Елизавета Сердитых
Программа индивидуального педагогического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Развитие ценностного отношения к природному миру Кубани через поисково-экспериментальную деятельность.
Актуализация
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы и бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Темочки:
Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, желание открыть для себя этот загадочный мир.
Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у неё пониманию свойственных ею явлений и законов, созвучий и ритмов, и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становиться в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень
Образование сегодня должно, заботится о создании и сохранении пространства детства, как экологически здорового пространства, где взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому больше внимания должно уделяться наблюдениям и экспериментам с объектами живой и неживой природы.
Отличительная особенность данной программы заключается в отражении регионального аспекта природы и культуры Краснодарского края, на основе ценностного подхода к пониманию природы, человека. Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие самоценности природы, человека, культуры через интеграцию видов детской деятельности, средств познания, дающих возможность ребёнку раскрыть «тайны» природы и самостоятельно, творчески демонстрировать своё отношение к ней. Ещё отличительной особенностью данной программы является наличие в ней проекта «Экологическая тропа». Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
«Люди, научившиеся наблюдением и опытом,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном, и
нравственном уровне, в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл».
К. Е. Тимирязев
Дети очень любят экспериментировать, и это соответствует их возрастным особенностям. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.
В период дошкольного детства закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, и поэтому работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективой.
Общение детей с природой, знакомство с природными явлениями, с многообразием растительного и животного мира Кубани – серьёзная база для развития познавательных возможностей детей в области экологии и воспитания гуманного отношения к природе.
Цель:
• Обогащать и систематизировать экологические знания у детей старшего возраста на объектах ближайшего природного окружения.
Задачи:
• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и климатических особенностях Кубани.
• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
• Развивать интерес к миру природы, желание познавать его путём поисково-экспериментальной деятельности.
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, путём систематического, целенаправленного отношения с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Участники программы : дети подготовительной группы.
Сроки работы: с сентября 2012г. по май 2013уч. года
Учебно-тематический план
№ Интеграция,
технологии, вид деятельности Тема, материал Задачи: Итог
1. ОО «Познание»
ОО «Коммуникация» -
коммуникативное общение, НОД «Экологическая тропа»
Материал: письма от сказочного героя *Учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре.
* Расширять и уточнять знания детей о приспособленности растений к неблагоприятным условиям внешней среды – осени: часто идут дожди, день становиться короче, листья желтеют и опадают.
*Формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому.
*Обогащать и активизировать словарь.
Конспект НОД
2. ОО «Познание», ОО «Художественная литература» -
коммуникативное общение - серия наблюдений за птицами, «Перелётные и зимующие птицы Кубани»
Материал: кормушка *Расширять представление о зимующих и перелё тных птицах: их повадки, пищевые пристрастия, образ жизни.
*Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, на основе закономерностей в природных явлениях (смена времён года).
*Развивать логическое мышление, умение наблюдать за живым объектом.
*Воспитывать бережное отношение к пернатым. альбом «Птицы»
3. ОО «Познание»
ОО
«Коммуникация»
- проблемная ситуация – технология имитационного моделирования. «Кто сажает лес?»
Материал: семена растений, карточки деревьев *Дать представление о приспособленности растений к распространению (колючки, липучки, яркие плоды, твердая скорлупа, форма в виде вертушки).
*Познакомить с понятием «этажи леса».
*Развивать умение устанавливать опытным путём способы распространения семян.
*Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Опыт «Как распростра -няются семена растений
4. ОО «Познание»
ОО «Коммуникация», ОО «Социализация» - ситуативная беседа – технология сотрудничества. «Какие растения растут в нашем лесу?» *Закрепить представление о растениях ближайшего окружения.
*Развивать умение узнавать и называть растение по плодам, форме листьев, стволу.
*Воспитывать желание знакомиться с информацией о растительном мире Кубани. Д/игра «Что, где растёт?»
5. ОО «Познание»
ОО «Художественное творчество» - серия наблюдений,– технология сотрудничества. «Какие насекомые живут на Кубани?» *Познакомить детей с представителями животного мира – насекомыми, живущими на Кубани.
*Показать, как насекомые приспособились защищаться от врагов.
*Развивать умение доказывать какую пользу и вред они приносят.
*Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке, отражая индивидуальные особенности насекомых. Выставка рисунков
6. ОО «Познание» «Лекарственные растения Кубани» *Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира Кубани, обобщать и систематизировать уже полученные знания о растениях.
*Дать понятие о «целебных» растениях и их характеристиках.
*закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
*Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, уточнить правила сбора и переработки.
*Воспитывать бережное отношение к растениям. Посадка растений в фитоуголке
7. ОО «Коммуникация», ОО «Познание» - беседа-размышление - технология коммуникативного общения «Как помочь сохранить природу родного края?» *Развивать умение рассуждать на тему охраны природы, приводить свои доводы и отстаивать свою точку зрения.
*Формировать чувство ответственности в отношении всего живого.
*Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Выдвижение гипотез
8. ОО «Художественное творчество»
ОО «Познание», ОО «Социализация» – технология сотрудничества «Мой край» *Закреплять умение рисовать сюжетный рисунок, передавая перспективу, соотношение предметов по величине.
*Закреплять умение рисовать природные объекты (растения и животных, используя различные техники (тычок, рисование концом кисти, различные виды штриховки) и материалы (акварель, гуашь, цветные карандаши, передавать форму и пропорции объектов.
*Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, любовь к природе родного края. Выставка работ совместного творчества родителей и детей
9. ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Социализация» -
коммуникативное общение «Знаешь ли ты край, в котором живёшь?» *Закрепить представления детей о растительном и животном мире Кубани.
*Развивать логическое мышление, умение отвечать на проблемные вопросы.
*Воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нём, беречь растительный и животный мир. Викторина
Я представляла свою программу на педагогическом форуме "Инновационная деятельность - условие развития системы образования",который проходил в нашем городе 15 марта. А также к форуму выпустила брошюру со своей программой и работой в муниципальной инновационной площадке.