Путилина Наталья
Программа коррекции поведенческих отклонений у детей дошкольного возраста «Я — в мире. Мир — во мне»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Многие дети в ходе нормального развития проходят через непослушание, тревожность, агрессивное поведение или гиперактивность. Эти проблемы связаны с определенными закономерностями развития, препятствиями, с которыми сталкиваются большинство детей в ходе развития. Когда дети сталкиваются с препятствиями, они реагируют эмоциональными вспышками, непослушанием.
К 2-3 годам дети начинают борьбу за независимость и автономию. Если родители не готовы предоставить ребенку необходимую самостоятельность, он за нее борется (Я - сам). По ходу взросления и развития речи непослушание приобретает более сложные формы от простого физического сопротивления к сложным переговорам, направленным на то, чтобы отсрочить или избежать послушания. Причины и объяснения, которые используют дети, чтобы оправдать непослушание, часто копируют то, что они слышали от взрослых – «я не могу», «я занят», «у меня нет времени, я потом сделаю».
Публикация «Программа коррекции поведенческих отклонений у детей дошкольного возраста „Я — в мире, Мир — во мне“» размещена в разделах
В 4-5 лет дети учатся и совершенствуют навыки игры со сверстниками, при этом возникают проблемы с агрессией. Нормальная агрессия снижается, когда ребенок учится договариваться, делиться и регулировать свои эмоции. В среднем дошкольники повинуются 50-75% требований родителей. У некоторых родителей есть идея о том, что большинство детских проблем связано с возрастом и пройдут сами собой по ходу развития, но не всё так просто.
Важной на сегодняшний день является и проблема детской тревожности, страхов. Такие дети отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность может присутствовать у детей, либо постоянно, либо появляется в определенных ситуациях. Постоянная тревожность является настоящей проблемой т. к. возникает очень часто без видимой на то причины. Исследования показывают, что при неправильном поведении родителей серьезные проблемы остаются, создавая для ребенка риск трудностей с адаптацией в начальной школе.
Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет решать проблему психопрофилактики психологического состояния в работе с детьми и их родителями. В данной программе ведущим является метод игровой терапии, как наиболее эффективный метод коррекции нарушения поведения у детей. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как Л. С. Выготский, В. И. Гарбузов, Ю. Ф. Гребченко, А. И. Захаров, Д. Б. Эльконин, В. В. Лебединский, А. С. Спиваковская, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Именно поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные
варианты игротерапии — метода коррекции, в основе которого лежит игра. При выборе направленности воздействия игротерапии психолог-практик, как правило, отдает предпочтение симптоматическому виду коррекции, «мишенью» воздействия которой является некоторый симптом. Чтобы получить результат работа должна вестись совместно с родителями, поэтому программа составлена с учётом работы параллельно в двух подгруппах: 1 - дети (6-7 лет); 2 - родители участников группы.
Цель коррекционной программы:
оптимизация детско-родительских отношений, коррекция связанных с детско-родительскими отношениями поведенческих проявлений ребенка, снижение поведенческих отклонений дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи:
Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности; способствовать развитию умений решать проблемные ситуации; создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции; нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
Формировать навыки общения, контроля своего поведения; содействовать развитию творческих задатков; повышать самооценку и уверенность в себе; дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой. Разыгрывать пугающие ситуации.
Создать ситуацию успешности, компетентности; дать выход активности и агрессии ребенка; успокоить родителей; помочь родителям понять проблемы ребёнка; дать возможность родителям увидеть себя со стороны и глазами ребёнка в конфликтных ситуациях; развитие адекватных форм взаимоотношений с детьми (поощрение, наказание, домашние обязанности); поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.
Основные требования в процессе работы:
Непринужденные дружеские отношения с ребенком; принятие ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуждения и поощрения ребенка); нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс; взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью; в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации; игра не комментируется взрослым; направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и взрослым персонажей. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач:
Первый блок (2 занятия) включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации. Участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры,
предметные и подвижные игры).
Второй блок (8-10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей и взрослых. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка. Используются игровые (с принятием ролей, правил и т. д., а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельности — в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций — в родительских подгруппах).
Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей.
