Фания Дресвянкина
Программа краткосрочной образовательной практики для родителей детей раннего возраста «Зайчик на пальчик»
▼ Скачать + Заказать документы
«Превращение цветного лоскутка
(Зайчик-на-пальчик)»
Срок реализации программы 1 встреча.
Пояснительная записка:
История простой куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, - оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи. Кукла-оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они "выступали" во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества, и эту роль играли куклы - на Руси куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года.
Публикация «Программа краткосрочной образовательной практики для родителей детей раннего возраста „Зайчик на пальчик“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Кукла Зайчик на пальчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Основная идея программы: вызвать интерес и творческий подход родителей при организации игр с детьми дома.
Цель программы:
обучение родителей изготовлению кукол из цветных лоскутков для игр с детьми
Достижению цели соответствуют задачи:
1. Формировать представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.
2. Прививать интерес к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;
3. Вызвать интерес у родителей к созданию куклы своими руками
4. Познакомить с последовательностью изготовления игрушки по традиционной технологии
5. Совместно придумать как можно поиграть с куклой.
Срок реализации программы: 1 час
Количество участников: 10 человек.
Форма проведения: мастер-класс
Задачи
1. Формировать представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.
2. Прививать интерес к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;
3. Вызвать интерес у родителей к созданию куклы своими руками
4. Познакомить с последовательностью изготовления игрушки по традиционной технологии
5. Совместно придумать как можно поиграть с куклой.
Материально-техническое обеспечение:
• ткань прямоугольной формы 20 на 10 см. разного цвета
• Нитки
• схема изготовления игрушки
Мастер-класс "Превращение цветных лоскутков. Зайчик-на пальчик"
Дорогие родители! Давайте вместе сделаем необычную игрушку! Она станет надежным другом малыша, поможет ему в развитии, отвлечет от капризов, с ней ребенку будет не страшно засыпать в темной комнате. Тряпичная кукла – отличный помощник в воспитании детей!
Зайчик на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то. Ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет.
Делается эта кукла из прямоугольного кусочка ткани размером с ладонь. Ещё приготовьте нитку длиной 40-50 см. А удобнее мотать нить прямо с катушки или с клубка, а потом отрывать. Сколько уйдет, столько уйдет, и обрывков не будет.
Рис. 1-2. Ткань складываем вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь (рис. 2). Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи уши. Их уже можно расправить.
Рис. 3-5. Теперь делаем голову-мордочку. Чуть ниже ушек ткань собираем в пучок и снова перевязываем оставшимся концом нити, закрепляем нить петлёй. Голова Зайчика готова. Внутрь мордочки можно положить немного ветоши, ваты или обрезки ниток, чтобы мордочка была кругленькой.
Рис. 6-8. Подвернув края, оставшийся свободным край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута (рис. 6-7). И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади (рис. 8). Это будут руки. Теперь оставшимся концом нити привязываем руки к туловищу, накладывая нить крест-накрест. Последней петлёй закрепляем нитку на поясе зайчика (рис. 9). Оставшийся конец нити можно либо откусить, либо спрятать внутри ткани.
Сейчас Зайчика нужно расправить, поладить и познакомиться с новым другом!
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка - прыг - и убежал"
(поиграть с зайчиком)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ЗАЙЧИКАМИ.
Предлагаю Вам несколько пальчиковых игр c использованием сделанной Вами игрушкой, в которые вы можете поиграть с детьми. Надеюсь, они будут интересны и полезны детям. Пальчиковые игры способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников.
А веселые зайчики на каждом пальчике превратят упражнения в настоящий маленький театр. Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После этого наденьте на пальчики ребенка разноцветных зайчиков, скажите ему:
- Теперь каждый твой пальчик – это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка, этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка.»
Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение (прочитайте стишок, сопровождая движениями). После этого снова покажите, прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогите ему – читайте стихи и своей рукой загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до тех пор, пока малышу весело. Упражнения лучше выполнять в приведенной ниже последовательности, поскольку они расположены по увеличению степени сложности.
«Просыпались зайки».
Утром на лужайке просыпались зайки.
Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.
- Здравствуй, солнце красное!
Поднимается большой палец.
- Здравствуй, небо ясное!
Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.
- Здравствуй, ёлка!
Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.
- Здравствуй, пень!
Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.
-Здравствуй,здравствуй, новый день!
Поднимается мизинец.
Все зайчики проснулись.
«Мы морковку посадили».
Мы морковку посадили,
Лето все за ней следили.
Зайчик, зайчик, в этот год.
Не ходи к нам в огород!
Нечего проказить, В огород к нам лазить
Играют двое (мама/папа + малыш). Родитель - огородник, ребенок – зайчик (на пальчик ребенок одевает зайку, можно 2-3 игрушки). Огородник протягивает руку ладонью вверх, приговаривая четверостишие. Игрок-зайчик одним пальчиком быстро касается середины ладони огородника, а тот старается поймать зайчика, сжимая руку в кулак.! Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком. Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами.
«Прыг-скок»!
На одну руку надеваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально, с как можно более широко растопыренными пальцами. Один палец с зайчиком (в примере – указательный) вытягивается, остальные сжаты в кулак. Палец приставляется к ладони ребром либо со стороны мизинца, либо со стороны большого пальца. Зайчик прыгает через пальцы, приземляясь между ними, пока не перепрыгивает через последний и не падает вниз, приговаривая на каждое движение: "Прыг! Скок! Прыг! Скок! Ой!" Потом прыгает следующий пальчик.