Ирина Морозова
Программа индивидуального консультирования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа индивидуального консультирования
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Дорогобужский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»
Утверждено:
Решением методического совета
от «___» ___ 2014г.
Председатель ___ Н. В. Хотькина
«Веселютик»
(Коррекционно-развивающая групповая программа
для детей 3-5 лет)
Разработала:
И. В. Морозова – педагог-психолог
п. Верхнеднепровский
2014г
Пояснительная записка
Публикация «Программа индивидуального консультирования» размещена в разделах
Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной программе являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.
Цель программы : коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности.
Задачи:
1. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
2. Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
3. Содействовать формированию позитивного образа «Я».
4. Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
5. Учить ребенка выражать свою любовь к близким.
6. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
7. Развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
8. Способствовать снижению уровня мышечного и психоэмоционального напряжения.
Организация образовательного процесса
Программа имеет коррекционно-развивающее направление. Данная программа адресована детям в возрасте 3-5 лет.
Программа включает 6 блоков : 1 блок – «Чувства» (7 занятий); 2 блок – «Чувства нужно уметь распознавать» (6 занятий); 3 блок – «Полезные чувства: радость, любовь, забота» (2 занятия); 4 блок – «Вредное чувство – обида» (2 занятия); 5 блок – «Ссора. Какие чувства приводят к ссоре» (3 занятия); 6 блок – «Какие чувства живут в природе» (3 занятия).
Сроки реализации программы.
Программа подготовлена с учётом возрастных особенностей детей в возрасте 3 -5 лет. Программа обучения рассчитана на 24 занятия.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Оптимальное количество детей в группе – 8 - 10 человек.
Формы и методы организации
Формы занятий: групповые занятия.
Основные методы и приемы:
Ролевые методы;
Психогимнастические игры;
Коммуникативные игры;
Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
Игры, направленные на развитие воображения;
Эмоционально-символические методы;
Релаксационные методы.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:
• развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
• рассматривание рисунков и фотографий;
• чтение художественных произведений;
• рассказ психолога и рассказы детей;
• беседы;
• этюды;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• слушание музыки;
• рисование.
Технологии, реализуемые в программе
• Социально-педагогические/ социально-психологические технологии: технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные технологии с элементами сказкотерапии, проблемно-игровые технологии с элементами игротренинга и игротерапии, технологии игрового обучения, технологии коррекции поведения с элементами арттерапии.
• Здоровьесберегающие технологии: релаксация, психогимнастика, технология воздействия цветом.
Этапы реализации:
• - диагностический (первичная диагностика);
• - практический (проведение коррекционно-развивающей работы);
• - заключительный (подведение итогов реализации программы).
Диагностический инструментарий:
1. Наблюдение.
2. Методика «Лесенка» В. Г. Щур.
3. Тест «Рисунок человека».
4. Метод «Незаконченные предложения».
5. Урунтаева Г. А., АфонькинаЮ. А. «Понимание эмоциональных состояний».
6. Смирнова Е. О., Калягина Е. А. Методика «Картинки».
7. Метод проблемных ситуаций Смирнова, Холмогорова.
8. Методика «Рисунок семьи».
9. Тест Сказка Л. Дюсс.
10. Критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М.
11. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».
12. Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
13.«Кактус» М. А. Панфилова.
Структура занятий.
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Солнышко», «Здороваемся разными способами».
2. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).
3. Основное содержание занятий (совокупность психотехнических упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы).
- игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие,
- разыгрывание этюдов,
- свободное и тематическое рисование,
- игры с зеркалом,
- релаксационные упражнения,
4. Рефлексия занятия.
5. Ритуал прощания.
Показатели результативности:
1. Ребенок знает свои индивидуальные особенности (внешность, черты лица, пол) и свои отличия от других детей.
2. Ребенок осознает свои физические и эмоциональные ощущения.
3. Самооценка ребенка соответствует возрасту.
4. Позитивная динамика эмоционального состояния и поведения ребенка наличие позитивной динамики в умениях ребенка узнавать, называть основные эмоциональные состояния.
5. Наличие позитивной динамики в умениях ребенка графически изображать основные эмоциональные состояния.
6. Умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений.
7. Позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния ребенка.
8. Адаптированность ребенка в группе, наличие у него в группе взаимных симпатий с детьми, способность ребенка взаимодействовать с разными детьми в группе.
9. Рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления ими позитивных чувств.
10. Ребенок может оказывать помощь другому ребенку в игре и совместной деятельности, делиться с другими детьми игрушками.
11. Ребенок умеет оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих, умеет остановить другого ребенка, если он делает что-то плохое.
12. Дети могут уступать друг другу в конфликтных ситуациях.
13. Позитивная динамика в овладении ребенком приемами саморегуляции своего поведения на основе самоконтроля и самоанализа при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
14. Позитивная динамика в повышении мотивации ребенка к изменению поведения.