Контрольный этап. Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям. Для детской подгруппы занятия проводятся два раз в неделю. Продолжительность - 30 минут. Оптимальное количество детей в группе 6 человек.
План игровой терапии.
I БЛОК.
1. Музыканты.
Задачи: Раскрепощение участников.
Объединение их в группу.
1. Игра «Паутина» (Знакомство с участниками с помощью куклы драматизации)
2. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение участников).
3. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.
4. Игра в оркестр.
5. Танцы с куклами, хоровод.
6. Ритуал прощания.
2. Транспорт.
Задачи: Раскрепощение участников.
Объединение их в группу.
1. Игра «Имя и Движение»
2. Предметная игра с автомобилями.
3. Беседа о любимых машинах.
4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по желанию детей — одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т. п.
5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепощение)
6. Подвижная игра «Паровозик» (объединение).
7. Ритуал прощания.
3. Золотая рыбка.
Задачи: Раскрепощение участников.
Объединение их в группу.
1. Введение в игру. Кукла называет тему занятия, вспоминает «Сказку о рыбаке и рыбке».
2. Игра «Кто позвал?»
3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная старуха» (мимика, пантомимика).
4. Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный старик», «Удивленный старик», «Испуганный старик» (мимика, пантомимика).
5. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрослый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика).
6. Подвижная игра «Поймай рыбку».
7. Подвижная игра «Золотая рыбка»
8. Ритуал прощания.
4. Воробьиная семья.
Задачи: Развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации).
Актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская ласка.
Актуализация эмоций.
1. Игра «Солнечный зайчик».
2. Игра «Летает - не летает» (объединение участников,
3. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Задиристый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).
4. Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый воробей»
5. Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустная воробьиха», «Ласковая воробьиха»
6. Театрализованная игра-сказка «Воробьиная семья».
Психолог рассказывает сказку. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).
7. Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).
8. Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление).
9. Ритуал прощания.
5. Три поросёнка.
Задачи: Коррекция страхов (метод беседы, арттерапия.)
Развитие творчества.
1. Кукла называет тему занятия, вспоминает сказку «Три поросенка» (введение в игру).
2. «Займи свой домик».
3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Веселый поросенок».
4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк» (мимика, пантомимика)
5. Театрализованная игра «Три поросенка» Психолог рассказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли героев сказки.
6. Беседа «Кто кого или чего боится?»
7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисования дается задание — наказать свой страх.
8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.
9. Ритуал прощания.
II БЛОК.
6. Пчёлка.
Задачи: Разрядка агрессивных импульсов.
Коррекция страха темноты.
Релаксация.
1. Введение в игру.
2. Игра «Съедобное - несъедобное».
3. Этюд «Веселая пчелка».
4. Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины песни».
5. Подвижная игра «Пчелкины шалости».
6. Театрализованная игра «Пчелка в темноте» (снятие страха темноты, страха замкнутого пространства).
7. Игра «Летает — не летает».
8. Этюд на расслабление «Пчёлка спит».
9. Ритуал прощания.
7. Кошки.
Задачи: Разрядка агрессивных импульсов.
Коррекция страха темноты.
Релаксация.
1. Введение в игру.
2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
3. Этюды: «Удивление», «Страх».
4. «Злые - добрые кошки».
5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь».
После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.
6. Подвижная игра «Смелые мышки».
7. Придумывание историй про шаловливых котят.
8. Ритуал прощания.
8. Смешные клоуны.
Задачи: Коррекция страхов.
Разрядка вербальной агрессии.
Релаксация.
1. Введение в игру «Солнечный зайчик».
2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание смешных небылиц.
3. Инсценировка «Общей веселой истории».
4. Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.
5. Игра «Веселые клоуны»
6. Игра «Клоуны ругаются»
7. Подвижная игра «Паровозик с клоунами».
8. Этюд на расслабление «Отдых в лесу»
9. Ритуал прощания.
9. Капризная лошадка.
Задачи: Разрядка агрессивных импульсов.
Актуализация упрямства.
Коррекция упрямства.
1. Кукла называет тему занятия.
2. Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка».
3. Этюд «Упрямая лошадка».
4. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка».
5. Беседа «Когда я был упрямым».
6. Игра «Упрямый, капризный ребенок».
