Евдокия Васильевна Кузнецова
«Решение коррекционно-развивающих задач во время нахождения ребенка дома»
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного возраста дети осваивают образовательную программу дошкольного образования, но есть дети, которые не могут в силу различных причин ее освоить в общем объеме, в общие сроки, в общем потоке. Одними из таких детей являются дети с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается недостаточная сформированность всех психических процессов, особенно восприятия (его активность снижена, внимания (крайне низкий уровень развития внимания, его неустойчивость, мышления (недоразвитие наглядно-образного мышления и, как следствие, несформированность логического мышления, памяти (ее объем и произвольность снижены).
Публикация «„Решение коррекционно-развивающих задач во время нахождения ребенка дома“» размещена в разделах
У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается системное недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематические нарушения, лексико-грамматические, ограниченный объем словаря, примитивная синтаксическая структура предложений.
И здесь, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы понимания, продуцирования речи и, зачастую, речевой аппарат.
Поэтому в дошкольном учреждении с ними реализуется адаптированная образовательная программа, коррекционно - развивающие задачи которой можно решать эффективно только во взаимодействии с родителями (законными представителями).
Чем полезным можно занять ребенка дома?
Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память.
На прогулке можно поиграть с ребенком в игру «Летает - не летает». Взрослый называет предметы или объекты, которые могут летать. Услышав название такого объекта, ребенок машет руками (хлопает, подпрыгивает). Можно предложить примерно такой набор слов: ворона, ворота, дверь, самолет и т. п.
Также с детьми можно провести на прогулке такое упражнение, как: взрослый просит ребенка посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, высокое, кирпичное и т. д.).
Во время подготовки к приему пищи чаще привлекайте ребенка к сервировке стола : предложите посчитать, сколько человек будут кушать, что будут есть, какие столовые приборы необходимо подать к столу? Когда с этим заданием ребенок уже хорошо справляется, можно усложнить: незаметно взять и спрятать какой - нибудь прибор, и попросить малыша определить, чего не хватает.
Следующая коррекционно - развивающая задача, которую можно решать дома, совершенствование словесно - логического мышления. Словесно - логическое мышление непосредственно связано с речью, т. к. характеризуется использованием суждений и умозаключений. По мере взросления ребенка взрослые должны помогать ему осмыслять события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь. Например:
- Почему зимой люди одеваются тепло?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Если ребенок не знает ответ, не следует объяснять ему сразу. Сначала задайте наводящий вопрос, дайте толчок мысли. Если и после этого правильного ответа нет, тогда объясните сами.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различия в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются птицы и самолет?
- Что общего у шара и яблока? И т. д.
Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса ребенка. Важно учитывать, что у детей с ЗПР снижен познавательный интерес, поэтому простое называние предметов или их признаков может оказаться напрасным трудом. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого, задавая вопросы типа : «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит?», «Кто больше заметит частей?». Например: в ванной комнате можно поговорить с ребенком, какое мыло (цвет, форма, запах и т. д., что с ним можно делать, что им можно мыть?
Во время совместного труда взрослого с ребенком по уходу за комнатными растениями имеются широкие возможности для объяснения (показывания) предметов, действий, качеств. Сначала взрослый говорит: «Это фикус. У него большие толстые листья. Я протираю лист мокрой тряпочкой (дать ребенку потрогать тряпочку)». Затем предлагает ребенку взять тряпочку и протереть один лист, затем другой и т. д. В это время нужно обязательно разговаривать с ребенком : Что это? Как называется цветок? Обязательно похвалить малыша: «Ты хорошо протер, молодец». Через несколько дней попросить ребенка сделать это самостоятельно: «Протри листья у фикуса. Чем ты будешь протирать? Как сделать тряпочку мокрой?».
Мы уже отмечали, что у детей с ЗПР отмечаются системные нарушения речи. Необходимо следить за речью ребенка, но исправления делать доброжелательно, корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности ребенка, вызвать замкнутость. На ошибки в речи можно реагировать так:
- Ты же можешь правильно сказать, ну-ка, попробуй!
- Мне не совсем понятно, что ты сказал. Подумай и скажи правильно.
Ошибки в произношении исправляются по ходу беседы, примерно так
«Повтори за мной и выдели голосом этот звук (если у ребенка этот звук поставлен).
Все родители знают, с какой удивительной охотой дети начинают лечить «заболевшего» близкого в своей «больнице». Включаясь в игру, нужно максимально повышать умственную и речевую активность. Например, задать вопросы типа :
- Доктор, почему вы бинтуете мне руку?
- Доктор, для чего вы мне мажете ногу?
- Доктор, что вы мне посоветуете делать дома?
Они заставляют ребенка думать, прежде чем ответить.
Ребенку с задержкой психического развития нужна длительная квалифицированная помощь. Родителям (законным представителям) не стоит огорчаться, если результаты этой помощи сразу почти не заметны. Они обязательно появятся, если родители (законные представители) работают в тесном контакте со специалистами. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.