Светлана Бурмистрова
Программа клуба «Родничок». Для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Программа клуба «Родничок».
Для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно, расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев.
Публикация «Программа клуба „Родничок“, Для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Чувство Родины… родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птиц: все это Родина. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…
Знакомя детей с родной страной, расширяется их представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гербу Российской Федерации. Знакомя детей со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, формируются представления о том, что Россия – многонациональная. У детей формируются основы гражданских патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной практичности к жизни Родины.
В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаются детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Ребенок подводится к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. И наша задача с самых ранних лет заложить в детях не только интереса к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.
В непосредственно - образовательной деятельности, экскурсиях, беседа с детьми в доступной форме даются краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводим к пониманию, что наш город Сердобск - частица Родины. Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книг, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети - будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Формирование этих качеств без использования наглядного материала не возможна. Для этого в нашем детском саду накоплен богатый материал об истории Сердобского края. В каждой группе оформлены уголки народно- прикладного искусства, «патриотические» уголки, изделия мастеров- сердобчан, народные костюмы и т д.
Главными принципами этой программы является:
- систематичность
- комплексность
- постепенность
- дифференцированный подход
- психологических и индивидуальных особенностей детей.
К участию в работе клуба привлекаются родители, старшие дошкольники, воспитатели, музыкальный руководитель.
Заседания клуба проходят два раза в месяц, во второй половине дня. Длительность заседания 25- 30 минут. Участники клуба – дети старшего возраста, их родители, педагоги.
Программа адресована педагогам, психологам, работающим с детьми старшего возраста.
Цель:
Воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Привитие чувства любви к своему краю, своей малой Родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о Сердобске, как о родном городе.
Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.
Девиз клуба:
«Живи и расцветай,
Мой Сердобский край».
Гимн клуба:
1. Тебе, Сердобск, поем мы песню.
Мы прославляем край родной.
Озера, реки и долины,
Сравниться могут лишь с весной!
2. Тебе- любовь моя большая,
Тебе, и светлые мечты.
И нам от края и до края,
Всех городов милее ты!
Принципы и подходы к реализации программы клуба «Родничок»
1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность информации.
2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.
3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
4. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
5. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности детей при включении их в различные виды деятельности.
6. Принцип наглядности - соответствует основным формам мышления дошкольников: наглядно-действенному, наглядно-образному. Реальные предметы и наглядные образы способствуют мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
Формы работы
:
• Интерактивные занятия.
По форме представляют «игры-путешествия» или «игры-открытия».
• Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
• Познавательные беседы- развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей формируется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.
• Предпраздничные посиделки: основная цель – подготовка к празднику.
• Посиделки состоят из трех частей: познавательный рассказ взрослого, практическая деятельность детей и взрослых, творческие игровые, музыкально-литературные занятия.
• Оформление в детском саду выставок и мини-музея. Выставки могут быть тематическими или сезонными. Содержанием выставок являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самого ребенка: вышивка, кружева, коврики, полотенца, произведения живописи местных художников, творческие работы детей.
• Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
• Праздники – день, который наполнен радостью, весельем.
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, разучивание народных игр, в том числе хороводов.
Анкета для родителей:
1. Что для вас значит нравственно-патриотическое воспитание ребенка?
2. Находите ли вы время показать ребенку достопримечательности города?
3. Какие памятные места города вы уже посетили?
4. Знакомите ли вы детей с устным народным творчеством?
5. Какие произведения народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, частушки, игры), знает ваш ребенок?
6. Как вы воспитываете в ребенке бережное отношение к природе?
7. Как часто вы бываете с детьми на природе (прогулки в лес, отдых вблизи водоемов, зимой на лыжах и др. ?
8. Знает ли ваш ребенок символику государства (герб, флаг, гимн?
9. Какие города России знает ваш ребенок? Какие города вы посещали?
10. Рассказываете ли вы вашим детям о людях, прославивших нашу Родину: о художниках, композиторах, спортсменах, космонавтах, героях ВОВ?
11. Считаете ли вы актуальной проблему нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте? Почему?
Литература:
«Как научить любить Родину?», пособие. Составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. М., АРКТИ, 2003.
«Дошкольнику об истории и культуре России», пособие. Составитель: Данилина Г. И. М., АРКТИ, 2004.
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», пособие. Под ред. Остапца А. А., Абросимовой Г. Н., Трубачевой М. Е. М., АРКТИ, 2003.
«Моя страна», практическое пособие. Составители: Натарова В. И., Борискин Н. В., Колесова Н. В. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.
«Что может герб нам рассказать» (нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). Составитель: Логинова Л. В. М., 2006.
«Герб и флаг России», методические рекомендации Ривина Е. К. М., АРКТИ, 2003.