7. Рисование пальцами на тему «Наши капризки- упрямки».
8. Игра «Упрямая подушка».
9. Ритуал прощания.
10. Жадные медвежата.
Задачи: Актуализация жадности.
Коррекция жадности.
Релаксация.
1. Кукла называет тему занятия.
2. Этюд «Жадный».
3. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка».
4. Беседа о жадности.
5. Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».
6. Соревновательная игра «Апельсин».
7. Релаксационный комплекс «Подснежник».
8.. Ритуал прощания.
11. Мир наоборот.
Задачи: Объединение взрослых и детей в совместных играх.
Раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов).
1. Кукла называет тему занятия
2. Игра «Запрещённое движение».
3. Театрализованная игра «Мир наоборот».
4. Подвижная игра «Жужа».
5. Игра «Иголочка и ниточка» (ведущие — дети).
6. Игра «Да» и «Нет» не говори».
7. Соревновательная игра «Волшебные картинки». 8. Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды».
8. Ритуал прощания.
12. Цветик-семицветик.
Задачи: Формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых — с детьми.
Актуализация потребностей в совместных детско- родительских играх.
Развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.
1. Кукла называет тему занятия.
2. Игра «Летает - не летает» (объединение).
3. Игра «Колечко» (объединение, развитие воли).
4. Соревновательная игра «Найди свой цветок» (развитие зрительного внимания, памяти).
5. Развлекательная игра «Найди своего ребенка».
6. Детско-родительская игра «Цветик-семицветик» (развитие сотрудничества, взаимной эмпатии).
7. Танцы с детьми.
8. Кукла награждает детей и взрослых памятными медалями.
9. Ритуал прощания.
Для родительской подгруппы занятия проводятся два раз в неделю. Продолжительность 30-40 минут. 11 и 12 занятия проводятся совместно с детьми.
1. Знакомство.
Задачи: Знакомство;
Объединение участников в группу;
Актуализация проблем детско-родительских отношений.
1. Приветствие.
2. Знакомство, выбор имени.
3. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Кто я?» (10 сущ., 10 прилаг., «Я как родитель», «Портрет моего ребенка».
4. Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участников).
5. Ритуал прощания.
Домашнее задание: ведение дневника (фиксировать эмоциональные реакции на поведение ребенка, эмоциональное ощущение семьи, настроение.)
2. Проблемы ребёнка.
Задачи: Развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребенком.
Актуализация проблем детско-родительских отношений.
Объединение участников в группу, развитие способностей децентрации.
1. Приветствие.
2. Беседа о записях в дневнике эмоций.
3. Мини-сочинения (тесты) на темы: «Каким бы я хотел быть», «Каким видят моего ребенка другие», «Каким я хочу видеть своего ребенка». Рассказы о проблемах ребенка.
4. «Угадай, что я придумал?» (объединение участников, развитие способностей к децентрации)
5. Ритуал прощания.
Домашнее задание: Принести рисунки детей.
3. Конфликты.
Задачи: Раскрепощение, объединение участников в группу.
Актуализация негативного опыта общения с детьми.
Формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.
1. Приветствие.
2. Игра «Скажи другому комплимент» (раскрепощение, объединение, создание хорошего настроения).
3. Выставка детских рисунков, беседа о том как выполнялось домашнее задание.
4. Беседа о конфликтах с детьми.
5. Игра «Как поступят родители?» (проигрывание возможных вариантов негативного решения конфликтной ситуации).
6. Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением.
7. Ритуал прощания.
4. Грустный–радостный день.
Задачи: Раскрепощение, объединение участников в группу.
Актуализация негативного позитивного опыта общения с ребенком.
Развитие саморефлексии.
1. Приветствие.
2. Игра «Продолжение фразы» (объединение).
3. Игра «Одна минута на разговор» (вербальная активность,
раскрепощение).
4. Этюд-беседа «Самый грустный день с моим ребенком».
5. Этюд-беседа «Самый веселый день с моим ребенком».
6. Игровые тесты на умение общаться.
7. Ритуал прощания.
5. Настроение.
Задачи: Объединение участников в группу.
Развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов).
1. Приветствие.
2. Игра «Продолжение фразы» (объединение).
