Мира Ракшаина
Программа кружка «Очумелые ручки»
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный раздел программы кружка «Очумелые ручки» предусматривает решение следующих задач:
1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
Публикация «Программа кружка „Очумелые ручки“» размещена в разделах
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
5. Формировать художественный вкус.
6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Основные задачи:
1. Обучающие задачи:
-формировать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
-создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
2. Развивающие задачи:
-развивать интерес к дизайн – творчеству;
-развивать художественный и творческий потенциал;
-развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание,
-наблюдательность,
-аккуратность.
3. Воспитывающие задачи:
-формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело
обращаться с материалами и инструментами;
-развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
-учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.
Принципы построения программы :
-От простого к сложному.
-Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
-Научность.
-Доступность.
-Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность:
-Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
-Активность и самостоятельность.
-Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Все эти занятия имеют цель:
1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям. Материальное оснащение занятий кружка «Очумелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Используемые материалы:
-Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- Коряги, шишки, жёлуди, мох
- Семена растений
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Фольга
-Клей, краски
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Кисточки для клея и красок.
1. Работа с бумагой
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребё нок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника) ; в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую.
2. Работа с мятой бумагой:
ане. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Формы организации работы с мятой бумагой:
- специальные занятия по ручному труду в кружку «Очумелые руки».
- индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений.
- творческие проекты.
3. Бумагопластика и художественное макетирование комнатных растений:
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами : складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих возможностей.
4. Изготовление объё мных картинок:
Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике:
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
Работа с бросовым материалом:
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
• их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определё нные требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию) ;
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с природным материалом:
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т. п.
Формы организации обучения художественному конструированию на занятиях кружка «Очумелые ручки» :
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Формы организации обучения художественно-изобразительной деятельности и ручному труду на занятиях кружка «Очумелые ручки» :
1. По образцу.
2. По замыслу.
3. По теме.
1. По образцу:
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения.
2. Конструирование по условию:
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу:
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности ; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям.
4. По теме:
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций («птицы» и т. п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Индивидуальная работа с детьми:
Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Умелые ручки» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Умелые ручки», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Работа кружка :
Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном».
Задачи обучения:
1. Учить детей технике работы с ножницами и бумагой:
- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
- учить вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3. Учить элементам силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу («Золотая рыбка», «Красивая варежка», «Танюшкины валенки») .
4. Учить делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона : «Домик», «Автобус», «Скворечник».
5. Учит элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
6. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды) .
Раздел 2. «Работа с природным и бросовым материалом» :
Задачи обучения:
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).
2. Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина) : «Вишенки», «Мышки», «Грибочки», «Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу с природным материалом (используя как дополнительный материал пластилин) такие работы, как «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине».
4. Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чая (100 гр.) , упаковок из- под зубной пасты. Выполняются такие работы, как различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики.
Общие задачи:
1. Учить детей анализировать образы поделок:
- из каких геометрических форм она составлена;
- развитие сенсорных способностей детей;
- развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.
2. Развивать целеустремлённость в работе.
3. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях кружка «Умелые ручки»
8. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
9. Формировать художественный вкус.
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Диагностика результатов:
К концу года будут знать:
-название курса занятий – «Очумелые ручки»;
- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;
- что в основе деятельности человека лежит творчество;
- о том, что добрые поступки делают человека лучше.
К концу года будут уметь:
- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;
- творить красоту.
В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Программа рассчитана на 32 обучающих занятий.
Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 4.5-6 лет.
Работа направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Работа с природными материалами» дети знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами - это манка, опилки, яичная скорлупа.
В разделе «Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.
В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.
Содержание программы :
Цель:
Кол-во часов
Дата:
Сентябрь
1 неделя
«Созрели яблоки в саду»
Пластилинография
Учить детей размазывать пластилин, растягивать к краям шаблона
2 неделя
«Волшебные полоски»
Работы с бумагой
Учить детей аккуратно вырезать полоски и наклеивать их.
3 неделя
«Грибочки в лукошке»
Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами».
(Коллективная работа)
Закреплять умение наклеивать детали на поделку. Учить работать вместе.
4 неделя
«Рыбка»
Аппликация из природного материала
(листьев)
Учить детей делать поделки из листьев. Закреплять умение работать с клеем и разнообразными природными материалами
Октябрь
1 неделя
«Дом для Фили»
Аппликация
Закреплять умение разрезать полоску бумаги не доходя до края. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
2 неделя
«Бусы»
Техника работы смятой бумагой.
Учить детей работать с мятой бумагой. Закреплять умение работать с клеем и ножницами.
3 неделя
«Грибок»
Пластилинография
Продолжать учить размазывать пластилин на поверхности, растягивая к краям шаблона. Воспитывать аккуратность и терпение.