15. Снижение негативных эмоциональных реакций – тревоги, обиды, агрессивности и деструктивных проявлений ребенка в контактах.
16. Рост интереса к другим детям, желания общаться, взаимодействовать.
17. Рост коммуникативной успешности детей, совершенствование конкретных навыков общения.
18. Ребенок умеет договариваться.
19. Ребенок умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения.
Тематический план занятий
№ п/п Тема занятия Продолжительность занятия
Блок №1 Чувства
1. Занятие №1. Знакомство «Ласковое имя»
Упражнение «Знакомство»
Упражнение «Если он медведь, назови его ласково»
Упражнение «Я - мама зайчиха»
Упражнение «Зайчики на зарядке»
Упражнение «Скучно, скучно так сидеть»
Релаксация «Тихий час для мышат» 20 минут
2. Занятие №2. Веселые – грустные
Упражнение «Здравствуй, я котик»
Упражнение-разминка «Поварята»
Упражнение «Раз, два, три, зайцы - замри»
Упражнение «У птички болит крылышко - пожалей птичку»
Упражнение «Гнездышко»
Игра «Будь внимателен»
Релаксация «Тихий час для мышат» 20 минут
3. Занятие №3. Веселые – грустные
Упражнение «Здравствуй, я лисичка»
Упражнение-разминка «Передай мячик»
Упражнение «Лисичка веселая - грустная»
Упражнение «Лисичка грустная, потому что она упала».
Упражнение «Кто как веселится»
Игра «Лисонька, ты где?»
Релаксация «Тихий час для мышат» 20 минут
4. Занятие №4. Веселые – грустные
Упражнение «Здравствуй, я зайчик»
Упражнение «Зайчик веселый - грустный»
Упражнение-разминка «Передай мячик»
Упражнение «Зайчик позвонил по телефону»
Упражнение «Зайчик отправился в лес»
Упражнение «Художники-натуралисты», рисунок «Следы невиданных зверей»
Релаксация «Тихий час для мышат» 20 минут
5. Занятие №5. Веселые – грустные
Упражнение «Солнышко»
Игра-разминка «Будь внимателен»
Упражнение «Петя грустный - веселый»
Упражнение «Петя в зоопарке»
Игра «Бумажная битва»
Терапевтическая сказка «Чудо-кактус», лепка из пластилина
Упражнение «Кулачки»
Релаксация с мячиками под спокойную музыку 20 минут
6. Занятие №6. Страшный – веселый
Упражнение «Солнышко»
Знакомство «Здравствуй, я пластилинчик»
Упражнение «Превратись в пластилинчик»
Упражнение «Страшный - веселый стульчик»
Упражнение «Упрямые барашки»
Сказка «Чего боялся зайчик?»
Игра «Ау»
Релаксация «Поза покоя»
Релаксация с мячиками под спокойную музыку 20 минут
7. Занятие №7. Радуется – боится
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Игра «Четыре стихии»
Упражнение «Хорошие ушки - красивые глазки»
Упражнение «Кто погладит козочку?»
Упражнение «Кто, когда радуется и боится»
Упражнение «Помяукай и похрюкай»
Релаксация «Звездное небо» 20 минут
Блок №2. Чувства нужно уметь распознавать
1. Занятие №8. Радость, страх, злость
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Упражнение «Как выглядят чувства»
Упражнение «Покажи чувства язычком»
Упражнение «Покажи чувства руками»
Упражнение «Листочек падает»
Упражнение «Волшебная вата»
Релаксация «Звездное небо» 20 минут
2. Занятие №9. Радость, страх, злость
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Упражнение «Как выглядят чувства»
Упражнение «Надуем шарик»
Упражнение «Кто в домике живет?»
Упражнение «Походи как.»
Упражнение «Разговор с руками»
Релаксация «Плавающая колонна» 20 минут
3. Занятие №10. Узнаю чувство по голосу
Упражнение «Солнышко»
Упражнение «Кто самый похожий?»
Игра «Кто лучше разбудит?»
Упражнение «Что чувствует кошечка?»
Упражнение «Что хочет сделать Колина мама?»
Игра «Тропинка»
Релаксация с мячиками под спокойную музыку 20 минут
4. Занятие №11. Узнаю чувство по лицу
Упражнение «Солнышко»
Упражнение-разминка «Передай мячик»
Упражнение «Кто пришел к нам в гости?»