3. Беседа о настроении детей.
4. Практическое групповое упражнение: каждый рисует настроение (брови, нос, рот, овал) и передает другому для отгадывания.
5. Изображение настроения мимикой (используются рисунки).
6. Релаксационные упражнения.
7. Ритуал прощания. Домашнее задание: дома 1 час в день разговаривать с детьми при помощи мимики и жестов (развитие мимики и пантомимики, развитие взаимопонимания).
6. Образ матери и отца.
Задачи: Объединение, раскрепощение участников группы.
Переформирование родительских стереотипов.
Развитие адекватного восприятия родительской роли.
Ознакомление с детскими играми.
1. Приветствие.
2 .Игра «Продолжи фигуру» (объединение, раскрепощение, взаимопонимание).
3. Этюд-беседа «Идеальные мать и отец».
4. Этюд-беседа «Плохие мать и отец».
5. Разговор о себе как о матери, об отце (принятие себя, развитие рефлексии родительской роли).
6. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими восприятие, моторику руки у ребенка».
7. Ритуал прощания.
7. Семейный досуг.
Задачи: Развитие взаимопонимания, используя невербальные средства общения (мимику, жесты).
Формирование позитивных образов общения в семье.
Ознакомление с детскими играми
1. Приветствие.
2. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (мимика, пантомимика, взаимопонимание).
3. Беседа на тему «Досуг в семье и в гостях».
4. Ролевое исполнение ярких образов.
5. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, способствующими эмоциональному сближению».
6. Ритуал прощания.
8. Наказания и поощрения.
Задачи: Развитие невербальных средств общения;
Развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей.
Развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания.
Ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.
1. Приветствие.
2. Этюды: «Дерево», «Белье на веревке», «Памятник», «Резиновый мяч», «Резиновая игрушка», «Бросание мяча», «Бросание снега», «Бросание печеной картошки» (пантомимика).
3. Дискуссия на тему «Наказания и поощрения ребенка».
4. Игра «Суд» (упражнение для группового тренинга).
5. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими речь и мышление ребенка».
6. Ритуал прощания.
9 Домашние обязанности.
Задачи: Развитие саморефлексии.
Развитие адекватного восприятия домашних обязанностей.
Развитие умений распределять домашние обязанности между всеми членами семьи.
Ознакомление с играми, развитие интереса к совместными играми с детьми.
1. Приветствие.
2. Игровые тесты на определение черт характера.
3. Дискуссия на тему «Домашние обязанности».
Проигрывание негативных и позитивных образов.
4. Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими внимание и память детей».
5. Ритуал прощания.
Домашнее задание: Мини-сочинения (см. план 1 и 2 занятий).
10. Родные трудности.
Задачи: Развитие взаимопонимания.
Развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации в семье.
Развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.
1. Приветствие.
2. Игра «Чувство другого» (взаимопонимание).
3. Дискуссия на тему «Как я отношусь к трудностям другого члена семьи (жены, мужа, детей)».
4. Игра «Почетный гость» (упражнение для тренинга общения).
5. Лекторий. Тема «Домашний театр, его ценность для позитивного внутрисемейного общения».
6. Ритуал прощания.
Диагностические методики:
опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; «Страхи в домиках» модификация Панфиловой М. А. ; «Рисунок семьи»; социометрическая проба «День рождения». Тест «Лесенка».
Материально-техническое обеспечение программы:
для занятий необходимо просторное и светлое помещение, столы, стулья, ковёр для упражнений на полу, клубок ниток, мяч, листы бумаги и ватмана, цветные карандаши и фломастеры, гуашь, зубная паста, кисточки, музыкаль-ные инструменты (металлофон, гармошка, бубен, рассказ Н. Носова «Живая шляпа», подушка с тёмной наволочкой, ноутбук (релаксационные мелодии)
Список используемой литературы:
1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2004.-48 с.
2. С. В. Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учеб. -методич. пособие. СПб. : Речь, 2007.
3. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб. : Изд-во «Речь», 2007.
4. Павлова Н. А., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М. : Генезис, 2009.
5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.» Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. –М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.–160 с. (В помощь психологу)
6. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» ч. 4 – М. : Генезис 1999.