Ольга Овчарёва
Программа кружка «Любознайка» для детей 6–7 лет. Познавательно-исследовательская деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
кружка «Любознайка»
для детей 6 -7лет
Структура программы.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание педагогической работы с детьми.
3. Перспективно – тематическое планирование.
4. Система мониторинга освоения детьми программы.
5. Используемая литература.
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „Любознайка“ для детей 6–7 лет, Познавательно-исследовательская деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность. В связи со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта, одной из задач которого является преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения выступает формирование навыков учебной деятельности у воспитанников. Под готовностью ребё нка к первому классу подразумеваются следующие характеристики:
- способность решать проблему, возникшую здесь и сейчас;
- открытость новым знаниям;
-определять пути достижения намеченного;
- обладать само организованностью;
То есть будущий ученик должен быть активным пользователем информационного пространства, равноправным участником познавательного процесса. Что может помочь в формировании такой личности? Конечно это поисково – познавательная деятельность, создающая условия для овладения знаниями в процессе собственного поиска.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Программа рассчитана на один год обучения (6 -7 лет)
Настоящая программа представляет курс по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ с применением источников, приведённых в списке литературы.
Новизна программы – развивающее обучение, построение работы в соответствие с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно – коммуникативных технологий.
Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Цель программы :
Формировать навыки учебной деятельности воспитанников в условиях поисково – познавательной, экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать у детей умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательную инициативу и активность в усвоении представлений об окружающем мире.
- формировать навык самоорганизации, соорганизации, рефлексии.
Педагогическая работа с детьми.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенность детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности.
Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры.
Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый – в мае). Результаты мониторинга отражены в диагностической каре.
Срок реализации программы 1 года.
Ожидаемые результаты работы:
Результатом решения задач данной программы является развитие любознательной, активной, инициативной личности способной видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей
Взаимодействие с родителями.
Ознакомить родителей с целью и задачами кружка, с планом работы.
Объединить усилия для развития у детей исследовательской активности;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
Активировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Мероприятия:
«День открытых дверей»
Темы консультаций: «Роль семьи в развитие интереса у ребёнка к исследовательской деятельности», «Проведение экспериментов летом», «Детское экспериментирование».
Структура занятия.
(Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы детей.)
1. Организационный этап.
Настрой (психологическое вхождение в занятие, можно использовать ритуальную встречу, с использованием персонажей, сюрпризные моменты).
2. Основной этап.
- выделение проблемы;
- способы решения;
- решение;
- выводы, обобщение.
3. Заключительный этап.
Рефлексия.
Подготовка предметно – развивающей среды:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
- природный материал: камешки, песок, ракушки, мох, птичьи перья;
- разные виды бумаги;
- красители: пищевые и непищевые;
-медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши;
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
Используемая литература.
1. Н. А. Рыжова «Воздух невидимка».
2. Т. В. Владимирова «Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы».
3. И. Белавина «Планета – наш дом».
4. А. Е. Чистяков «Экспериментальная деятельность для детей».
5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. В, Прохоровой.
6. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
7. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 -7 лет»
Перспективный план занятий кружка «Любознайка»
в подготовительной к школе группе.
Месяц Тема занятия Цели
Октябрь
«Путешествие по Волге»
«Кораблик для путешествия»
«Заплесневелый хлеб»
«Живые комочки»
Формировать представления у детей о свойстве бумаги размокать в воде.
Развивать познавательную активность путём моделирования проблемных ситуаций.
Установить что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.
Определить, как преобразовывались первые живые клетки.
Ноябрь
«Вертушка»
«Реактивный шарик»
«Парашют»
«Свечка в банке»
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
«Свечка в банке» Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.
Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород.
Декабрь
«Замерзание жидкостей»
«Изменение объёма жидкости»
«Круговорот воды»
«Фильтрация воды»
Познакомится с различными жидкостями. Выявить различия в процессе их замерзания.
Выявить изменения объёма жидкости при замерзании.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Выявить различные способы очистки воды.
Январь
«Как увидеть притяжение?»
«Почему легче?»
Понимать взаимозависимость земного притяжения и веса предмета.
Выявить случаи проявления невесомости на Земле
Февраль
«Как быстрее?»
«Спичечный телефон»
«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
«Почему мышонок не услышал щуку?»
Выявить особенности передачи звука на расстояние.
Познакомить с простейшим устройством передачи звука на расстоянии.
Выявить причину происхождения низких и высоких звуков.
Выявить причину разного восприятия звуков человеком и животными.
Март
«Волшебные превращения»
«Как не обжечься»
«Далеко - близко»
«Куда тянутся корни»
Выявить изменение агрегатных состояний вещества под воздействием температуры.
Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по - разному.
Познакомить детей с тем, как удалённость от солнца влияет на температуру воздуха.
Установить связь видоизменения частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
Апрель
«Передача солнечного зайчика»
«Разноцветные огоньки»
«Могут ли жить растения без корней?»
«Необычные корни»
Понять, как можно многократно отразить свет в изображении предмета, т. е. увидеть его там где его не должно быть видно.
Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.
Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды.
Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.