Упражнение «Что подарили гости»
Игра «Бумажная битва»
Упражнение «Семья собачек»
Релаксация с мячиками под спокойную музыку 20 минут
5. Занятие №12. Узнаю чувство по походке
Упражнение «Солнышко»
Упражнение «Карандашик - кисточка»
Упражнение «Я иду на день рождения»
Упражнение «Вот так»
Сказка «Маленький жираф». Рисуем пятнышки
Релаксация «Плавающая колонна» 20 минут
6 Занятие №13 Путешествие в мир красок и фантазий
Упражнение «Приветствие»
Упражнение «Путешествие на полянку»
Упражнение «Собери цветочки»
Игра «Дождик»
Коллективное рисование «Цветной дождь»
Релаксация «Путешествие на облаке»
Упражнение «Солнышко»
Упражнение «Лучики» 20 минут
Блок №3. Полезные чувства: радость, любовь, забота
1. Занятие №14. Забота
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Упражнение «Иголка и нитка»
Упражнение «Превращения»
Упражнение «Скороболтушка»
Упражнение «Фотографии»
Упражнение-рисовалка «Котенок Пушок»
Упражнение «Игрушечный магазин»
Упражнение «Встану я утром»
Релаксация «Звездное небо» 20 минут
2. Занятие №15. Радость, любовь
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Упражнение «Пальцы-мышки»
Упражнение «Повторяй за мной»
Упражнение «Кто как радуется»
Игра «Кошки-мышки»
Упражнение-рисовалка «Послушный мышонок»
Упражнение «У кого больше любимок»
Релаксация «Тихий час для мышат» 20 минут
Блок №4. Вредное чувство - обида
1. Занятие №16. Кто как обижается
Упражнение «Солнышко»
Упражнение «Пальцы-зайцы»
Упражнение «Скороболтушка»
Упражнение «Зайчики на зарядке»
Упражнение-рисовалка «Самый быстрый»
Упражнение «Зайка обиделся»
Упражнение «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Упражнение «Кто медленнее»
Релаксация «Мы зайчишек позовем и немножко отдохнем» 20 минут
2. Занятие №17. Пожалей обиженного
Упражнение «Солнышко»
Упражнение «Отгадай загадку»
Упражнение «Пальцы - медведи»
Упражнение «Паровозик едет на полянку»
Упражнение «Хоровод»
Упражнение-гимнастика «Мишка и шарик»
Упражнение-рисовалка «Рисуем шарики для мишки»
Упражнение «Ласковые ручки»
Упражнение «В центр на самолете» 20 минут
Блок №5. Ссора. Какие чувства приводят к ссоре
1. Занятие №18. Поссорились – помирились
Упражнение «Здравствуй, я лисичка»
Упражнение «Добрые - злые»
Упражнение «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые»
Упражнение-гимнастика «Рыбки-шалунишки»
Упражнение «Звери поссорились»
Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Упражнение «Кто больше знает мирилок»
Упражнение – релаксация «Утро - вечер» 20 минут
2. Занятие №19. Разозлился – поссорился
Упражнение «Здравствуй, я котик»
Упражнение «Превратились»
Упражнение «Большие - маленькие»
Упражнение «Смелый - трусливый»
Упражнение «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»
Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Релаксация с мячиками 20 минут
3. Занятие№20. Помирились все
Упражнение «Здравствуй, я медвежонок»
Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Упражнение «Моем стекла»
Упражнение «Покажи голосом»
Упражнение «Ну-ка, игрушки, поменяйтесь местами»
Упражнение «Дай мне игрушку»
Упражнение «Самолет летит, самолет отдыхает»
Упражнение «Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу»
Упражнение «Танец мира»
Релаксация с мячиками 20 минут
Блок №6. Какие чувства живут в природе
1. Занятие №21. Природа умеет чувствовать
Упражнение «Здравствуй, я ежонок»
Упражнение-разминка «Веселые ежата»
Упражнение-рисовалка «Волшебный гриб»
Упражнение «Свой грибочек ты найди, а чужой не бери»
Упражнение «Чувство, замри!»
Упражнение «Имя шепчет ветерок»
Упражнение «Чувства в природе» 20 минут
2. Занятие №22. Природа умеет чувствовать
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Упражнение «Имя шепчут волны»
Игра «Ау»
Упражнение «Ветер, ветерок, ураган»
Упражнение «Приласкай, ветерок»
Упражнение «Чувства в природе» 20 минут
3. Занятие №23. Может ли плакать природа
Упражнение «Здороваемся разными способами»
Упражнение «Что чувствует природа?»
Упражнение «Капелька, льдинка, снежинка»
Упражнение «Когда природа плачет»
Упражнение «Обиженный кустик»
Упражнение «Птенец в яйце»
Релаксация «Тихий час для мышат» 20 минут
4. Занятие №24 Путешествие в природу
Упражнение «Автобус»
Упражнение «Ласковое имя»
Упражнение «Ладошки»
Упражнение «Собери шишки»
Упражнение «Гнездышко».
Игра «Изобрази животное»
Упражнение-рисовалка «Волшебное животное»
Упражнение-прощание 20 минут
Литература:
1. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники»
2. Капшук О. Н. Игротерапия.
3. Прима Е. В., Филимонова Л. В., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003, - 224с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
4. Трясорукова Т. П. «Речедвигательный тренинг».
5. Хухлаева О. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.