнения «Цветочки».
-Выполнение работы.
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
декабрь 1-е занятие
«Морозный узор
на окне» -Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий).
-Продолжать учить работать шилом по поверхности воды.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук «стряхивание», «постукивание».
-Понятие «композиция листа». -Выполнение работы «Морозные узоры».
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
декабрь 2-е занятие
«Снежинки», «Елочка», «Елочные игрушки»
-Познакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти.
-Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий).
-Продолжать учить работать шилом по поверхности воды.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук «стряхивание», «постукивание». -Понятие «композиция листа». -Выполнение работы
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
февраль 1-е занятие
«Снеговики»
-Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий).
-Продолжать учить работать шилом по поверхности воды.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. - Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук:
-Пальчиковая гимнастика: «Домик».
Выполнение работы «снеговик»
- Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
февраль 2-е занятие
«Подарок папе» -Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение катание палочек между ладонями».
-Выполнение работы «Подарок папе».
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
март 1-е занятие «Подарок маме» -Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Хлопки», «Поглаживание ладонью одной руки кисти другой, сначала тыльной стороной от себя, а потом ладошкой к себе».
-Пальчиковая гимнастика: «Гроза».
Выполнение работы «Подарок маме».
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
март 2-е занятие «Загадка весны» -Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Скользящие хлопки», образное движение «Моем руки» - потирание кистью одной руки другой, потом наоборот. Пальчиковая гимнастика: «Гроза».
-Выполнение работы «Загадка весны»
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
апрель 1-е занятие «Звёздное небо» -Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Скользящие хлопки», образное движение «Моем руки» - потирание кистью одной руки другой, потом наоборот.
-Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
-Выполнение работы «Звездное небо»
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
апрель 2-е занятие «Одуванчики» -Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Сжимание разжимание пальцев в кулак», «Катание палочек между ладонями».
-Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
-Выполнение работы «Одуванчики»
Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ
Литература для педагога
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий», 2008.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
Иванова О. Л., И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М. : Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб. : Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М. : Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М. : Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М. : ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М. : МИПКРО, 2003.
Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М. : Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М. : Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М. : Астрель, 2001.
Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
• Статья С. Мамий на портале IslamToday http://islam-today.ru/article/7841)
• www.art-alla.jimdo.com
• http://www.ebrumag.ru
• http://risovanie-na-vode.ru/news/ebru-dlya-nachinayushih-novichkov