4 неделя
«Браслеты»
Техника работы с бумагой - «Волшебные полоски»
Продолжать учить детей вырезать круги из квадрата и аккуратно наклеивать. Развивать творчество.
Ноябрь
2 неделя
«Тележка»
Конструирование из бросового материала
Закреплять умение делать поделку разнообразными материалами.
3 неделя
«Аптечка доктора Айболита»
Техника работы с бумагой – «Волшебные полоски».
Учить детей составлять композицию их полосок бумаги. Проявлять фантазию и творчество.
4 неделя
«Змея»
Техника работы с мятой бумагой.
Продолжать учить детей работать с мятой бумагой. Совершенствовать работу с клеем ПВА.
Декабрь
1 неделя
«Санки»
Конструирование из бросового материала
(из спич. кор.)
Учить детей делать санки из спичечных коробков. Развивать творчество, мелкую моторику рук.
2 неделя
«Усы для кота Неумейки»
Техника работы с бумагой – «Волшебные полоски»
Продолжать учить вырезать ровные полоски из цветной бумаги. Закреплять умение создавать сюжетную композицию на листе бумаги.
3 неделя
«Ёлочка»
Конструирование из природного материала
(Коллективная работа)
Продолжать учить детей работать с природным материалом. Закреплять умение украшать поделку.
4 неделя
«Снеговик»
Пластилинография
Закреплять умение работать с пластилином, уметь его растягивать по шаблону.
Январь
2 неделя
«Кукла-неваляшка»
Аппликация
Закреплять умение работать с клеем ПВА, аккуратно наклеивать готовые фигуры. Воспитывать аккуратность
3 неделя
«Снегурочка»
Техника работы с бумагой
Учить детей пользоваться ножницами, правильно вырезать по шаблону и аккуратно наклеивать.
4 неделя
«Снежинка»
Конструирование из бумаги в технике «Оригами»
Продолжать учить детей складывать бумагу гармошкой и вырезать узоры в снежинке.
Февраль
1 неделя
«Курица с цыплятами»
Техника работы с мятой бумагой
(коллективная работа)
Продолжать работать с мятой бумагой. Закреплять умение создавать композицию. Развивать творчество и фантазию с коллективом.
2 неделя
«Самолёт»
Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами».
Учить вырезать по шаблону крупные детали. Закреплять умение создавать композицию.
3 неделя
«Светофор»
Техника работы с бумагой
Продолжать учить вырезать круги из квадратов, правильно и последовательно наклеивать их. Воспитывать творчество.
4 неделя
«Кораблик»
Аппликация
Продолжать учить детей работать с цветной бумагой. Совершенствовать умение наклеивать мелкие части деталей.
Март
1 неделя
«Цветок для мамы»
Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами»
Учить вырезать цветы и листья из готовых форм. Закреплять умение создавать композицию из цветной бумаги. Воспитывать терпение, художественный вкус.
2 неделя
«Корзина с цветами»
Техника работы с мятой бумагой
(коллективная работа)
Продолжать учить работать в коллективе с мятой бумагой. Воспитывать аккуратность, терпеливость, умение работать друг с другом.
3 неделя
«Веточки с листочками»
Конструирование из природного материала
Продолжать работать с природным материалом. Развивать художественный вкус, фантазию.
Апрель
1 неделя
«Птичка»
Пластилинография
Продолжать закреплять размазывать пластилин, растягивать к краям шаблона. Развивать творчество.
2 неделя
«Украшение чашки»
Аппликация
Закреплять умение украшать поделку из цветной бумаги. Умение работать аккуратно с клеем ПВА.
3 неделя
«Медвежонок»
Техника работы с бумагой
Учить красиво и правильно наклеивать готовые детали из бумаги. Проявлять творчество, воспитанность, терпение.
4 неделя
«Домик для гномика»
Конструирование из бросового материала
Продолжать учить детей работать с бросовым материалом. Клеем ПВА. Проявлять фантазию и аккуратность.
Май
1 неделя
«Репка»
Конструирование из бумаги в технике «Оригами»
Продолжать конструировать из цветной бумаги. Пользоваться клеем ПВА.
2 неделя
«Лиса»
Техника работы с мятой бумагой
Закреплять работать с мятой бумагой. Совершенствовать умение правильно наклеивать её. Развивать мелкую моторику рук.
3 неделя
«Лебединое озеро»
Конструирование из природного материала
(коллективная работа)
Закреплять умение конструировать из природного материала объёмную композицию. Работать всем вместе, дружно. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать аккуратность, терпения
Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами
• Работай за своим рабочим местом.
• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
• Нельзя брать в рот мелкие детали.
• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• При вырезании детали поворачивай бумагу.
• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
• Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• Береги инструменты, экономь материалы.
• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.