Лидия Амерханова
Программа кружка по пластилинографии «Развивайка» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка "Развивайка" разработан для детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Публикация «Программа кружка по пластилинографии „Развивайка“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Наверное, всем известно, что такое мелкая моторика и почему ее развитие так важно для дошколят и младших школьников. Дети 3-4 лет не просто знакомятся с пластилином, они начинают лепить осмысленные фигурки и готовы делать простые пластилиновые картины. Оказывается, рисовать можно без кисточек и карандашей, пластичным материалом, который отлично «растягивается» по поверхности, формирует предметы и цветовые переходы. И это тоже рисунки – только рисование происходит с помощью пластилина.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка ” Развивайка ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Разработчик программы :
Воспитатель: Амерханова Л. С.
Срок реализации программы - 1 год.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами.
Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
• Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие :
• Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
• Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
• Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
• Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Особенности возрастной группы детей :
Возраст детей 3-4года. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: - Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Форма проведения занятий:
Программа рассчитана на работу с детьми по подгруппам в количестве 5-7 человек. Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) во вторую половину дня: 2 раз в неделю, длительность – 15-20 минут;
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности
используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим
рекомендациям:
• Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком).
• Для работы использовать плотный картон.
• Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
• На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
• После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой
салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
• В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Календарно-тематический план кружка дополнительного образования
Перспективный план работы кружка "Развивайка"
Сентябрь
1. Ознакомление детей с материалом и техникой пластилина.
2. «Яблоки поспели» Обучение умению изображать яблоки на плоскости в полу объёме в технике пластилинография.
Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности.
Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.
Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе.
3. «Кленовый листочек» Обучение детей умению лепить кленовый лист из пластилина на плоскости.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение передавать красоту осени в цвете.
Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета пластилина, создавая нужный оттенок.
Воспитывать навыки аккуратности.
Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
4. «Гроздь рябины» Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение.
Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик.
Ноябрь
1. «Осенние деревья» Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы.
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
2. «Ежик» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром.
Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.
3. «Парусник» Заинтересовать детей в создании образа парусника в технике пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином;
Побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины.
Продолжать развивать умение и навыки детей в работе с пластилином. 20.11
4. Творю, что хочу" (самостоятельная деятельность детей)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
Декабрь
1. «Дружная семейка».(грибы)
Закрепить навыки создания выразительной
композиции на плоскости. Закрепить знакомые способы лепки.
Расширять знания детей об осени, грибах. Воспитывать любовь к красоте
русской природы. Учить доводить начатое дело до конца.
Формировать навыки поддержания своего рабочего
места в порядке. Воспитывать уважительное отношение к труду
2. «Разноцветные рыбки» Учить детей создавать выразительный образ в работе. Учить передавать характерные особенности строения рыбки. Обучать приему «скатывания» кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальчиков.
3. «Снежинка». Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина
4. «Новогодняя игрушка» Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика
Январь
1. «Новогодняя ёлка» Обучение умению изображать «новогоднюю» ёлку на плоскости в полу объёме при помощи пластилина.
Расширять знания детей об истории новогоднего праздника.
Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).
Учить добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
2. «Снеговик» Обучение умению передавать образ снеговика из пластилина на плоскости.
Учить создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
Воспитывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
3. «Снеговик» Обучение умению передавать образ снеговика из пластилина на плоскости.
Учить создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
Воспитывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
4. «Мои любимые игрушки» Обучение умению изображать «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.
Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;
Расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ,
Развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Февраль
1. «Зимующие птицы. Снегири» Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.
2. «Кораблик для папы» Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении
3. «Аквариум» Обучение детей умению лепить подводных жителей из пластилина на плоскости.
Расширить представления детей об аквариуме, о его обитателях. Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку).
Учить пользоваться стекой для нанесения узоров на плавники и хвост. Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца.
Воспитывать художественный вкус.
4. «Подарок для мамы» Обучение детей умению лепить цветок мимозы из пластилина.
Учить создавать точный образ мимозы путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку).
Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца.
Воспитывать художественный вкус.
Март
1. «Пасхальное яйцо» Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца»,посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную
сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории.
2. «Цыпленок – желтое чудо!» Учить детей изображать живой объект, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии. - развивать умение и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору деталей интерьера картины;- уточнить знания о домашних птицах, внешнем виде цыпленка, развивать связную речь, фантазию, общую и мелкую моторику пальцев рук;- воспитывать любознательность, художест. вкус.
3. «Ваза с цветами». Создание красивой композиции с цветами, обучать рисовать прямые линии, развивать эстетическое восприятие, учить использовать дополнительный материал для оформления работы.
4. «Радуга» Вызвать интерес к природным явлениям. Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос).Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски».Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер.
Апрель
1. «Космическое путешествие!» Учить создавать на плоскости «космический сюжет» в технике пластилиновой живописи. - закреплять приемы лепки в нетрадиционной технике, умение использовать способ цветовой растяжки, его возможности для решения темы и усиления эмоциональной выразительности;- активизировать и расширять словарь, развивать мелкую моторику пальцев рук;- закреплять знания о космосе, истории его развития, воспитывать любознательность, интерес к нетрадиционной технике рисования. 9.04
2.«Чудесная Хохлома!» Учить украшать на горизонтальной плоскости готовый силуэт «чаши» элементами хохломской росписи, выполняя работу в технике –пластилинография;закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать глазомер, творческие способности, чувство ритма и композиции, эстетические чувства, мелкую моторику рук;-воспитывать бережное отношение к труду, познавательный интерес к народным промыслам. 16.04
3.«Божьи коровки листочке» Обучение детей умению передавать образ божьей коровки и цветка ромашки в технике пластилинографии.
Закрепление умения использовать в творческой деятельности детей технического приёма – пластилинографии, формировать обобщённые способы работы посредством пластилина.
Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе.
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
4.«Бабочка» Обучение детей умению лепить бабочку из пластилина на плоскости.
Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.
Познакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
Май
1. «Салют Победы» Учить рисовать салютики пластилином : скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях. Учить прикладывать усилие при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки. Поддерживать интерес к созданию коллективной композиции «вечерний город».
2. «Одуванчики цветы, словно солнышко желты» Обучение умению изображать цветок одуванчика на плоскости в полу объёме при помощи пластилина. Учить детей создавать образы полевых растений нашего края;Развивать эстетическое восприятие природы и образное мышление;Воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе родного края.
3. Ромашковый луг (коллективная работа) Продолжать создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с цветами, оформлять сердцевину подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук.
4. Творю, что хочу" (самостоятельная деятельность детей)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».